Информационные технологии в преподавании школьного курса химии «Азот – безжизненный элемент, но важная составная часть жизни на Земле» (урок в 9-м классе с применением ИКТ)


Перспективные современные образовательные технологии в преподавании школьного курса химии Современный учитель – это педагог-исследователь,педагог-новатор, имеющий высокий уровень морального долга и ответственности за результаты своей деятельности перед каждым ребенком, перед его родителями и обществом в целом. Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии Задачи: Изучение теоретических основ модульного обучения и овладение ими на практике. Разработка модульной программы учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”. Разработка методики изучения тем учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”. Реализация и апробирование модульной программы, модульных уроков по химии 8 кл. В модульной программе излагаю цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Модульная программа – это программа деятельности ученика по изучению определенной темы. Модульное обучение строится по правилам, принципам модульности.Активизация познавательной деятельности ученика достигается тем, что: Каждый урок начинается с процедуры мотивации. Разнообразие учебных элементов, как носителей учебных информаций, так и приемов учебной деятельности обуславливают мыследеятельностный, продуктивный подход в обучении.Модуль – это целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Каждый учебный элемент (игровой, текстовой, модельный, творческий и т.д.) – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения, содержанием которого цель не будет достигнута. Роль учителя как организатора условий создания учебной деятельности каждого ученика состоит в структурировании, проектировании индивидуального образовательного пространства обучаемого. Каждый ученик снабжается напечатанным модулем, который представляет собой методическое средство, в котором указаны цели урока, учебная деятельность ученика на каждом учебном элементе, а также учебные задания, вопросы, упражнения и рекомендации по их выполнению. Посредством печатных модулей учитель целенаправленно ведет ученика к достижению целей урока путем его самореализации, самовыражения. Одним из обязательных элементов при этом является наличие различных видов контроля деятельности ученика на протяжении всего урока: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. На модульных уроках имеет место рефлексия, оценивание учеником своей деятельности, на уроке исходя из целей учебной деятельности. У ученика появляется заинтересованность в успешности своей работы, возникает динамика, активизация в познавательной деятельности. Результатом внедрения модульной технологии на уроках химии в 8-м классе были: Экономия учебного времени; Нет двоечников; Повышается качество знаний обучаемого; Закрепляются и развиваются общеучебные умения и навыки самостоятельной работы; Формируется и развивается интерес к предмету; Повышается активность познавательной деятельности учащихся;Модульное обучение развивает активную позицию ученика на уроке, а также повышает эффективность и продуктивность урока.Далее привожу разработку одного модульного урока модульной программы “Кислород. Оксиды. Горение” учебного раздела “Химия - 8”. Получение кислорода в лаборатории и в промышленности Учебный материал с указанием заданийУЭ-0Цель: В результате овладения содержанием модуля вы получите представления о способах получения кислорода в лаборатории и в промышленности, о понятии катализатор и его роли. Будете уметь: Собирать прибор для получения газа. Собирать кислород вытеснением воздуха. Доказывать его наличие. Испытывать химические свойства кислорода. Соблюдать правила по технике безопасности. УЭ-1 Подготовка к работе. 1. Прочитайте, подумайте и ответьте на вопрос: на одной из площадей Лондона установлен памятник ученому – химику. Он изображен с лупой в руке, с помощью которой собирает солнечные лучи. Какое открытие увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый? Он англичанин (1733–1804).2. Задание: внимательно прочитайте стихотворение. Из атомов мир создавала Природа.Два атома легких взяла водорода.Прибавила атом один кислорода.И получилась частица воды,Море воды, океаны и льды…Стал кислород чуть не всюду начинкой.С кремнием он обернулся песчинкой.В воздух попал кислород,Как ни странно,Из голубой глубины океана.И на Земле появились растения,Жизнь появилась: дыханье, горение …Первые птицы и первые звери,Первые люди, что жили в пещере…Огонь добывали при помощи трения,Роль кислорода на нашей ЗемлеПонял великий Лавуазье.Чему посвящены эти строки стихов? 2. Задание: Напишите химический диктант по кислороду. Я буду читать предложения, и если они подходят к кислороду, то ответ должен быть – О2, а если не подходят, то ставить прочерк (–). Итак начинаю: В природе встречается только в связанном виде. Хорошо растворим в воде. Применяют в качестве топлива. сложное вещество. При обычных условиях – бесцветный газ Принимает участие в процессах окисления Простое вещество газ, имеющий запах Применяют для сварки и резки металлов. При обычных условиях – жидкость. Входит в состав воздуха Легче воздуха Необходим для дыхания Получают из природного газа. Проверьте и оцените работу Правильные ответы смотрите на доске критерии оценки: “5” – нет ошибок; “4” – 2–3 ошибок; “3” – 4–5 ошибок; “2” – 6–7 ошибок. “1” – > 8 ошибокОбсудите результаты работы УЭ-2 Цель: получить кислород методом вытеснения воздуха.1. Ознакомление с ходом практической работы.2. Обсудите действия выполнения работы.3. Выполните “Практическую работу” “Получение и свойства кислорода”.4. Оформите результаты работы в виде таблицы:5. Обсудите результаты работы.6. Оцените свою работу по 5-ти балльной шкале УЭ-4 Цель: определить качество знаний по изученной теме. 1. Ответьте на вопросы и выполните задания Какие свойства кислорода, мы подтвердили, выполнив эту работу? Из какого вещества получают кислород в лаборатории? Как определить кислород? Определите, укажите, какие из уравнений отражают лабораторный способ получения кислорода:а) 2Н2О2 ––> 2Н2О + О2б) 2КМnO4 ––> K2MnO4 + MnO2 + O2в) 2Cu (NO3)2 ––> 2CuO + 4NO2 + O2г) разгонка жидкого воздуха УЭ-5 Подведение итогов урока1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели? В какой степени?2. Оцените свою работу на уроке: “Отлично”, “Хорошо”, “Плохо”.3. Сдайте тетрадь на проверку учителю.4. Выберите домашнее задание:– если вы выполнили все учебные элементы без ошибок – можете делать творческое задание;– при работе допускали незначительные ошибки – прочитайте § и устно ответьте 2,3,4,5 вопросы с 53.– при работе допускали много ошибок – проработайте материал модуля еще раз.Творческое задание: составьте кроссворд на тему: “Кислород. Оксиды. Горение”.