РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА


УДК 371.124:377
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Ю. В. Кудинов, преподаватель ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум», член-корреспондент МАНЭБ
г. Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования системы опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла в государственном профессиональном образовательном учреждении. Приводятся основные принципы составления опорных конспектов в процессе преподавания спецдисциплин. Предложена педагогическая система эффективной систематизации учебного материала для обеспечение представления обучающимися целостной картины изучаемого предмета, в соответствии с его спецификой.
Ключевые слова: система опорных конспектов; преподавание дисциплин профессионального цикла; государственное профессиональное образовательное учреждение; основные принципы составления опорных конспектов; педагогическая система эффективной систематизации учебного материала.
Актуальность статьи обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к среднему профессиональному образованию: повышаются требования общества к качеству профессионального образования, кардинально обновляются технологии обучения, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг. В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает проблема качества образования, целенаправленное управление которым обеспечивает достижение необходимых показателей.
Цель государственных профессиональных образовательных учебных заведения в современных условиях — подготовка специалиста среднего звена, умеющего инициативно, самостоятельно решать сложнейшие профессиональные и жизненные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, умеющего на практике применять и приумножать полученные знания, умения, навыки, обладающего гибкостью мышления, творческим подходом и находчивостью в быстро меняющихся ситуациях, несущего ответственность за результаты собственной деятельности и ориентированного на эффективное самообразование.
Кроме специальных знаний руководитель среднего звена должен обладать умением взаимодействовать с другими людьми, выдавать своим подчиненным производственные наряды и отчитываться перед вышестоящим руководством. Для этого он должен обладать навыками индивидуальных (деловая беседа и телефонный разговор) и коллективных (производственное совещание, собрание и конференция) форм общения. Основным требованием к руководителю при этом является умение решать конкретные деловые проблемы с помощью того или иного коммуникативного акта общения. [2. с. 180].
Умение высказать и донести свою мысль до слушателя преподаватель наиболее ярко демонстрирует студентам в процессе передачи знаний на лекции – наиболее традиционном методе обучения в средних специальных образовательных учреждениях. В свете требований, предъявляемых обществом к современному специалисту, совершенно ясно, что лекция должна не только давать знания, но и способствовать формированию специалиста и гражданина, разностороннему развитию молодого человека. И делать это надлежит специфическими, присущими именно лекционному преподаванию способами, ибо сейчас конкурентом лекции выступают другие обучающие формы и источники информации, имеющие немало преимуществ: видео- и кинотехника, телевидение, мультимедийные средства, диспут, беседа, конференция, «круглый стол», устный журнал, деловая игра и иные активные формы и средства обучения.Лекция - очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности, всего богатства личности педагога с внутренним миром слушателя. Знающий, вооруженный опытом и научным методом, неординарно мыслящий, нужный и интересный для молодежи человек введет ее в мир знания, приобщит к «тайнам» научного мышления, заразит верой и энтузиазмом познания и преобразования.
Размышляя вслух, лектор может и должен заражать аудиторию пафосом утверждения нового, поэзией проникновения в глубины неизведанного, силой и красотой сочетания логики и интуитивного «схватывания». Преломляя общественное через свое личное, индивидуальное, он убедительнее, эмоциональнее, чем это делает учебник или пособие, донесет до слушателей идеи гуманизма, радость самоутверждения и самоотдачи, служения людям, чувство высокой ответственности перед ними. Лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое. [1. с. 365].
Но в наше время информационных технологий, когда меняются некоторые методы и техника преподавания, возникает необходимость создавать определённые модели образовательного процесса, в том числе и лекции. Это позволит нам сделать процесс обучения более эффективным.
