Целевая программа по внеурочной деятельности Здоровьесберегающая среда в начальной школе

Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Смысловое чтение» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования
Цель курса «Смысловое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях дополнительного образования.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
1. Общая характеристика курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация,
2. Место курса «Разговор о правильном питании» в учебном плане.
На курс «Смысловое чтение» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 68 часов. Продолжительность курса во 2-4 классах 34 учебные недели (2 часа в неделю).
3. Ценностные ориентиры
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - это системно-деятельностный подход в начальном обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой, элементарной исследовательской деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
4. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса «Смысловое чтение»
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных
результатов
Универсальные учебные действия
Личностные УДД:
- Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
- Возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
- Осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
5. Содержание курса
3 класс
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).
Содержание литературного образования в третьем классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров. В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день». Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Раздел «Вверх ногами» знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского. Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.
Завершает программу для 3 класса раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».
4 класс
В первый раздел программы включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».
Раздел «Моя малая Родина» знакомит учащихся с историей и богатствами Урала, а также с произведениями классиков «уральской» литературы Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Бажова.
В третьем разделе, озаглавленном «Мир удивительных путешествий и приключений», представлены увлекательные сказочные повести и романы, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Завершает программу для 4 класса раздел «Страна Фантазия», состоящий из произведений мировой сказочной литературы, таких, как: «Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя Э. Гофмана, повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Д.Р. Толкиена. В заключении четвероклассники знакомятся со знаменитой сказкой уральского писателя В.П. Крапивина «Дети синего фламинго».



Календарно-тематическое планирование 3 класс


Дата
Тема
Изучаемые тексты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные результаты



Вводное занятие.
Какой ты читатель?

Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.
Различать основные элементы книги. Письменно отвечать на вопросы.

Раздел 1. «Все мы родом из детства...»

.

Странички дневника нашего детства
И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»
Оформление выставки книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини.
Оформлять выставку. Выразительно и осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать в лицах диалог.

.

Наши самые близкие люди
С.Г. Георгиев. «Ошейник», «Дедушка». Рассказы
Чтение «Письма читателю» С.Георгиева. Антиципация перед прослушиванием рассказа «Ошейник», беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказа «Дедушка». Беседа, характеристика главного героя. Творческое задание «Закончи рассказ». Выставка книг писателя.
Выразительно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Создавать небольшой устный текст

.

Что такое счастье?
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Рассказ
Выставка книг писателя. Антиципация. Выразительное чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа. Творческое задание. Читательский рейтинг.
Выразительно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.



Что такое счастье?
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Рассказ
Выставка книг писателя. Антиципация. Выразительное чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа. Творческое задание. Читательский рейтинг.
Создавать небольшой текст (письменно).



Мир детства в сказках.

Сказки «Дюймовочка», «Снежная королева».
Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Тест. Просмотр художественного фильма.
Понимать особенности построения сказок. Сочинять свои сказочные истории. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.



Аркадий Гайдар и герои его книг.
Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др.
Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.
Выразительное чтение. Самостоятельно писать небольшой рассказ.

Раздел 2. «Думают ли звери?..»



Думают ли звери?
A.Барто, И. Токмакова, Н.Рубцов, С. Чёрный.
Стихи
Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
Самостоятельно писать небольшой рассказ о своем домашнем животном.



Думают ли звери?
A.Барто, И. Токмакова, Н.Рубцов, С. Чёрный.
Стихи
Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
Рисовать иллюстрации по прочитанному.



Мы хозяева нашей земли

B.П. Астафьев.
«Белогрудка». Рассказ
Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателя. Выразительное чтение рассказа. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы.
Пересказывать текст. Выразительно читать. Отвечать на вопросы.


в

Друзья моего детства
Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ
Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия. Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка»
Характеризовать главного героя произведения. Составлять аннотацию к иллюстрации.



Друзья моего детства
Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ
Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия. Самостоятельное чтение рассказа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка»
Составлять аннотацию к иллюстрации. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение

.

Наши соседи по планете
Ю.Д. Дмитриев. «Соседи по планете». Энциклопедия. «Таинственный
ночной гость». Рассказ

Защита творческих проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. Антиципация. Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.
Защищать свой проект. Выразительно читать фрагмент произведения

.

Рассказы о животных

Эрнест Сетон- Томпсон
и герои его книг

Знакомство с автором и его произведениями. Самостоятельное чтение. Творческие задания. Тест.
Рисовать иллюстрацию по прочитанному.



