Открытый урок музыки Сила русского духа в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин» 6 класс


Конспект
урока музыки в 6 «Б» классе
учителя музыки
МОУ Борской СОШ№1 «ОЦ» с. Борского Самарской области
Бирюковой О.В.
Тема урока: Сила русского духа в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Цель урока: Духовно – нравственное воспитание школьников в процессе усвоения
оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Форма урока: Урок – обобщение.
Продолжительность урока: 40 минут
Задачи:
Сформировать у учащихся образ героико-патриотической оперы.
Выделить героико-патриотическую идею сочинения и проследить за ее влиянием на интонационно-образную сферу главных героев оперы:
Ивана Сусанина, Богдана Собинина, Вани.
Создать условия для эмоционально- осознанного и активно-творческого проживания школьниками героико-патриотической идеи произведения.
План урока:
Введение в тему, (2 минуты)
Описание образа Богдана Собинина, (5 минут)
Фрагмент «Родина моя» (слушание), (2 минуты)
Видеофрагмент « Встреча воинов», (3 минуты)
Описание образа Вани , (4 минуты)
Видеофрагмент «Песня Вани и дуэт», (4 минуты)
Видеофрагмент «Сцена у Посада» (3 минуты)
Сцена Ивана Сусанина и поляков (обсуждение), (3 минуты)
Видеофрагмент «Ария Сусанина» (6 минут)
Выводы, ( 3 минуты)
Исполнение хора «Славься!» (2 минуты)
Заключение
В течение всего урока на экране высвечивается м/м проект: названия, имена, фотографии сцен из оперы и реальных событий, а также памятника И.Сусанину на его родине.
За ответы учащиеся в течение урока получают
229171550165 жетоны в виде нот

Межпредметные связи: история, литература, краеведение, география,
культурология.
Техническое оснащение:
Мультимедиа проектор
Видеомагнитофон
Телевизор
Фортепиано
СD – проигрыватель
Видеокассета
Аудиодиски
Раздаточный материал:
Карточки с заданиями для каждого ансамбля, фотографии персонажей оперы.
Ход урока:
Включается мультимедиа проект. Под музыку «Славься…» в кабинет входят дети.
Учитель пропевает приветствие на музыку «Родина моя»:
- Здравствуйте, друзья!
Дети:
- Здравствуйте, учитель наш!
Учитель:
- Как можно охарактеризовать мелодию, только что пропетую нами вместо приветствия? Каким по характеру должен быть человек, которому эта мелодия принадлежит?
- Чего мы можем ожидать от него?
(Звучат ответы детей.)
Учитель:
- «В интонации спрятан живой человек». (Вячеслав Медушевский)
- Кто же, по вашему мнению, этот герой?
Дети:
- Это Богдан Собинин, жених Антониды.
Учитель:
- Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами знакомились с оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин» нам еще раз предстоит проследить за основными этапами развития этой музыкальной истории.
Учитель предлагает разделиться на отдельные ансамбли и продолжить урок.
Класс рассаживается по ансамблям. Каждый дирижер выбирает конверт с фотографиями и карточку с заданием.
Знакомство с вопросами и фотографиями.
Учитель:
- Ребята, у какого ансамбля фотографии сцен с участием Богдана? (дирижер поднимает руку) Опишите пожалуйста эти сцены. (Дирижер подходит к экрану и комментирует сцены из оперы)
Учитель:
- А теперь мы послушаем ваши ответы на вопросы в карточке.
Какую весть принес сельчанам Богдан Собинин?
О чем просит Ивана Сусанина
Богдан Собинин?
Что отвечает Иван Сусанин на Просьбу Богдана?
Ученики совещаются, дирижер дает обобщенный ответ, слушаем учеников, желающих дополнить ответы.
- Сравним ваши ответы с фрагментом из оперы и узнаем, насколько они точны.
Видеофрагмент « Встреча воинов»,
- Каким здесь представлен Богдан?
(Ответы детей: мужественным, сильным, стойким, неустрашимым, решительным…)
- Давайте исполним песню Богдана так, как мы ее только что описали.
Все дети встают и исполняют песню, передавая характер Богдана интонацией, музыкально – ритмическими движениями, элементами дирижирования.

