«Образцы нравственности в культуре Отечества»


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема:
«Образцы нравственности в культуре Отечества»
ПОДГОТОВИЛ: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТОМИЛИНА СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА
Тема:  Образцы нравственности в культуре Отечества.
Цель урока: представить жизнь и деятельность А.В. Суворова как образец нравственности в культуре нашего Отечества.
Воспитывающие:
воспитывать чувство патриотизма;
способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;
прививать интерес и любовь к истории и историческим личностям;
способствовать выявлению творческих способностей.
Обучающие:
познакомить с краткой биографией великого полководца А.В. Суворова;
сформировать представление о военном искусстве 18 века;
формировать историческое мировоззрение;
Развивающие:
развивать устную речь;
способствовать формированию творческих способностей учащихся;
развивать внимание, наблюдательность, память;
развивать у учащихся навыки анализа документов;
совершенствовать умения выделять самое главное, делать выводы.
Оборудование: карточки, доска, компьютер (для показа презентации), экран.
Ход урока
Орг.моментНе позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…
Актуализация знаний
-Давайте с вами разберём понятия, которые для нас сегодня будут важны
На доске записано слово, его надо расшифровать, т.е. открыть буквы. Это слово ж.р. и связано с нормой поведения человека. Итак, открыты буквы Н……..нн…ь. Что это за слово? Ответы учащихся.
Д: НРАВСТВЕННОСТЬ.
У:Что это?
Д:Совокупность норм, определяющих поведение человека. Хорошо!
У: У вас на партах карточки, на них записаны словосочетания слов. Какое из этих словосочетаний подходит к слову нравственность. Золотая монета, золотая брошь, золотое правило.
У:Правильно, « золотое правило» нравственности.
А знаете откуда оно появилось?
Рассказ учителя.
Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
У.: Чему учат эти правила?
Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.
Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.
Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
Д: Учат правильно жить.
3.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа Н. Головина. Вы должны будете сказать о ком идёт речь в этом рассказе?
«Беспокоит меня плохое здоровье Саши», — говорил отец Суворова, — “нельзя ему служить в военной службе. Не по силам!»
А Саша только и мечтал о том, чтобы сделаться солдатом. Только такие книжки и читал, которые рассказывали о славных войнах и победах великих полководцев. Тогда друзья уговорили отца Саши отдать его в военную службу. Саша смеялся и прыгал от радости.
Стал он прилежно учиться военным наукам. Быть хорошим офицером не так легко, как кажется. Суворов целые дни проводил за книжками и военными упражнениями.
Не было солдата исправнее его: он вставал раньше других, сам чистил себе сапоги и платье и стоял на часах во всякую погоду. Жил он вместе с простыми солдатами и ел солдатские щи и кашу; был всегда смел и весел и смешил своих товарищей веселыми шутками и рассказами. Все любили его.
Когда он стал офицером и начал командовать солдатами, всюду на войне он побеждал неприятеля.
“Ребята, — говорил Суворов солдатам, — всегда идите вперёд на врага. Не беспокойтесь о том, сколько перед вами неприятелей. Вы ведь пришли бить их, а не считать. Солдаты свои и чужие так и звали его потом: “Генерал Вперед!”
“Как орёл, высматривает Суворов врага, — говорили о нём солдаты, — и налетает с размаху на неприятелей. Не успеют враги оглянуться, как они уже разбиты”.
Отправился Суворов на войну. Два раза без него осаждали русские турецкую крепость Измаил, и не могли взять её. Суворов сказал своим солдатам: “Чудо-богатыри! Крепость Измаил необходимо взять. Так приказала Матушка-Императрица!”
“Веди нас, отец наш!” — отвечали солдаты.
Но раньше Суворов послал сказать туркам: “сдавайтесь!”
Турки отвечали: “Скорее небо упадёт на землю, чем Измаил сдастся!”
