КТП по кубановедению ФГОС (5 класс)


Урока

Содержание
(разделы, темы)
Количество
часов
Даты
проведения

Оборудование урока
Основные виды учебной деятельности (УУД)




план
факт



Введение 1 ч

1
Введение.
Кубань – перекрёсток цивилизаций.
1


Презентация №1;
комплект таблиц «История Кубани в древности»;
-Объяснять специфику предмета «Кубановедение».
-Самостоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея.
-Понимать отличие географической карты от исторической.
-Называть и показывать на карте реку Кубань, Чёрное и Азовское моря, Кавказские горы.
-Объяснять понятия археология, орудия труда.
-Называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века).

Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века 6 ч.

2
Древние собиратели и охотники.
1


Презентация №2;
Атлас с комплектом контурных карт
-Раскрывать значение понятий культурный слой, питекантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
-Показывать на карте пути переселения древних людей на Кубань.
-Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения.
-Называть и показывать на карте ранние стоянки: Абадзехскую, Хаджох и Шаханскую (Р. Адыгея).

3
Работа с текстом «Удачный день».
1


Презентация №3;
Видеофильм;
комплект таблиц «История Кубани в древности»;
-Объяснять понятия искусственное жилище, ритуал.
- Характеризовать изменения в жизни людей в связи с похолоданием климата.
-Показывать на карте важнейшие стоянки среднего палеолита: Ильскую, Губскую, монашескую, Баракаевскую, Ацинскую, Воронцовскую, Хостинскую.
-Рассказывать о жизни людей на Кубани в среднем палеолите, о зачатках религии.
-Составлять рассказ от третьего лица о стоянках первобытного человека.

4
Появление человека современного облика.
1


Презентация №4;

- Показывать на карте Кубани территорию расселения первобытных людей в позднем палеолите. -Объяснять понятия эволюция, «костяной век», родовая община.
-Характеризовать новые способы охоты, новые орудия труда.
-Называть памятники верхнего палеолита на Кубани: Каменномостскую пещеру, Губские навесы.
-Составлять сравнительную таблицу «Родовая и соседская община».
-Выделять отличительные признаки человека современного типа..

5
Работа с текстом «Охота на мамонта».
1


Презентация
№ 5;
Атлас с комплектом контурных карт
- Называть орудия труда и охоты, которыми человек пользовался в позднем палеолите.
-Рассказывать о приручении диких животных и начале развития скотоводства, а также зачатках искусства и религии на Кубани.
-Пересказывать текст «Охота на мамонта».
-Рассказывать об особенностях повседневной жизни людей одного из древних племён.

6
Земледельцы и скотоводы.
1


Презентация №6;

- Рассказывать о переходе древнего человека от собирательства и охоты к мотыжному земледелию.
-Отличать присваивающий тип хозяйства от производящего.
-Характеризовать хозяйственную деятельность людей в неолите.
-Объяснять, почему Кубань считают одним из древнейших центров земледелия и скотоводства на территории России.
-Составлять схему «Управление родовой общиной и племенем».
-Подготовить мини-проект.

7
Работа с текстом «Весенний праздник».
1


Презентация
№ 7;
Атлас с комплектом контурных карт
-Рассказывать о преимуществе медных орудий труда и охоты над каменными.
-Называть и показывать на карте ареалы памятников энеолита.
-Составлять план рассказа «Весенний праздник».

Раздел 2. Северо-Западный Кавказ 5 ч

8
Майкопская и ямная археологические культуры.
1


Презентация
№ 8;
Атлас с комплектом контурных карт
-Объяснять понятие археологическая культура.
-Рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе, о первом общественном разделении труда.
-Выделять отличительные признаки майкопской и ямной археологических культур.
-Называть особенности производящего и присваивающего хозяйств.
- Развивать навыки работы с историческими источниками.
-Показывать на карте наиболее известные памятники майкопской и ямной археологических культур

9
Дольменная культура.
1


Презентация
№ 9;

-Выделять специфические черты мегалитических памятников.
-Называть и показывать на карте основные мегалитические памятники, находящиеся на территории Кубани.
-Рассказывать о вкладе учёного-археолога В. И. Марковича в исследование дольменов Северо-Западного Кавказа.

10
Работа с текстом «Каменное святилище».
1


Презентация
№ 10;

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).
-выдвигать версии.
-создавать устные варианты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию;
-определять понятия;
-устанавливать причинно - следственные связи на простом и сложном уровне;

11
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
1


Презентация № 11;
Атлас с комплектом контурных карт
- Различать типы дольменов по внешнему виду.
-Называть период существования дольменной культуры.
-Рассказывать легенды о происхождении дольменов.
-Показывать на карте территории распространения дольменной культуры.

