Региональный компонент в преподавании истории


Региональный компонент в преподавании истории
Изучение историко-культурного наследия родного края, города, сегодня не дань моде, а веление времени. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это связано с введением в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992г.) национально-регионального компонента школьного образования, наряду с федеральным.
Актуальность моей работы состоит в том ,что историческое краеведение стало обязательной составляющей школьной истории. Знания о своем крае, на основании требований государственного современного исторического образования, входят в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. История края рассматривается как часть истории России, как часть всемирной истории.
Важным условием развития исторического краеведения в наши дни, в первую очередь, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда появляется интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Так как моя школа работает в инновационном режиме, это позволяет реализовывать региональный компонент в рамках вариативной части учебного плана ,а также во внеурочной деятельности .
За минувшее пятнадцатилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Сейчас можно обратиться к ранее «запретным» темам. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких»людей-земляков и родственников, изучение повседневности и обыденной жизни с ее живыми подробностями, в которые школьникам легче «войти», которые легче понять, с которыми легче себя отождествлять.
На мой взгляд, способы изучения краеведения целесообразно подразделять на три уровня.
Первый уровень - характеризуется получением учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Например, при изучении в 7 классе темы «Внешняя политика России
при Иване IV», я рассказываю об освоении русскими Сибири, и нашего края, в том числе. А также на уроках учащиеся используют пособие «История Кузбасса».
Второй уровень - это самостоятельное приобретение знаний из научно- популярной, научной литературы, публикаций местной и центральной периодической печати, ресурсов Интернета. При организации недели гуманитарных наук при подготовке творческих заданий на определенную тему, например, Коренное население нашего края, дети готовят доклады, кроссворды, рисунки, используя ресурсы библиотеки и Интернета.
Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, где они выступают в роли юных ученых исследователей. Введение предпрофильной подготовки в школе существенно расширяет возможности краеведческой работы учащихся избравших гуманитарные, естественнонаучные циклы. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, посильному овладению, с учетом возраста учащихся, методами исторического познания, выработке умения применять их к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными источниками информации.
В своей работе я использую такие принципы:
- «принцип маятника», когда, изучая свою родословную, учащиеся, связывают ее с историей своего родного края. А знакомясь с историей государства, области, возвращаются к фактам истории своего города, семьи. Когда ученики возвращаются к тем или иным историческим вопросам, событиям из класса в класс, углубляя свои познания, расширяя круг привлекаемых источников, реализуют «принцип спирали». При изучении факультативного курса «История Кузбасса» пятиклассники знакомятся с самыми основными вехами истории нашего города, его освоением русскими, его коренными жителями и т.д. В следующих классах история нашего города углубляется, расширяется знаниями о других городах и Кемеровской области в целом.
Изучая историю родного края, учащиеся знакомятся с духовной жизнью людей в тот или иной период времени. Изучая общественные процессы, познают этнонациональную культуру, историю расселения данной местности, особенности быта, культуры, обычаев, развитие экономической жизни и труда.
Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является религия. На уроках и внеурочное время учащиеся знакомятся с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов, монастырей и т.д.
Сегодня на первый план я бы поставила изучение судеб конкретных людей, историю «обычных» семей, потому что нередко мы сталкиваемся с безликостью и безлюдностью изложения истории в школе.
В рамках своего образования и опыта работы, я имею возможность использовать знания по географии и биологии, сочетать их с краеведческим материалом на протяжении всех лет обучения в школе. Например, при изучении темы «Освоение нашего края» я включаю вопросы о климате, животном и растительном мире нашей местности. Используя карту, мы показываем реки, по которым передвигались первые казачьи отряды, а также обозначаем места, где строились укрепленные пункты, остроги, города.
Используя в своей работе подход «единство трех измерений: прошлое, настоящее, будущее», я знакомлю учащихся с историей района, города, его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития, что позволяет более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий. Освещая разностороннюю оценку событий, явлений прошлого, поступков и деятельности людей с научных позиций правды и нравственности, я позволяю каждому ученику дать свою собственную оценку событий.
В своей работе я применяю следующие организационные формы историкокраеведческой работы в школе: .
Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и о специальных уроках по истории края в рамках учебных часов по курсу Отечественной истории (целесообразно выделять до 15%времени). На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию тем: «Наша область в п.п.19 в.», «Наша область в годы В.О.В.».
Факультативные курсы, курсы по выбору «Родной край: страницы истории», «История Кузбасса». При изучении которых учащиеся знакомятся с историей своего города и области в целом.
3. Внеклассные занятия: организация выездов, лагерей, экскурсий. Мы организовывали выезд на турбазу «Озон» в Карлык, где знакомились с данной местностью, ее историей, растительным и животным миром, отрабатывали технику туризма, проводили развлекательные мероприятия. Это позволяет изучать свой крайние выезжая далеко за пределы города, прививать интерес к истории своего города, собирать гербарии, природный материал к школьным урокам.
Продуманное и разумное сочетание этих форм - условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения.
Разнообразны пути и методы изучения истории родного края. Комплекс приемов и методов зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятий, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки, экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы. Например при подготовке доклада к научно-практической конференции учащихся на тему»Новокузнецк в годы В.О.В.»ученик посещал музеи, работал с материалами периодической печати, документами.
В частности возможность сочетать письменные источники и свидетельство современников.
Во внеклассной работе хорошую помощь оказывает экскурсия и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, организация выставок и музейных композиций. Сочетая это с туризмом, походами, романтикой костра и приключений, добиваюсь положительных результатов.
Учебные краеведческие занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся (участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, помощь ветеранам войны и труда). Ежегодно я организую комплексную экскурсию на ручей Водопадный, где проводим акцию по очистке и уборке территории этого памятника природы. Далее мы знакомимся с историей Кузнецкой крепости, посещаем ее музей. Выходим к Спаса - Преображенскому собору, изучаем его архитектуру. Таким образом, совмещаем изучение природных, исторических и культурных памятников.
У нас в планах создание школьного музея.
Необходимое условие функционирования системы краеведения в школьной истории - высокая профессиональная, в том числе краеведческая подготовка учителя.
Сегодня, когда национально-региональный компонент стал обязательной составляющей школьной истории и других учебных дисциплин, каждый учитель должен быть краеведом.
Использование различных форм и методов краеведческой работы при изучении истории позволяет сделать этот предмет более интересным и доступным. А работа и собранная информация об учащихся спортивно-оздоровительным центром в нашей школе, позволяет подбирать задания разного уровня сложности в зависимости от возможностей учеников. Это способствует более продуктивной работе меня как учителя .Одним из критериев результативности моей работы является прохождение государственной итоговой аттестации учеников 9 классов по истории .На протяжении последних трех лет 65% выпускников сдают в виде выпускных экзаменов предмет история. Средний балл сдачи - хорошо. В прошлом году мой ученик занял 3место в районной олимпиаде по истории, и 2 место на школьной научно-практической конференции учащихся. Количественная и качественная успеваемость по истории также неуклонно растет. Использование краеведения на уроках истории способствует воспитанию у школьников чувство патриотизма и гордости к своей родине, своему краю, народу.
В каждой школе формируется своя система историко-краеведческой работы, содержание избирательных форм и методов могут быть различны.
Главное видеть, обогащать и совершенствоваться для реализации целей и задач современной Российской школы.