Образовательная программа Вокальный ансамбль До-Ми-Солька

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств посёлка Михайловка»









ОП «Вокальный ансамбль»


Образовательная программа
для ДШИ



Срок реализации: 7 лет












Составитель:
преподаватель
Сорока Е.Ф.

П. Михайловка 2008г.


Пояснительная записка.

В современной эстрадной музыке вокальный ансамбль занимает очень важное место. Современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой исполнения, эстетикой и т.п., но и своими законами аранжировки. Так, в настоящее время участие «бэк-вокала»* в концертных программах «звёзд» стало желательным, а вокальные подголоски в аранжировке множества стилей просто обязательны.
Увы, появление и широкое распространение цифровой записи наряду с повышением качества звучания, одновременно снизило требования к профессиональному уровню музыкантов. При студийной работе (при записи альбомов) исполнители получили возможность не переписывать неудачную партию, а исправлять ошибки прямо на дисплее компьютера.
Однако, требования к исполнителям популярной музыки вновь возрастают, в концертных выступлениях большое внимание уделяется именно «живому» звуку.
Данная программа «Ансамбль» является начальным звеном в системе музыкального воспитания будущих эстрадных певцов, поэтому основным назначением учебного курса является:
-Знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся;
-Знакомство и овладение специфической техникой эстрадного ансамблевого пения, соответствующего современным требованиям.
ОП «Ансамбль» предназначена для учащихся с разной степенью музыкальной подготовки, поэтому преподаватель должен осуществлять дифференцированный подход к обучению учеников, различных по возрасту, вокальным, музыкальным и другим индивидуальным данным.
Программа рассчитана на 7 лет обучения из расчёта 1 час в неделю (36 уч/часов в год).
Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач.
*Бэк (анг.back спина, задний)-вспомогательные голоса (один или более), используемые в качестве дополнительных украшений к основному солирующему голосу. Певцы «подпевки» обычно стоят за спиной солиста, сзади него, поэтому название и произошло от английского back.

Цели и задачи обучения.

-Воспитание интереса к ансамблевому пению;
-Воспитание у учащихся навыков и культуры ансамблевого пения;
-Углублённое развитие музыкального слуха;
-Поддержание традиций одной из самых распространённых форм коллективного музицирования.


Итоговые требования.

За период обучения по ОП «Ансамбль» ученик должен (в силу своих
индивидуальных данных) :
-развить общий культурный и музыкальный уровень;
-развить навыки ансамблевого пения;
-развить музыкальный слух;
-развить музыкальный вкус;
-познакомиться с различными стилями эстрадной музыки и особенностями их вокальной ансамблевой аранжировки;
-познакомиться с несложными полифоническими произведениями;
-уметь сочинять подголоски или самостоятельный второй голос к мелодии солиста.


Контроль и учёт успеваемости.

Успеваемость учащихся учитывается на школьных академических зачётах, которые проводятся 2 раза в год по графику, ежегодно утверждаемому на отделении, концертах, районных мероприятиях.
Участие в концертах, отборочных прослушиваниях, семинарах, конкурсах приравнивается к выступлениям на академических зачётах.
Контрольные уроки и прослушивание выпускной программы оценивается словесной характеристикой. На академических зачётах выставляется отметка. По окончании каждого полугодия выставляется итоговая оценка успеваемости учащегося на основании текущего учёта знаний и контрольных мероприятий (академический зачёт, контрольный урок, концерт, конкурс и т.д).
При выведении итоговой оценки (в конце года) учитываются:
-годовая работа ученика и его продвижение,
-соответствие качественного уровня выполнения программных

требований и индивидуальных способностей ученика,
-оценки за выступления на академических зачётах,
- другие выступления ученика в течение учебного года, их периодичность.

Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.

Музыкальные произведения на протяжении обучения могут исполняться (в микрофон) а capella, под фонограмму «минус», аккомпанемент рояля, клавишного синтезатора, акустической гитары и др. Учащиеся могут выступать как в дуэте, трио и т.д , так и в роли «бэк-вокала».



Критерий программных требований.

Оптимальное соотношение исполняемого материала и индивидуальных особенностей развития учащегося.
Общемузыкальные знания и вокальные навыки:
расширение музыкального кругозора (знакомство с произведениями различной стилевой направленности);
формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания исполняемого произведения;
воспитание слухового контроля, исполнительской ответственности учащихся;
развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для достижения положительных результатов в обучении;
приобретение и развитие многообразных навыков совместного исполнительства.
Стабильность исполнения.
Творческое, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений.
Культура сценического поведения.





















Учебно- тематический план ОП «Ансамбль».


№п/п



Наименование тем и разделов
Кол-во уч.часов по годам обучения





1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-7-й

1.
Введение. Предмет «Ансамбль», его особенности. Различные виды, формы и жанры ансамблей. Формирование и развитие исполнительских навыков пения в ансамбле.

