Конспект урока музыки в 4 классе Опера М.И. Глинки Иван Сусанин














Конспект
урока музыки в 4 «А» классе
Базовой общеобразовательной школы
Филиала СГПИ в г. Железноводске
студентки 4- группы
гуманитарного факультета



Конспект заверен

учителем /_______________
подпись Ф.И.О.

методистом /_______________
подпись Ф.И.О.
Дата проведения урока – 18.11.2016 г.
Отметка за урок - _______________ __________
подпись
Отметка за конспект - _______________ __________
подпись

Тема: М. И. Глинка. Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин».

Цели урока: знакомство учащихся с фактами биографии Михаила Ивановича Глинки, содержание оперы «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин»; развитие логического мышления, речи, познавательной активности через проблемные ситуации, музыкальных способностей детей; воспитание патриотизма, музыкальной культуры учащихся, интереса к творчеству русского композитора М.И. Глинки.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
Осмысливать полученную информацию;
Оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные:
Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;
Излагать свою точку зрения;
Глубже понимать смысл произведения.
Коммуникативные:
Воспринимать музыку как образное искусство;
Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на стихи и на музыку.

Планируемые результаты:
1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального оперного искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и народной песне.
2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Ресурсы:
1.Основные (программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной);
2.Дополнительные (проектор, ноутбук, колонки, презентация, материал для прослушивания).

Ход урока.
Этап урока,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Представление




- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Меня зовут , и сегодня я буду вести у вас урок музыки.



II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Послушайте эпиграф, написанный на доске.
«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Константин Рылеев
- Сегодня наш урок будет посвящён человеку, чей подвиг воспет в этом стихотворении, который пожертвовал своей жизнью ради Родины.





К4






III. Изучение нового материала
Рассказ учителя о подвиге Сусанина





















2.Слушание народной песни «Сусанин»


3.Разучивание народной песни «Сусанин»


4.Знакомство с биографией М.И. Глинки





















5.Физминутка
6. Знакомство с содержанием оперы «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин»











































7.Слушание арии Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря»













8.Слушание хора «Славься»








- Скажите, как называют таких людей?
- Верно, этот человек – русский крестьянин Иван Сусанин. Он отдал жизнь за то, во что верил. Не позволил врагам творить зло на родной земле.
- С 1610 по 1612 годы Москва была захвачена польскими войсками. В 1611 году Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали ополчение из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России. В августе 1612 года ополчение разбило польскую армию под Москвой, а в ноябре полностью освободило столицу.
- 4 ноября мы отмечаем День народного единства, которые посвящены этой победе. Памятник Минину и Пожарскому, героям 1612г., установлен в Москве на Красной площади
- Затем был избран новый русский царь Михаил Романов.
- Поздней зимой 1613 года царь Михаил Романов и его мать Марфа жили в селе Домнино. Зная об этом, польский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили крестьянина Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь, Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был убит на Исуповском (Чистом) болоте. Михаил Фёдорович и его мать нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.
- Подвигу Сусанина посвящено много произведений. Одно из них – «Дума о Сусанине» Константина Рылеева. К этим стихам в народе сочинили музыку. Так появилась народная песня «Сусанин».
- Послушайте, как она звучит, и расскажите о своих впечатлениях.
(Песню исполняет учитель музыки).
- Что вы можете сказать о песне, её характере, звучании?


- Давайте разучим песню «Сусанин».
Разучивание и исполнение песни с помощью учителя музыки (с использованием напечатанного текста).
- Какую мы разучили песню?

- Подвигу Ивана Сусанина посвящена и опера Михаила Ивановича Глинки (Портрет Глинки).
- Родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.
- Играть на фортепиано и скрипке Михаил стал уже в десятилетнем возрасте. Позже он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, создал первые свои сочинения.
- Путешествовал на Кавказ, затем отправился в Италию, Германию.
- Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок.
- Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом.
- С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, писал музыку: 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы, 20 песен и романсов. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.
- Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.
- Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине.
- Предлагаю немного отдохнуть.
- А теперь мы познакомимся с содержанием оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин».
- Опера состоит из четырех действий с эпилогом. Главные действующие лица оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.
Действие первое. 1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых Иван Сусанин, его дочь Антонида и приёмный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну.
Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги ещё хозяйничают на родной земле.
Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьянённые своими временными успехами, поляки хвастаются награбленной на Руси добычей, мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец , который принёс плохие для поляков вести! Весь русский народ восстал против врагов, польский отряд осаждён в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении, но грозятся захватить Москву и взять в плен Минина.
Действие третье. Тем временем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к Минину, в Москву, Вначале Сусанин отказывается.
Страха не страшусь,
Смерти но боюсь,
Лягу за святую Русь,
гордо говорит он.
- Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить.
Действие четвёртое. Всё дальше и дальше уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:
Чуют правду!
Смерть близка,
Но не страшна она:
Свой долг исполнил я.
-Мысленно прощается Сусанин со своими родными Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки.
- В это время звучит его ария «Ты взойдёшь, моя заря». Послушайте её и расскажите о своих впечатлениях.
-Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?
- Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.
Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил!
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать!
Где вам голодной смертью помирать!
с достоинством отвечает Сусанин.
Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шёл на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.
Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси – хор «Славься».
- Что же передает хор «Славься»?
- Здесь есть и тема скорби и печали памяти о погибших. Колокольный звон праздничный, радостный, передаёт победу русского народа.
- Именно под звуки хора «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы.

- Герои, патриоты.




























- Песня напевная, протяжная, грустная, даже трагичная.



- Народную песню «Сусанин».








































































- Мужество, патриотизм.
















-Торжество, ликование








Р1

Р2


























К1
К4
П1


К2


Р1

Р2
























Р2
П3











































П1


К3
К1















К3
К1












V. Рефлексия
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Ребята, какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?
- Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление? - Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории. Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной. Великая любовь к своей русской культуре заложена в русской песне, музыке русских композиторов.
Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок.
-На этом наш урок окончен. До свидания.



Р1






Р3