Актуальность данной проблемы ощущается при преподавании дисциплины «Основы горного дела». Особенностью изучения этой дисциплины является исследование технологических процессов, происходящих под земной поверхностью. При этом студенты должны иметь пространственное мышление и зрительно представлять подземные горные выработки, этапы добычи полезного ископаемого и транспортирования его на земную поверхность. В учебной деятельности у студентов возникают определенные трудности с пониманием и запоминанием технологии подземной добычи полезного ископаемого. Чтобы разобраться в этом, обучающие должны увидеть, как и где проходят вышеперечисленные работы, сначала на схемах, а затем в шахте. Поэтому возникла потребность в создании опорного конспекта лекций по дисциплине: «Основы горного дела». В нем схематически представлены технологические процессы горных и взрывных работ в угольной шахте. По этому конспекту студенты получают первоначальные знания по дисциплине, а затем закрепляют их на учебном горном полигоне ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум».
Предлагаемая методика обучения основам горного дела по опорному конспекту лекций, ставшая объектом исследования в данной статье, разработана на основе методики опорных сигналов В. Ф. Шаталова: «Запоминание через опорные сигналы», который утверждает то, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть школьной программой. В нашем случае все студенты, с различным багажом знаний, должны изучить и понять основы горного дела, чтобы они могли в дальнейшем, качественно изучать дисциплины профессионального цикла.
В. Ф. Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения алгебры, геометрии и русского языка. По словам автора: «Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети, без исключения, способны успешно овладеть школьной программой». В. Ф. Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами. После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы — это и есть то самое средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов. Прежде чем разбираться в применении опорных сигналов, определим, что они из себя представляют. Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. У каждого из нас, совершенно точно, случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какая-то часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминает. Теперь разберемся, как должен выглядеть опорный сигнал. Всем известно, что необычное и оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и мышления. Таким образом, составляемый опорный сигнал должен нести в себе некую необычность. «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия». [3, с.160]
Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:
1. Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
2. Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
3. Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
4. Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически.
5. Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы.
6. Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.
7. Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума. [3, с. 89].
Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих.
Кроме системы обучения В.Ф. Шаталова, на сегодняшний день все большую популярность приобретает метод фрейма. Фрейм - это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса. Фрейм - это схема, каркас. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания занятия. Фреймы в образовании имеют различные названия:
логико-смысловые модели В.Э. Штейнберга (схемы, включающих два компонента: смысловой компонент в виде основных понятий по теме занятия и логический компонент, организующий эти понятия в связную систему и поддерживающий выполнение операций анализа и синтеза);
граф-схемы, матрицы, на основе дидактических единиц П.М. Эрдниева (в технологии укрупненных дидактических единиц используются одновременно все коды, несущие информацию: слово, рисунок, символ, число, модель, предмет, физический опыт).
Опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.
Дисциплина «Основы горного дела» входит в число профессионального цикла, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин. Целями освоения дисциплины «Основы горного дела» является формирование у обучающихся представления о будущей профессии, получение базовых знаний об основных принципах добычи полезных ископаемых подземным способом. Дисциплина «Основы горного дела» формирует теоретические знания, практические навыки, вырабатывает профессиональные компетенции, которые дают возможность выполнять следующие виды профессиональной деятельности: производственно-технологическую; проектную; организационно-управленческую.
В области производственно-технологической деятельности целью дисциплины является научить студента организовывать и производить горные работы в соответствии с действующими требованиями нормативно-технической документации и стандартов. Для выполнения специалистами проектной деятельности дисциплина дает основу грамотного подхода к разработке технологии, обоснованию технической, экологической безопасности и экономической эффективности горных работ. Для ведения организационно-управленческой деятельности дисциплина учит умению проводить технико-экономический анализ с обоснованием принимаемых решений.
Дисциплина относится к специальным дисциплинам профессионального цикла. Она непосредственно связана с дисциплинами профессионального цикла: «Горными машинами и комплексами», «Горной электротехникой», «Горной механикой», «Рудничным транспортом», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Системами управления охраной труда», «Основами экономики», в рамках которых происходит более подробное рассмотрение всех аспектов добычи полезных ископаемых. В результате освоения данной дисциплины дипломированный специалист среднего звена приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей основной образовательной программы «Горное дело».