Ночью русские солдаты уже потихоньку подходили к крепости. Когда они стали взбираться на стены, турки принялись стрелять из ружей и палить из пушек. Солдаты всё шли вперед. Лезли по лестницам, удерживались за свои штыки, подсаживали друг друга. Часто они срывались, падали, раненые турками, но опять вставали и взбирались на стены. Поутру русские были в крепости.
Весь мир удивлялся искусству и храбрости Суворова и его солдат. “Гордый Измаил у ног Вашего Величества”, — написал Суворов Екатерине, и она щедро наградила его.
Французы обижали и били немцев. Тогда русский император Павел, сын Екатерины Великой, тогда уже умершей, пожалел немцев. Он послал Суворова в Италию помочь им.
Стар уже был “светлейший князь Суворов”, но сражался лучше молодого и скоро взял у французов 25 крепостей. Солдаты говорили: “Наш Суворов непобедим! И мы непобедимы, когда он с нами!”
Но неблагодарные немцы завидовали Суворову и завели его войско в Швейцарские горы. Тяжело было идти: солдаты карабкались на прямые высокие скалы, покрытые льдом. Каждую минуту можно было сорваться и упасть в пропасть, бурные речки преграждали путь. Но солдаты все шли и шли: где ползли ползком, где держались за штыки, а через речки и пропасти строили самодельные мосты; связывали доски кусками своих одежд. Суворов сам шёл с ними, не отставая ни на минуту: терпел вместе холод и голод. И ещё песни пел старый фельдмаршал. Солдаты подпевали ему.
Раз французы окружили Суворова со всех сторон. А в войске находился в то время юный сын государя, Константин Павлович. Задумался старый фельдмаршал.
“Солдатушки,- воскликнул он, плача, — Спасите сына государя, спасите честь России”.
“Отец наш, Александр Васильевич, — сказали солдаты и офицеры. — Всюду пойдём за тобою! Победим или умрём со славой”.
И на утро все они дрались, как львы. Отступили французы. Это было беспримерное сражение. Все удивлялись храбрости русских.
Император Павел написал Суворову такие слова: “Александр Васильевич! Один Бог может наградить вас за то, что вы сделали! Нет земных наград, достойных вашей храбрости и искусства”.
В этом походе старый фельдмаршал простудился и заболел. Скоро вся Россия с великим горем узнала, что умер её старый богатырь-победитель! Император Павел плакал. Осиротели солдаты, потеряв своего “отца и благодетеля”.
Солдаты до сих пор поют песни о его чудесных подвигах и доброте и до сих пор вспоминают и любят его.
И, может быть, ещё много сотен лет пройдут, а имя Суворова будет повторяться народом с любовью и благодарностью». ( Детям о русском полководце А.В. Суворове: рассказ из “Моей первой русской истории в рассказах  для детей” Н. Головина )У: Итак, о ком идёт речь?
Д: о Суворове?
4. Решение проблемы, открытие новых знаний
У: Хорошо! У вас на партах лежат карточки с этим отрывком о Суворове. Ещё раз давайте прочитаем о Суворове и ответим на вопросы, которые записаны на доске? (чтение вслух, разбор по вопросам)
За что любили солдаты Суворова? Как он их называл? (чудо-богатыри)
Что говорил Суворов о победе: чем нужно побеждать противника? (побеждать нужно не числом, а умением), чем нужно поражать врага? (человечностью и благородством) от чего зависит победа?
Почему говорят, что первая победа Суворова была победа над собой? Как ему удалось превратиться из слабого болезненного мальчика в сильного полководца? Что он для этого делал?
Что из “науки побеждать” Суворова мы можем использовать в нашей  жизни? Был ли у тебя в жизни случай, когда тебе пришлось побеждать себя, свои недостатки?
У: Давайте рассмотрим портрет Александра Васильевича (показ слайдов из презентации)
- Рассмотрите портрет
-Что  может рассказать вам портрет об этом человеке?
-Какого цвета волосы у этого человека, почему?
-В чем он одет, носят ли такую одежду в наше время, все ли люди носили такую одежду во времена этого человека?
