Доклад Обновленная образовательная программа


Управление образования Акмолинской области
ГУ «Отдел образования Аршалынского района»
ГУ «Константиновская средняя школа»
ДОКЛАД
«Обновленная образовательная программа»
Учитель: Жунусова Р.Б.

2016
«Мир становится другим в связи с глобализацией и модернизацией, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества. Школы должны подготовить учеников жить и работать в мире, в котором большинству людей необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи, перспективы и ценности; в мире, в котором люди должны решать, как доверять и сотрудничать, несмотря на наличие различий, часто преодолевая при этом пространство и время с помощью технологий; и в мире, в котором их жизнь будет зависеть от вопросов, которые выходят за пределы национальных границ. Школы 21 века должны помогать ученикам развивать самостоятельность и самобытность, которая осознает реальность национального и глобального плюрализма, подготавливая их к тому, чтобы они могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции»
Андреас Шлейхер
Постепенные изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки влияют на социально-экономическое развитие мирового сообщества, и, следовательно, предъявляют современные требования уровню знаний и навыков, необходимых гражданам для успешной жизни в 21 веке. В 21 веке существуют рычаги обновления образования, включающие повышенную взаимосвязанность, социальные изменения, проблемы, связанные с изменением климата, стремительно растущее по всему миру население и увеличивающийся спрос на не возобновляемые ресурсы- все они указывают на то, что в настоящее время учащимся в школах требуются различные навыки, отличные от устаревших навыков, для успешного взаимодействия в современном и, конечно же, в завтрашнем мире.
Образование является одной из приоритетных долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействие стран в условиях глобализации. Многие авторы, такие как Виллем де Вельде, высказались о необходимости высококачественного образования в современной эпохе глобализации.
В Казахстане уже ведется работа по развитию системы среднего образования в соответствии с глобальными вызовами. Ключевые ценности и цели образования, сформулированные в Государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан нацелены на повышение общего уровня образованности выпускников школ, формулирование навыков необходимых для реализации инноваций и лидерства, развитие национальной идентичности сквозь призму содержания школьного образования с учетом международного опыта. Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.), Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 утверждена Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы (далее – ГПРОН).
Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, бесплатное получение первой рабочей профессии в колледжах, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов и др. В соответствии с ГПРОН основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. В связи с успешным прохождением апробации в 30-ти пилотных школ с 2016 года по всему Казахстану 1-е классы переходят на обновленную образовательную программу. Учителя начальных классов проходят курсы повышение квалификации по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. В данной программе представлены изменения в содержании образовательной программы и обоснования для разработки обновленного учебного плана, использования соответствующих методов преподавания и оценивания по начальному обучению.
Обновление содержания предполагает отход от традиционной организации учебного процесса и ориентация на следующие ключевые аспекты:
Результаты обучения: учебные достижения имеют продуктивный характер (знают, понимают, применяют, анализируют, создают)
Реальный учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке.
Ученик –субъект своего познания, учитель- организатор познавательной деятельности учащихся.
Особенностью учебных программ начальной школы является то, что они направлены на:
Формирование первоначальных знаний по предметным областям;
Развитие первоначальных навыков исследовательской деятельности;
Создание предпосылок для формирования целостного научного видения окружающего мира;
Формирование учебной самостоятельности;
Развитие навыков общения и сотрудничества;
Овладение тремя языками;
Формирование критического, творческого мышления;
Формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Цели и задачи школы: формирование у учащихся системы знаний и целостного видения мира, готовности к образованию в течение всей жизни, саморазвитию, самовоспитанию, расширение 4-х навыков.
Задачи:
Обучение основным навыкам чтения, письма и математики;
Формирование основных духовно- нравственных ценностей;
Формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
Развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации, установления причинно-следственных связей в соответствии с возрастными возможностями;
В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.
Отличие содержания обновленной учебных программ.
Принцип спиральности
Иерархия целей обучения по таксономии Блума
Наличие сквозных тем между предметами внутри одной образовательной области.
Сквозные темы:
Все обо мне
Моя школа
Моя семья и друзья
Мир вокруг нас
Путешествия
Традиции и фольклор
Еда и напитки
В здоровом теле- здоровый дух!
5.Организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.
6.Повышение воспитательного потенциала обучения форм нравственно- духовных качеств обучающихся.
7.Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения.
8.Системно-деятельностный подход в обучении.
Содержание системы критериального оценивания определяется стандартами, процессами, инструментами и результатами оценивания и регламентируется рядом нормативных и инструктивно-методических документов. В Правилах критериального оценивания определяется порядок организации и проведения оценивания учебных достижений обучающихся начальных классов организаций образования Республики Казахстан, в которых апробируются и внедряются учебные программы начального образования в соответствии с ГОСО РК-2015. В документе регламентируются: процедуры организации и проведения формативного и суммативного оценивания; процедуры проведения модерации суммативного оценивания за четверть; процедуры выставления оценок за четверть и учебный год; рекомендации по ведению портфолио обучающегося.
Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры суммативного оценивания по разделу/сквозной теме, четверти и уровню среднего образования.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.
Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом индивидуальных особенностей своих обучающихся и контекста обучения. К каждому заданию определяются дескрипторы. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Кроме того, дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся испытывает трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи обучающимся и родителям.
Суммативное оценивание в 1 классе проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихсяпо завершении разделов/сквозных тем учебных программ 3-й и 4-й четвертей с выставлением баллов и оценок
Суммативное оценивание за четверть проводится в одинаковых условиях для одной параллели. Повторное выполнение (переписывание) суммативного оценивания за четверть не допускается.
В случае отсутствия во время проведения суммативного оценивания за четверть по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах, научных и спортивных соревнованиях и др.) обучающемуся разрешается пройти его в течение двух недель после прибытия в школу, при это используются дополнительные варианты заданий суммативного оценивания.
Обновленная образовательная программа начальных классов направлена на освоение учащимися навыков необходимых в быстро меняющейся интеллектуальной и технологической среде 21 века. Предполагается, что учащиеся сформируют понимание, основываясь на каждой сфере предметной образовательной программы для начальных классов с тем, чтобы в дальнейшем они могли обобщать и применять эти знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им возможно, придется столкнуться в будущем.
И закончить свой доклад хотела бы слова Н.А.Назарбаева ««Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».