Соответственно, для того чтобы занятия по дисциплине «Основы горного дела» были эффективными, они должны: обладать практической направленностью; обязательно включать самостоятельное освоение некоторых тем; основываться на использовании активных методов работы с обучающимися; обладать преемственными связями с другими дисциплинами; развивать организаторские и коммуникативные навыки обучающихся.Проблема качества образования определяет интенсивный поиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса. Достижение поставленных образовательных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Составление и последующее использование опорного конспекта педагогом делает возможным эффективную систематизацию учебного материала, выделение существенных связей и обеспечение представлений обучающимся целостной картины изучаемого предмета, в соответствии с его спецификой, предполагающую активную деятельность обучающихся и немалую долю самостоятельности, а также возможность развития организаторских и коммуникативных навыков обучающихся.Исходя из определения опорного конспекта, его основных характеристик, а также особенностей дисциплины «Основы горного дела», можно выделить основные принципы составления опорного конспекта в процессе подготовки педагога к занятиям.
К основным общим дидактическим принципам, которые лежат в основе всего образовательного процесса и которые должен учитывать каждый педагог, относят:
1. Принцип научности.
Учебный материал должен соответствовать современному состоянию той отрасли науки, которой соответствует дисциплина (даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей обучающихся).
2. Принцип сознательности и активности обучения.
Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, умении сознательно применять его на практике. Педагог должен уметь логически связывать известное с неизвестным, приводить оптимальное количество примеров, учить мыслить причинно, и т.д.
3. Принцип доступности.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся в учебном процессе и не допускать чрезмерной усложненности и перегруженности преподаваемого материала.
4. Принцип связи теории с практикой.
Процесс обучения должен стимулировать обучающихся использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, получая собственный опыт [1. с. 355].
Соблюдение названных принципов по разработке опорного конспекта по дисциплине «Основы горного дела» позволяет эффективно выстраивать занятие, в соответствии с закономерностями целостного педагогического процесса. В процессе разработки опорного конспекта по дисциплине «Основы горного дела» нами были осуществлены следующие действия:
Отбор учебно-методического материала к занятию с использованием письменных источников.
Изучение источников, отобранных для составления конспекта занятия.
Выбор наиболее значимой и существенной информации по теме занятия.
Компоновка отобранного учебно-методического материала.
Обработка сведений с учетом будущей учебной ситуации: отбор учебно-методического материала и выделение основных (ключевых) понятий, используемых на каждом этапе занятия.
Подбор языковых средств, помогающих ввести учебно-методический материал в конспект.
Запись отобранного учебно-методического материала в новой графической форме, с попутным его сокращением.
После отбора материала ключевые моменты темы были нами преобразованы в опорный конспект, особенности которого заключаются в следующем: сжатие полной информации до малых размеров; наличие краткой аннотации каждого выделенного блока; использование ассоциаций, напоминающих о примерах, опытах, которые можно привлечь для конкретизации абстрактного материала.
Соблюдение названных принципов в сочетании с выделением особенностей преподаваемой дисциплины, а также, использование алгоритма составления опорных конспектов, позволяет педагогу при подготовке занятия, выстроить свою деятельность таким образом, чтобы представить учебный материал обучающимся с максимальной образовательной пользой для них.
Таким образом, среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога, при преподавании дисциплин профессионального цикла выделяется разработка и использование опорного конспекта, который представляет собой наглядное изображение изучаемого материала, в котором отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах. При написании данной работы мы реализовали запланированную нами цель и достигли ожидаемого результата - изучили особенности разработки и использования системы опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.
Список использованных источников
Кудинов, Ю.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие/ Ю.В. Кудинов. – Алчевск: ДонГТУ, 2004. - 436 с.
Кудінов, Ю.В. Ділове спілкування сучасного керівника: навч. посібник/ Ю.В. Кудінов. – Алчевськ: ДонДТУ, 2011. - 518 с.
Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого / Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.