-Какие у него глаза? Говорят, что глаза- зеркало души, давайте попробуем предположить какой характер  был у этого человека?
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем,Отдохнем мы на привале.Вправо, влево повернисьВыше, выше потянисьРуки в стороны, впередРаз наклон и два наклонПошагаем дружно…Стоп!
На доске:
Продолжи крылатые выражения: Тяжело в учении,…………( легко в бою). Ученье свет, …….(а неученье тьма). Как понимаете смысл слов полководца.
А сейчас поиграем в игру: «Кто быстрей!»
Разбиваемся на команды (по 3 чел.)
- 1 вопрос:
Кто на Очаков и ИзмаилПобедно войско свое водил?Он никогда не отступал, Ни одного сражения не проиграл. (А.В.Суворов, 1790 год)
Вопрос 2 Как называется книга А.В Суворова?
Варианты ответа
1. «Наука наступать».
2. «Наука выжидать».
3. «Наука побеждать».
3 задание:
Конверт с набором слов (слова на карточках: ученье; легко; в; тяжело; в; бою).  По моей команде капитаны начинают складывать из слов предложение-высказывание великого полководца. Сложив, должны определить, кому оно принадлежит. Побеждает, кто сложит первым.  («Тяжело в ученье, легко в бою». А.В. Суворов).5. Выражение решения проблемы
Рассказ учителя.
Александр Васильевич Суворов ненавидел праздность, а постоянный труд и молитву он считал непременным условием достижения высших требований службы. Суворов сам отличался высоконравственной жизнью; милосердие, благотворительность, правдолюбие, целомудрие были добродетелями, украшавшими его. Строгую нравственность Суворов считал обязанностью христианина-воина. Суворов сам регулярно прибегал к церковным таинствам, молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, строго держал посты, крестился, входя в комнату, садясь за стол. Суворов начинал и заканчивал день молитвой. Перед обедом адъютант его читал “Отче наш” и каждый из гостей должен был отвечать “Аминь”. Особую ревность Суворов имел к церковной службе, сам читал Апостола и пел в церковном хоре. Благочестие его проявлялось в постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей. Твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда, усердная молитва, низводя невидимо помощь Божию, видимым образом сказывается в подъеме духа армии, в мужестве и энергии. Знали это предки и говорили: “Кто боится Бога, тот неприятеля не боится”.
В самом деле, человек верующий, всецело преданный Промыслу Божию, терпеливо переносит все лишения и испытания, спокойно и смело идет навстречу всякой опасности. Для него не страшна смерть. «За веру святую, за царя-батюшку, за землю родную положу жизнь и душу: на то давал присягу», - в простоте сердца рассуждает русский воин и безбоязненно вступает в бой с неприятелем. Он знает, что за смерть на поле боя ему уготовано Царствие Небесное, ибо “нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя” (Евангелие).
У: Вы, наверно, заметили, что Суворов был религиозным человеком и строгую нравственность считал обязанностью христианина – воина.
- Как вы считаете, можно ли сказать о Александре Васильевиче, что он является образцом нравственности в культуре Отечества и почему? (ответы детей, опираются на золотое правило нравственности).
У: Да, ребята, Суворов являлся действительно образцом нравственности в культуре нашего Отечества. Так, как он был (на доске открывается запись) был:
смелый, целеустремленный, храбрый, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощьНа доске:
Ему принадлежат слова, которые помогали воинам в бою: 1) Надо бить уменьем, а не числом.2) Сам погибай, а товарища выручай.3) Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.4) С юных лет приучайся прощать проступки ближнего, но никогда не прощай своих собственных. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?
На партах у вас чистый лист бумаги, на котором нарисованы прямоугольники (вверху, внизу).
– Если вам урок понравился, то вы должны закрасить красным карандашом прямоугольник, который находится в правом верхнем углу.
- Если вам урок не понравился, то вы должны взять синий карандаш и закрасить прямоугольник, который находится в левом нижнем углу.
Оценивание работы детей на уроке.
Д.з.: составить кроссворд о полководцах.