2

-

-

-

-

-

2.
Воспитание и развитие гармонического и мелодического слуха как основы «интонационного ансамбля».

18



14

14

12

12

12

3.
Работа над динамическим равновесием в ансамбле.
3
5
5
6
6
6

4.
Воспитание ритмического единства исполнения.
3
5
3
3
3
3

5.
Работа над единством дикционного звучания.
4
4
3
2
2
2

6.
Воспитание представления «темпового единства» в ансамбле.
3
4
4
4
4
4

7.
Работа над единой манерой исполнения.
3
4
7
9
9
9

И т о г о:
36
36
36
36
36
36


Всего: 252 уч/часа.


Содержание программы.
Тема 1. Введение. Предмет «Ансамбль», его особенности. Различные виды, формы и жанры ансамблей. Формирование и развитие исполнительских навыков пения в ансамбле.
*Краткая история возникновения ансамблевого пения. Виды, формы и жанры ансамблей, особенности эстрадных и джазовых вокальных ансамблей.
*Особенности исполнительских навыков пения в ансамбле
5
Тема 2. Воспитание гармонического и мелодического слуха как основы «интонационного ансамбля».
*Упражнения для вокального ансамбля.
*Слуховой контроль, умение слышать музыкальную вертикаль.

Тема 3. Работа над динамическим равновесием в ансамбле.
*Умение слышать звучание ансамбля в целом, звучание своей партии и партии партнёра(ов).
*Умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре.

Тема 4. Воспитание ритмического единства исполнения.
*Ритмические упражнения для вокального ансамбля.
*Соответствие «ауфтактов» (взятие дыхания), «снятия» (окончание) звуков темпу и характеру исполняемого произведения.

Тема 5. Работа над единством дикционного звучания.
*Работа над одинаковыми артикуляционными движениями.
*Работа над идентичностью фонетики.

Тема 6. Воспитание представления «темпового единства» в ансамбле.
*Идентичность составляющих элементов ансамблевого звучания : динамическое равновесие, ритмическое и дикционное единство, манера исполнения.

Тема 7. Работа над единой манерой исполнения.
*Тембровый подбор голосов.
*Работа над культурой звука.


Методическое обеспечение программы.

История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в скоморошьих забавах.
Современная популярная музыка основывается на «трёх китах»- джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский).
Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно
6

заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации.
Высочайшую культуру хорового исполнения следует отметить в афро-американском фольклорном стиле –спиричуэлсах.
Ансамбль- это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.
Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с её постоянным развитием- появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.
Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:
унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
ансамбль солирующего голоса с «бэк- вокалом»;
ансамбль нескольких солирующих голосов;
полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);
ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона)-характерен для стилей джазовой музыки.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей , умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение- это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление».
И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования. Как правило, преподаватели эстрадного и джазового пения в ДШИ имеют дело с детьми, совершенно различными по своим музыкальным и вокальным данным. Поэтому состав ансамбля и намечаемый к изучению репертуар необходимо согласовывать с педагогом по специальности (там, где класс ансамбля ведётся другим педагогом). При этом необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ученика, диапазон и характер (тембральную окраску) голоса.
Для воспитания гармонического и мелодического слуха учащихся создано множество методик и упражнений: (Г.Шатковский, С.Миловский, В.Кирюшин, Д.Блюм, Г.Струве, Н.Морозов, О. Хромушин и др.).

Особо следует остановиться на особенностях аккомпанемента в упражнениях.
Гармония в эстрадной музыке имеет свои особенности: широкое применение септаккордов и их обращений, аккордов нетерцового строения (с добавленными тонами, с задержанием и др), альтерированные аккорды, полиаккорды, аккорды с блюзовыми нотами (пониженные III, VII, V ступени мажорной гаммы) и др.
Поэтому концертмейстер (или сам преподаватель) класса «ансамбля» должен стараться как можно чаще и смелее применять в инструментальном сопровождении даже самых простых упражнений гармонические последовательности аккордов, типичных для эстрадно-джазовой музыки. Вокальную мелодическую линию желательно дублировать как можно реже.
У всех без исключения участников ансамбля следует развивать навыки пения второго голоса (при двухголосии), а затем третьего, четвёртого и т.д. Навыки пения голоса, ведущего мелодию, мало способствуют интенсивному развитию гармонического слуха.
А начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с пения в унисон, постепенно переходя к несложным дуэтам, ансамблям, пению по партиям и т.д.
Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella).
Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.
Для развития инициативности, смелости и творческого мышления, учащимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера (мелодического и ритмического) основного напева.
Все без исключения преподаватели- музыканты отмечают, что воспитание именно метро-ритмических ощущений у учащихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля.
В настоящее время создано много интересных, полезных и уникальных методик по воспитанию метро-ритмического чувства (см. раздел «Рекомендуемая методическая литература»).

Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.
Очень интересны и полезны ритмические упражнения для ансамбля Н.А. Морозова:
1).
-Делим детей на группы (если их 4 и более человек).
С одной группой отдельно отрабатываем трёхдольный метр (топ-хлоп- хлоп), с другой- четырёхдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).
-Работаем одновременно с двумя группами (получается своеобразная «полиметроритмия».
-Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги.
-Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.

2). Музыкально-ритмическая игра.
Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя.

На основе этой игры учащиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.
Ещё одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.
Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и который даст ансамблевый суммарный тембр.
При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую тональность для всех


голосов), приёмы цепного дыхания, стилевые особенности данного многоголосия; добиваться плавности голосоведения.
Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля слухо-голосовую координацию, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой.


Программные требования по годам обучения.

1-й, 2-й год.
На протяжении первого и второго лет обучения учащиеся должны:
-познакомиться с исполнительскими навыками пения в ансамбле;
-работать над чистотой интонации;
-добиваться плавного звуковедения;
-постараться слышать себя и партнёров.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 2-4 несложных ансамбля различных видов (унисонный, «бэк-вокал»).
На академических концертах (2 раза в год) исполняется 1 произведение.
3-й, 4-й год.
На протяжении третьего и четвёртого лет обучения учащиеся должны:
-работать над освоением исполнительских навыков пения в ансамбле: динамическое равновесие, ритмическое единство, единство дикционного звучания;
-работать над чистотой интонации и умением слышать музыкальную вертикаль;
-проявлять самостоятельность и творческую инициативу в работе над произведениями.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 3-5 несложных ансамблей различных видов (включая полифонический ).
На академических концертах (2 раза в год) исполняется 1 произведение.


5-й год.
На протяжении пятого года обучения продолжается работа по закреплению полученных за предыдущие четыре года исполнительских навыков, а также над:
-единой манерой исполнения;
-более сложными ансамблями;
-раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 2-4 ансамбля (включая ансамбль солирующих голосов).
На академических концертах (2 раза в год) исполняется 1 произведение.


6-й, 7-й год.
В течение учебного года следует обратить внимание на:
-устранение имеющихся недостатков в исполнительских навыках;
-совершенствование вокально-технических приёмов;
-единую манеру исполнения;
-ощущение стиля исполняемых произведений;
-постановку концертных номеров средствами хореографии.

Формируя выпускную программу в начале года, целесообразно предусмотреть варианты замены произведения, а также возможность исполнения на экзамене произведения из репертуара предыдущих двух лет обучения.
В течение года учащиеся работают над выпускной программой.
На выпускном экзамене исполняется 1 произведение.
На протяжении всех лет обучения и на выпускном экзамене допускается участие одного или более учеников в нескольких ансамблях.

Примерный репертуарный план по годам обучения.

1-й, 2-й год.
Популярные песни из мультфильмов, кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.
11
Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его элементы).
Несложные каноны русских или зарубежных композиторов.


3-й, 4-й год.
Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне композиторов ( А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
Песни из репертуара зарубежных исполнителей.
Каноны русских или зарубежных исполнителей, несложные полифонические произведения (менуэты, дуэты, старинные арии и т.д).


5-й год.
Популярные песни из кинофильмов в переложении для 2-х и более голосов или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
«Ре-мейки» на различные музыкальные композиции (обработки народных песен, ретро, джаз и т.д.) в переложении для ансамбля.
Песни из репертуара зарубежных исполнителей (желательно на языке оригинала).
Полифонические произведения (см.2-й год).


6-й, 7-й год
Музыкальные композиции современных авторов в переложении для 2-х -3-х (и более) солирующих голосов.
Ретро, эстрадно- джазовые композиции для вокального ансамбля, обработки народных песен, полифонические произведения (возможно исполнение a’capella, техникой скэт-слоговое пение).
Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала.


Рекомендуемые средства обучения.

Технические средства: клавишный синтезатор, музыкальный центр с функцией «караоке», необходимое для исполнения вокальным ансамблем количество микрофонов и другая звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений;
Грампластинки, аудио, CD, MP3, DVD, видеозаписи выступлений исполнителей различных стилевых направлений (классика, джаз, эстрада, народная музыка), постановки мюзиклов, рок-опер, концерты эстрадных, джазовых и др. коллективов и солистов.


Методическая литература.

1.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004г.
2.Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г.
3.Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.
5. Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова.- СПб.: Изд. «Союз Художников», 2003г.
6. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.
7.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.
8.Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования.М.: АСТ,2005г.
9.Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос.
10.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.
11. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы ДМШ (2-я редакция). – СПб.: Изд. «Композитор», 2001-2002г.
12. Чугунов Ю. Гармония в джазе. –М.: Изд. «Советский композитор», 1985г.
13. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.- М.: Музыка, 1996г.
14. Шевченко Н. Эстрадное сольфеджио.([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415