Региональный компонент в преподавании биологии и экологии

Капустина Валентина Борисовна,
учитель биологии, 1 квалификационная категория.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»,
г. Северодвинск, Архангельской области.
Региональный компонент в преподавании биологии и экологии.
Мира не узнаешь, не зная края своего...
Перед учителем биологии всегда стояла задача изучения местных видов растений и животных, наиболее типичных и интересных в биологическом и хозяйственном отношении. На уроках биологии учитель обращал внимание на экологическую обстановку в области и мероприятия по охране окружающей среды. Важность идеи обращения образования к местному материалу всегда была очевидна. В классической педагогике уже давно сформировалось представление о ценности постепенного и последовательного («от близкого» к «далекому») расширения духовно- нравственного мировосприятия ребёнка. И если раньше отбор местного материала и его использование осуществлялось учителем самостоятельно, и насколько грамотно он это делал, зависело от его профессионализма. Предлагаемый учащимся краеведческий материал ограничивался в основном разделами «Растения» и «Животные» школьного курса биологии.
В период стандартизации включение регионального компонента в содержание биологического образования становится обязательным, его отбор и реализация приобретают научно и методически обоснованный характер. Расширяется объём предлагаемого регионального материала, увеличивается глубина его изучения, значимость для личностного развития учащихся, изучается не только в разделах «Растения» и «Животные», но и в разделах «Человек» и «Общая биология».
В преподавании уроков биологии мы используем Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области. В данном пособии помимо программ по реализации регионального компонента даны прекрасные методические рекомендации по всем разделам, что оказывает огромную помощь учителю.
Включение регионального содержания в учебный процесс вызывает интерес ко многим темам у учащихся. При изучении темы «Опорно-двигательная система» в 8 классе учащиеся узнают, что созревание костно-мышечной системы в среднем отстаёт на 1,5 года по сравнению с детьми и подростками средней полосы России. Это связано с условиями низкой инсоляции (мало УФ), что ведёт к нарушению обмена витамина Д и задержке созревания костной и мышечной ткани. Особенно долго созревают мелкие мышцы кистей рук (у ребёнка - северянина 7 лет зрелость кисти соответствует 5 годам ребёнка средней полосы России). Всё это приводит к неготовности опорно-двигательного аппарата к длительным физическим нагрузкам, и большинство школьников (до 34 %) уже в начальной школе имеют сколиозы разной степени. Эта информация заставляет учеников более осознанно проводить лабораторную работу по выявлению нарушений осанки. Внимательно были выслушаны рекомендации: дополнительный приём витамина Д при необходимости, желательно летом выезжать в более солнечные регионы, в течение года контролировать двигательную нагрузку (лучше плавание и атлетика), делать массаж.
Изучая тему «Обмен веществ и энергии», ученики узнают, что у людей, адаптирующих к условиям Севера, растёт потребность в жирной пище, жирорастворимых витаминах А, Е. Данные уроки строятся с позиции личностно - ориентированного подхода. Создаются условия для осознания и осмысления блока информации уже известной, но расширив её границы, идёт развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах; обеспечивается синтез словесных и наглядных методов обучения, возможность учащимся воспринимать учебный материал, одновременно используя зрительный, слуховой и кожно - мышечный анализаторы. К жирорастворимым витаминам относится и витамин Д (даём историю открытия, сведения о рахите и напоминаем об опорно-двигательной системе). Таким образом, благодаря введению регионального компонента учащиеся выяснили особенности организма жителей Севера, узнали, какие внешние факторы Севера оказывают ведущее влияние на организм человека. В кабинете биологии находится барометр, некоторые ученики ухудшение своего состояния здоровья сразу связывали с резкими перепадами давления. Надеемся, что приобретённые знания ученики будут использовать для сохранения и укрепления здоровья. Многие проблемы школьного образования, благодаря введению регионального компонента решаются более успешно: проблема сохранения и укрепления здоровья, проблема повышения качества образования.
В 7 классе тема «Многообразие животных Архангельской области» даёт возможность распознавать наиболее распространённые виды животных. Понятие «вид» связываем с изучением видов животных нашего края. После знакомства с моллюсками Архангельской области учащиеся приносили раковины моллюсков - даже смогли создать коллекцию, что напомнило практику по беспозвоночным в институте. Большой интерес вызвала у воспитанников экскурсия на Солзенский лососевый завод, основная задача которого разведение молоди сёмги. Экскурсия напрямую связана с темой «Рыбы Архангельской области. Охрана и разведение рыб». Данная экскурсия позволила более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных, как в природе, так и в хозяйстве человека. Ребята познакомились со всеми этапами разведения рыбы: от икры до молоди; удивили площади завода, люди, которые работают на этом заводе. Во время экскурсии повторили особенности внешнего строения рыб, черты приспособленности рыб к жизни в воде; выявили особенности семги, её исключительную ценность для человека. Некоторые ребята даже провели дегустацию корма для рыб.