Учитель проигрывает мелодию «Как мать убили…» :-Какому персонажу оперы принадлежит эта мелодия?
(Дети: Эта мелодия принадлежит Ване, приемному сыну Ивана Сусанина.)- Какой ансамбль получил конверт с фотографиями сцен с участием Вани? (дети поднимают руки)
- Опишите эти сцены? (Дирижер подходит к экрану и комментирует сцены из оперы)
Ответьте пожалуйста на вопросы карточки.
Как Ваня оказался в семье Ивана Сусанина?
О чем мечтает Ваня?
Как называет Ваню Иван Сусанини кем мечтает он увидеть Ваню в будущем?


(Ответы детей.)
- Проверим правильность ваших ответов.
Видеофрагмент «Песня Вани и дуэт».
- Каким Ваня предстает перед нами в сцене у посада? Тот ли это мальчик, который вырезал себе деревянную шашку?
(Ответы детей. Ваня стал более серьезным, ответственным, он волнуется за судьбу своих близких …)- Можем ли мы считать Ваню героем, а его поступок – подвигом?
Ответы детей. (Да! Ваня – настоящий герой. Он преодолевает свой страх и добирается до посада, чтобы предупредить воинов Минина. Он действует во имя своих родных и своей Родины.) Видеофрагмент «Сцена у Посада»
-Звучит вступление арии Сусанина.
Учитель:
- Вспомните, кому принадлежит эта мелодия.
(Ответ детей: Ивану Сусанину) - Какие сцены изображены на фотографиях у 3 ансамбля. Опишите эти сцены.
(Дирижер подходит к экрану и комментирует сцены из оперы)
- Попросим ансамбль ответить на вопросы в карточке.
1. Как в опере представлен Иван Сусанин –
отец семейства.
2. Как относятся к нему односельчане?
3. Почему Иван Сусанин соглашается быть проводником у польского войска?
Ученики совещаются, дирижер дает обобщенный ответ, далее слушаем учеников, желающих дополнить ответы.
- Как ведет себя Иван Сусанин, когда в дом приходят поляки?
(Ответы детей.)
- Чью тему поет И.Сусанин в ответ на угрозы поляков?
(Ответы детей. Тему воина. Богдана…)- Отличаются ли по характеру звучание этой мелодии у воинов после сражения и у Сусанина, смотрящего в глаза смерти?
(Ответы детей. Да, она у Сусанина звучит более собранно, решительно, героически…)- Ребята, попробуем исполнить ее так, как спел ее в опере Сусанин.
Ученики встают и с элементами дирижирования (по желанию) исполняют тем:у «Страха не страшусь…»
- Но ярче всего образ Сусанина раскрывается…?
(Ответ детей: В сцене в лесу!)- Для Ивана Сусанина нет другого пути, чем умереть за Родину, за свою семью и погубить врагов!
Какая музыка открывает нам то, что творится в душе у этого мужественного человека?
(Ответ детей: ария Сусанина)
- К кому обращается он в свой последний час?
(Ответ детей: К своим родным: Богдану,Антониде,Ване)
- А еще к кому он обращается с просьбой?
(Ответ детей: К Богу. Он просит укрепить его в мучениях и помочь выдержать пытку.) - Давайте посмотрим эту сцену.
Видеофрагмент «Ария Сусанина)Учитель:
Все мы знаем, чем заканчивается опера. Но только ли радость, ликование звучат в финальном хоре? Давайте поразмышляем, какой ценой достается победа. Была ли в опере музыка, в которой вспоминали о павших героях?
Дети: (Тема мужского хора «Тех, кто в смертный бой шел за край родной…» Предлагаю пропеть эту тему хором.
Исполняется 3 куплет мужского хора.
Выводы:
Учитель:
- Иван Сусанин погиб смертью героя! Он совершил подвиг во имя Родины!
- Почему народ помнит своих героев и прославляет их в произведениях искусства.
Дети: (Их поступки влияют на ход истории)
- А знаете ли вы, что Иван Сусанин – не вымышленный, а реальный персонаж! Есть в Костромской губернии д. Домнино, в деревне Домнино улица Сусанина. И стоит там памятник простому крестьянину, и передаются предания о нем из поколения в поколенье.
И только отдав дань погибшим, народ славит победу и свою родную Русь.
(Дети исполняют Хор «Славься» вместе с фонограммой.Заключение:
Детям предлагается выстроить из фишек – нот мелодию на нотном стане по готовому шаблону.
Учитель проигрывает полученную мелодию. Получаются мелодии «Славься», «Родина моя» или др.