Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы Читай — ка


Филиал МБОУ «Верхне — Матигорская СШ» детский сад №30 «Ромашка»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«ЧИТАЙКА»
Утверждена на педагогическом совете № 1
от « » сентября 2016 года
2016 — 2017 учебный год
Руководитель:
Мокеева Светлана Сергеевна
Воспитатель
с. МатигорыПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия.  У многих детей проявляется ранний интерес к чтению. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего обучения, поэтому в теории и практике дошкольного образования разработаны различные методики по обучению чтению детей дошкольного возраста.
Как доказали исследования последних лет, раннее обучение чтению невероятно развивает интеллектуальные способности ребёнка и помогает легче влиться в процесс обучения.
Дошкольный возраст – возраст игры. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данная методика превращает чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Таким образом, целью занятий в кружке «Читайка» является обучение чтению детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: обучение детей чтению слогов, односложных и двусложных слов, простых предложений. Задачи:  - расширять знания и представления об окружающем мире;
- проводить фонематический разбор слова;
- закреплять умение соотносить звук и букву;
- читать слова, стихотворения, тексты;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами;
- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму;
- способствовать развитию логического мышления;
- формировать умение понимать прочитанный текст;
- развивать интерес и способность к чтению;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Планируемые результаты освоения программы.
К семи годам при успешном усвоении программы ребенок:
проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
записывает слова, предложения печатными буквами;
разгадывает ребусы, кроссворды;
читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
рисует предметы в тетради в линейку;
овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
Содержание дополнительной образовательной программы
месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь Тема 1. Звуки и буквы (закрепление)
Игр.упражнение «Прочитай и допиши правильно».
Игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись». Тема 2. Звуки и буквы (закрепление)
Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки.
Игр.упражнение «Прочитай и допиши правильно». Тема 3. Слова и слоги (закрепление).
Чтение пословиц.
Игр.упражнение «Соедини правильно».
Игр.упражнение «Кто в каком домике живет?» Тема 4. Предложение, графические навыки (закрепление)
Игр.упражнение «Прочитай и допиши правильно».
Составление предложений по картинкам.
Рисование по образцу в тетради в клетку.
октябрь Тема 5. В мире книг.
Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц.
Рисование колобка в тетради в линейку. Тема 6. Игрушки.
Игр.упражнения «Напиши правильно», «Допиши предложение».
Чтение загадки.
Рисование шариков в тетради в линейку. Тема 7. Овощи.
Игр.упражнения «Напиши правильно», «Соедини правильно».
Чтение загадки.
Рисование огурцов в тетради в линейку.
Тема 8. Фрукты.
Игр.упражнения «Напиши правильно», «Учимся разгадывать кроссворд», «Что где растет».
Рисование вишен, яблок в тетради в линейку.
ноябрь Тема 9. Осень.
Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени.
Рисование осенних листочков в тетради в линейку. Тема 10. Домашние животные.
Игр.упражнения «Загадки и отгадки», «Отгадай и нарисуй», «Напиши правильно».
Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька». Тема 11. Дикие животные.
Разгадывание кроссворда.
Игр.упражнение «Допиши предложение», «Читаем, пишем, рисуем». Тема 12. Сказки.
Чтение пословиц о сказках.
Игр.упражнение «Напиши правильно».
Рисование Курочки Рябы в тетради в линейку.
декабрь Тема 13. Зима.
Чтение загадок, рассказа о зиме.
Составление рассказа по картинке.
Рисование снежинок в тетради в линейку. Тема 14. Новый год.
Чтение рассказа про Новый год.
Игр.упражнение «Напиши правильно».
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Рисование елочных шариков в тетради в линейку. Повторение – закрепление. январь Тема 15. Транспорт.
Игр.упражнение «Загадки и отгадки», «Допиши пропущенные буквы».
Рисование вагончиков в тетради в линейку. Тема 16. Профессии.
Игр.упражнение «Читай, пиши, соединяй».
февраль Тема 17. Природные явления.
Игр.упражнения «Читай и подчеркивай», «Соедини правильно», «Читай, думай, пиши». Тема 18. Лес.
Игр.упражнения «Читай, думай, пиши», «Что перепутал художник», «Рисуем грибы и желуди». Тема 19. Насекомые.
Разгадывание кроссворда.
Игр.упражнение «Раскрась и обведи».
Рисование божьих коровок в тетради в линейку. март Тема 20. Птицы.
Игр.упражнение «Напиши правильно».
Чтение загадок, рассказа К.Д.Ушинского «Дятел».
Рисование птички в тетеради в линейку. Тема 21. Цветы.
Разгадывание кроссворда.
Игр.упражнение «Раскрась правильно».
Рисование тюльпанов в тетради в линейку. Тема 22. 8 марта.
Чтение стихотворения Т. Шорыгиной.
Написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов.
Игр.упражнение «Думай, пиши, читай». Тема 23. Весна.
Чтение загадки, рассказа Л. Толстого.
Игр.упражнение «Соедини правильно».
Рисование подснежников в тетради в линейку.
апрель Тема 24. Лето.
Чтение загадки и рассказа о лете.
Игр.упражнения «Раскрась правильно», «Думай, пиши, читай».
Чтение пословиц о лете.
Рисование грибов в тетради в линейку. Тема 25. Ребусы.
Разгадывание ребусов. Тема 26. Кроссворды.
Разгадывание кроссвордов. Тема 27. Скоро в школу.
Чтение пословиц о школе.
Игр.упражнение «Соедини правильно».
Чтение вопросов и написание ответов на них.
май Повторение – закрепление. Повторение – закрепление. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать». – Изд. 3-е, перераб./Е.В.Колесникова. - М.: «Ювента», 2016. – 64с.: ил.
Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.