Многообразие птиц Архангельской области мы смогли увидеть на экскурсии в краеведческом музее, а на занятии в библиотеке нас познакомили с темой «Охрана и рациональное использование животного мира». Изучение некоторых тем регионального компонента связано с поисками конкретных форм, методов, технологий, что позволяет усилить инновационную направленность учебного процесса.
На уроках учитель знакомит учащихся с Красной книгой Архангельской области. «Человек может жить без китов, медведей, орлов, журавлей и овсянок. Его существование от них не зависит. Но если человек станет безразличным к вопросу «живут они или нет?», если не поймёт важности их спасения, то человек перестанет быть человеком» - так писал известный американский биолог Роберт Макклонг. Человек не может существовать без природы. Поэтому необходимо знать тех животных, которые стали редкими, знать, что привело этих животных на край бытия. Учащиеся с удовольствием писали сообщения о редких животных, а выпускники 9 классов выбирали рефераты по биологии, связанные с вопросами охраны окружающей среды. Группа учащихся нашей школы совершила экскурсию в Пинежский государственный природный заповедник. Экскурсия - одна из эффективных форм организации образовательного процесса, воздействующая на все стороны личности человека: рациональную, эмоционально-ценностную. Она вооружает школьников знаниями о природе и развивает основные мыслительные функции; способствует мотивации ценностно - ориентированной и социально значимой деятельности; формирует стереотипы поведения в природной и социальной среде. С точки зрения модальности во время экскурсии ребёнок также вовлечён полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически. При непосредственном общении с природой и познании живых объектов в естественных условиях их обитания мы вооружаем школьников ценностями, побуждениями, смыслами, развиваем творческое воображение.
При изучении раздела «Экосистемы» в 10 классе проводится экскурсия по теме «Особенности структуры местных экосистем». Выпускник может объяснить региональную специфику действия экологических факторов на организм, региональные особенности устойчивости и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; сравнивать экосистемы и агроэкосистемы Архангельской области, делать выводы на основе сравнения.
Биология в нашей школе идёт по программе, созданной авторским коллективом под руководством проф. И. Н. Пономарёвой. Идеи авторской образовательной программы по биологии 6-9 классов созвучны содержанию программы по природоведению в 5 классе, представленной в курсе «Природоведение» (Т. С. Сухова и В.И. Строганов).
Предмета «Экология» в учебном плане нашей школы нет. Но хорошим дополнением к урокам биологии 6 и 7 класса нам служат факультативные курсы: Экология растений и Экология животных. К данным факультативным курсам выпущены пособия для учащихся издательским центром «Вентана-Граф»-Экология животных- 7 кл.(Бабенко В.Б., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О.)Экология растений -6 класс (Былова А.М. Шорина М.И.) Данные факультативы продолжают серию школьных учебников. В основе лежит системно-структурный подход, необходимый для развивающего обучения. Учитывая, что смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение её в мир всечеловеческого культурного опыта. В этой связи направленность общества на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явились новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период особую актуальность. Данные факультативные курсы решают задачи, которые связаны с региональным компонентом: - формирование системы знаний об основах знаний жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания ценности биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы; - формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, причины видового разнообразия; - установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой со всем живым как главной ценностью на Земле, отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;- получение прямого опыта общения с природой малой Родины;- получение опыта личного участия в конкретных делах по улучшению жизни людей и окружающей человека среды; - знания о природе, хозяйстве, местом и ролью региона в глобальных процессах;- решение экологических проблем на местном уровне. Материал факультативных курсов связан с изучаемыми разделами биологии, поэтому региональный материал также включаем в занятия на факультативах.