Рассказы о животных
Е.И. Чарушина
Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки»
Выставка книг. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование и сочинительство. Создание своей книги.
Характеризовать персонажей по их описанию и поведению. Составлять устный рассказ.

Раздел 3. Вверх ногами



Все наоборот
Тим Собакин. Стихи.
Савва Букин. «Буква «Е». Рассказ
Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе.
Оформлять выставку книг. Выразительно читать стихи. Рисовать иллюстрацию по прочитанному.



Веселые игры со словами
Н. Матвеева, Б. Заходер, В. Хотомская. О. Григорьев,И. Иртеньев, И. Токмакова. Стихи
Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.
Оформлять выставку книг. Выразительно читать стихи. Рисовать иллюстрацию по прочитанному.



Веселые игры со словами
Н. Матвеева, Б. Заходер, В. Хотомская. О. Григорьев,И. Иртеньев, И. Токмакова. Стихи
Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.
Оформлять выставку книг. Выразительно читать стихи. Рисовать иллюстрацию по прочитанному.



С. Михалков «А что у вас?»
С. Михалков «А что у вас?»
Инсценирование произведения. Чтение по ролям.
Читать по ролям. Инсценировать произведения.



Веселые игры со словами
Н. Матвеева, Б. Заходер, В. Хотомская. О. Григорьев,И. Иртеньев, И. Токмакова. Стихи
Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.
Выразительно читать. Рисовать иллюстрацию по прочитанному.



Кто такие «пуськи бятые»?
Л. Петрушевская «Пуськи бятые» Лингвистическая сказка
Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!».
Выразительно читать произведение. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение



Кто такие «пуськи бятые»?
Л. Петрушевская «Пуськи бятые» Лингвистическая сказка
Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания.
Рисовать иллюстрацию по прочитанному. Отвечать на вопросы.



Хохотальная путаница
Ю.П. Мориц. Стихи
Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций.
Выразительно читать стихотворения.



Хохотальная путаница
Ю.П. Мориц. Стихи
Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций.
Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение



Странные сказки о
вещах
М. Мацоурек.
«Сюзанна и
буковки»
Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма. Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа.
Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания.
Высказывать свое отношение к содержанию произведения Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение



Странные сказки о
вещах
М. Мацоурек. «О Катержинке и толстом красном свитере».
Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма. Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа.
Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания.
Высказывать свое отношение к содержанию произведения



«Проба пера»

Составление загадок. Работа в группе
Самостоятельно составлять загадки.

Раздел 4. «Школьные годы чудесные»



Трудно ли учиться в школе?
Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть
Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсценирование фрагмента повести.
Инсценировать фрагмент повести.



Трудно ли учиться в школе?
Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть
Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсценирование фрагмента повести.
Инсценировать фрагмент повести



О чудесах дружбы

Выставка книг. Выставка и защита рисунков
Оформлять выставку книг. Защищать свой рисунок.



Считалки и дразнилки

Творческая работа. Составление собственных дразнилок и считалок
Составлять считалки, дразнилки.

.

Школьные рыцари
В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ
Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг. Антиципация. Комбинированное чтение. Характеристика героя.
Характеризовать поведение героя.



Школьные рыцари

Творческие задания, работа в парах. Составление устного рассказа «Мой верный рыцарь».
Составлять устный рассказ.



Учитель-волшебник
О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка
Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последовательность событий». Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану.
Работать по плану.



Учитель-волшебник
О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка
Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану.
Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста



Поиграем в школу
Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. Рассказы «Трое из Простоквашино» «Зима в Простоквашино».
Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям Успенского. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков.
Составлять аннотацию к книгам. Пересказывать небольшой текст.



Поиграем в школу
Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. Рассказы «Трое из Простоквашино» «Зима в Простоквашино»
Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки. Творческие задания, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.
Находить выразительные средства языка.



Современные детские журналы.
Детские журналы
Осуществлять решение учебной задачи. Создавать собственный журнал. Рисовать иллюстрации. Придумывать вопросы.
Создавать собственный журнал. Рисовать иллюстрации. Придумывать вопросы.



Комиксы
Детские комиксы
Сравнивать рисунок и юмористический тексты на одну и ту же тему. Наблюдать за словами.
Создавать собственный журнал. Рисовать иллюстрации. Придумывать вопросы.



«В сказку дверь мы приоткроем»

Работа в группе. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильмах.
Сопоставлять прочитанное и увиденное в мультфильме.



«Вчера и сегодня»
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
Работа в группе. Сопоставление прочитанного с увиденным.
Сопоставлять прочитанное с увиденным.