Экология растений изучает взаимосвязи растений со средой обитания, дети знакомятся с приспособлениями растений к условиям существования, какие взаимосвязи существуют между растениями и неживой природой; узнают, как меняются условия жизни растений под влиянием деятельности человека, почему некоторые виды растений необходимо охранять, по каким причинам данные растения исчезают. На занятиях ребята узнают, как человек, зная законы экологии, может улучшить условия жизни отдельных растений и растительных сообществ, чтобы получать высокие урожаи. При проведении занятия «Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв» произошло знакомство учащихся с группами растений. «Человек в сущности не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится И - самое большее - взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: «Как прекрасна почва». Всё занятие было связано с почвой. Вспомнили, что такое почва; провели небольшой мониторинг по определению кислотности и плодородия почв, по составу растительности. Ребята указали, что почва на пришкольном участке естественная могла отсутствовать сразу, так при подготовке территории для застройки нередко производится выравнивание (снимался грунт, естественная почва оказалась погребенной), почва насыпанная, перемешанная. Правильно был определён тип почв. Работа по определению экологических групп растений велась с гербариями. Указаны правильно олиготрофы - растения, мало требовательные к питательным веществам (клюква, подбел, багульник, голубика, мирт). На подзолистых почвах растут мезотрофы - растения, которые требуют умеренного количества минеральных веществ кислица, седмичник, майник двулистный). Нашлось время и для загадок: когда к ней прикасаются, тогда она кусается, боятся её многие, а больше босоногие и т.д. Задания предлагались разные: определи, кто лишний в компании растений (дуб, клён, вереск); закончи фразу; выбери правильные ответы, были и дополнительные сведения (издавна известно: если смородина разрослась на казалось бы, сухом участке – здесь можно рыть колодец, вода близко). Я думаю, что ребята задумались о том, что у них под «ногами». На одном занятии удалось изучить особенности строения растений различных экологических групп, приспособленность растений к условиям обитания, основные виды экосистем (лес, луг, болото), кроме этого распознавали виды местной флоры. Таким образом, происходит реализация регионального компонента через факультатив.
Особенность экологической направленности регионального образования заключается в том, что взаимодействие человека и природы, характер природопользования, проявления экологических проблем наблюдаются учащимися непосредственно, влияние этих факторов они испытывают на себе, на своём ближайшем окружении (загрязнение вод, выбросы в атмосферу, возросшее количество заболеваний). Учащиеся смогли определить степень загрязнения воздуха по лишайникам, указали морфотипы лишайников (листоватые, кустистые, накипные), попытались определить вид лишайников, используя справочные пособия. Исследуя атмосферный воздух в микрорайоне школы указали, что экологические нормы движения транспорта и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу превышены более чем в 5 раз- отсюда проблемы с сердечно-сосудистой системой. Запомнили ученики, что хвойные действуют как аккумуляторы вредных веществ круглый год, а потому и являются достаточно надёжным показателем газового «отравления» атмосферы. Вспомнили, какие растения растут на газонах, скверах, в парках города и понадобился список растений, наиболее устойчивых к загрязнению атмосферного воздуха (акация, тополь канадский, бересклет, боярышник). В областях с сильным загрязнением воздуха необходимо вводить в насаждения устойчивые лиственные древесные породы (берёза, ольха, ива), а уменьшить содержание аэрозольных частиц можно с помощью хороших пылеуловителей, к которым относится ольха, калина, рябина, боярышник. Всё это позволяет создать здоровую обстановку для человека в городах. Определённая информация содержится и в учебнике «Экология растений», что оказывает неоценимую помощь учителю. В начале учебного года ученики отметили, что проблема загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом решается – строительство кольцевой магистрали, но к сожалению растёт и количество личных автомобилей.
При проведении занятия в 7 классе «Жизнь среди людей» я поставила цель: познакомить с животными, которые обитают в населённых пунктах и выяснить, какие экопроблемы возникают в связи с этими соседями. Ребята знают животных, населённых пунктов, но почему животные предпочитают жить рядом с людьми? На данный вопрос ответили вместе с учителем. Выяснили вред и пользу наших соседей. Оказывается 1 пара воробьёв, выкармливающая птенцов, за день отлавливает 500 насекомых, из которых 400- человек относит к разряду вредителей. Выяснили, что общего между серой вороной, серой крысой и серой (комнатной) мухой. Узнали, что животные могут служить своеобразными индикаторами окружающей среды. Было и выступление с экологическим проектом. Обоснованность темы проекта была очевидна, оригинальной оказалась и позиция автора по поводу бездомных собак. Ребята составили собственный план улучшения экологической ситуации в городе, вспомнили и подкормке птиц зимой, о защите животных в период размножения.
На многих занятиях происходит формирование ответственного отношения к природе родного края, понимание связи между перспективами сохранения уникальности, красоты родной природы. Действительно, мир спасёт нравственное отношение людей к природе. Ведь не нужны деньги, чтобы не мыть автомобиль в природном водоёме, не рвать, не ломать растения, не высыпать мусор мимо контейнера Для этого нужна совесть.
Введение регионального компонента и базовое биологическое образование позволяют обеспечить высокую биологическую грамотность, происходит ориентация школьников на активное познание природы родного края за счёт расширения лабораторных работ, учащиеся узнают наиболее распространённые растения и животных своей местности, овладевают умениями анализировать и применять на практике региональную информацию, осуществляется воспитание убежденности в необходимости охраны и бережного отношения к природе родного края. Край, нам дорогой, мы Родиной зовём.
15