«Проба пера»

Сочинение стихотворений. Работа в группе
Сочинять стихотворения.



«Проба пера»

Сочинение стихотворений. Работа в группе. Составление книги.
Сочинять стихотворения

Раздел 5. «Преданья старины глубокой»



Откуда мы родом?
А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия
Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице.
Соотносить год и век.



Мы – славяне
А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия
Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах.
«Создавать» ленту времени.



Кто наши предки?

Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести временных лет». Чтение «Повести временных лет»
Соотносить год и век.



Великие русские князья
«Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание
Словарная работа. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
Самостоятельно делать выводы.
Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание.



Великие русские князья
«Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание
Словарная работа. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
Самостоятельно делать выводы.
Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание. Анализировать образ Олега.



Героические страницы нашей истории
«Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть
Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения.
Восстанавливать текст с помощью подготовленных дома иллюстраций. Сопровождать иллюстрации отрывком текста. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.



Сказки разных народов

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать песенки разных народов. Находить общее и различия сказок.
Ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям, целенаправленно осуществлять выбор книги с выставки книг по заданной тематике. Самостоятельно делать выводы.



Творческая работа по картине Васнецова «Три богатыря»

Творческая работа в группе.
Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение.



«Из истории нашей Родины»

Поиск информации об истории нашей страны. Оформление «Окна в историю»
Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение.



«Из истории нашей Родины»

Поиск информации об истории нашей страны. Оформление «Окна в историю»
Анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Высказывать оценочное суждение.



«Каким ты был, мой родственник, в годы Великой Отечественной войны»
Книги о ребятах – сверстниках, участниках ВОВ
Оформление аннотаций на прочитанные книги. Выразительное чтение. Оформление иллюстраций.
Оформлять аннотацию. Оформлять иллюстрации по прочитанному.



«Каким ты был, мой родственник, в годы Великой Отечественной войны»
Книги о ребятах – сверстниках, участниках ВОВ
Оформление аннотаций на прочитанные книги. Выразительное чтение. Оформление иллюстраций.
Оформлять аннотацию. Оформлять иллюстрации по прочитанному.



Викторина «Дети войны»

Оформление выставки книг. Оформление иллюстраций. Работа в паре.
Оформлять аннотацию. Оформлять иллюстрации по прочитанному.



Моя родословная

Составление родословного дерева семьи.
Составлять родословное дерево семьи.

Раздел 6. Обыкновенное чудо



Сказки для добрых сердец
Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки
Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование. Рассказ о писательнице, выставка ее книг. Выразительное чтение сказки..
Воспринимать содержание художественного текста. Определять жанр произведения.



Сказки для добрых сердец
Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки
Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по ролям, беседа.
Воспринимать содержание художественного текста. Определять жанр произведения. Находить следы фольклора в авторском произведении.



О чудесах дружбы
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть
Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр м/фильма. Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». Выставка и защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление рассказа о герое по предложенному плану.
Подробно пересказывать текст, используя отобранные средства.




Какие черты характера мы ценим в людях?
Н.К. Абрамцева «Голубая сказка»,
Устное творческое задание. Выставка детских рисунков.
Составлять сборник сказок. Презентация своих сказок и иллюстраций к ним.



Какие черты характера мы ценим в людях?
Н.К. Абрамцева «Голубая сказка»,
Устное творческое задание. Выставка детских рисунков.
Составлять сборник сказок. Презентация своих сказок и иллюстраций к ним.



Мир, - в котором я живу
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Литературный ринг. Работа в группе.
Составлять сборник сказок. Презентация своих сказок и иллюстраций к ним.



Кроссворды и таблицы-карточки

Урок – отчет. Урок КВН. Работа в паре.
Отвечать на вопросы по прочитанному.



Детская фантастика
Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы».
Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр м/фильма. Выставка книг. Чтение главы «Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Характеристика главной героини.
Сравнивать прочитанное с просмотренным.



Детская фантастика
Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы».
Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр м/фильма. Выставка книг. Чтение главы «Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Характеристика главной героини.
Характеризовать главную героиню. Выразительно читать текст по ролям.
Уметь оценивать чтение одноклассников по оговоренным заранее критериям. Осуществлять самооценку.



Наши самые близкие люди

Самостоятельное оформление выставки книг. Работа в группе. Выполнение творческого задания.
Самостоятельно оформлять выставку книг.



Обобщающий урок. Читательская конференция.

Заполнение анкеты, «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция
Оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников (рефлексия).

































Заголовок 615