12
Работа с текстом «Тайна литейщика».
1


комплект таблиц «История Кубани в костюме»; Атлас с комплектом контурных карт
- Сравнивать особенности общественного строя у племён различных археологических культур. -Объяснять происхождение названия «срубная культура».
-Раскрывать значение понятий реконструкция, сруб, литейщик, штольня, склеп.
-Показывать на карте места расселения племён срубной культуры.
-Составлять план рассказа «Тайны Литейщика».
- Работать в малых группах по определённому заданию.
-Сравнивать особенности археологических культур по заданному плану: территория распространения, занятия племен, особенности быта, обряды захоронения, время существования.
-Разрабатывать проект по одной из пройденных тем. Например, изготовить макет дольмена.

Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке 8ч.

13
Кочевники кубанских степей. Киммерийцы и скифы.
1


Презентация
№ 12;

- Называть дату перехода от эпохи бронзы к раннему железу на территории Северо-Западного Кавказа.
-Рассказывать о втором крупном общественном разделении труда, произошедшем в раннем железном веке.
-Рассказывать об особенностях обработки железа и меди.
-Раскрывать значение понятий сыродутный способ, лемех, бальзамирование, «звериный» стиль, плацдарм.
-Рассказывать о погребальных обрядах скифов и киммерийцев, выделять общее и особенное.

-Называть вооружение скифов: меч-акинак, лук и стрелы, шлем.
-Знать учёных и археологов (Геродот, Н. Е. Берлизов, И. И. Марченко), изучавших племена киммерийцев и скифов.

14
Племена сарматов в степях Кубани.
Работа с текстом «Курган в степи».
1


Презентация
№ 13
-Называть дату проникновения сарматов в Прикубанье.
- Раскрывать значение понятий сарматы, кибитка, номады, сираки, курган.
- Показывать на карте территорию проживания сарматских племён и места погребений.
-Характеризовать особенности быта сарматских племён.
- Рассказывать о работе археолога. Называть авторов (Геродот, Гиппократ, Страбон) письменных источников, в которых содержатся сведения о Кубани.
-Работать с текстом исторического источника.
-Понимать необходимость критического отношения к их содержанию.
-Выделять значимость археологических находок (орудий труда, боевого оружия, посуды, ювелирных изделий) для познания истории.
-Сравнивать обряды захоронения у скифов и сарматов. Показывать по карте найденные археологами места сиракских и сарматских погребений. -Уметь составлять рассказ на одну из предложенных учителем тем.

15
Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
1


Презентация
№ 14;

-Рассказывать о меотских племенах и меотской культуре.
-Объяснять понятия меоты, городище, Меотида, Боспор Киммерийский.
-Называть меотские племена и показывать на карте места их расселения.
-Описывать костюм и вооружение меотского воина.
-Определять роль учёного-археолога Н. В. Анфимова в исследовании памятников меотской культуры.

16
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи»
1


Презентация
№ 15
- Характеризовать особенности занятий и общественного строя меотов.
-Составлять сравнительные таблицы.
-Объяснять понятия торевты, амфора.
-Определять датировку меотской культуры.
-Описывать городища меотов. –
-Показывать на карте станицы Елизаветинскую, Старокорсунскую, Пашковскую, хутора Ленина, Лебеди, в которых обнаружены памятники меотской культуры.
-Рассказывать о царице Тиргатао.


17
Мифология скифов, меотов, сарматов.
1


Презентация
№ 16;

-Рассказывать о вкладе Геродота в изучение народов Прикубанья.
-Знать легенды о происхождении скифов.
-Называть особенности религии скифов.
-Уметь сравнивать верования скифов и эллинов.
-Рассказывать о скифских богах, называть их имена.
-Приводить аргументы в пользу того, что скифы и близкие им кочевые народы переживали период появления социального неравенства.

18
Работа с текстом «Бычья шкура».
1


комплект таблиц «История Кубани в костюме»;
-Приводить примеры, подтверждающие существование у скифов веры в загробную жизнь, культов умерших предков, плодородия и др.
-Называть ритуальные предметы. Объяснять значение понятия ритон.
-Составлять план рассказа «Бычья шкура».
- Рассказывать об особенностях погребального обряда у скифов.

19 - 20
Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.
2


Видеофильм
« Кочевники Кубани»
-Объяснять понятия материальная культура, горит, «звериный стиль», грифон, эпос, нарты.
-Описывать костюмы скифов, меотов, сарматов.
-Называть отличия скифского «звериного стиля» от сарматского.
-Объяснять, какой магический смысл имели изображения животных на предметах и вещах.
-Приводить примеры, подтверждающие существование в культуре народов Северного Кавказа элементов культуры скифов, меотов, сарматов.

Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей 10 ч

21
Начало древнегреческой колонизации.
1


Презентация № 17;
Видеофильм
«Древнегреческая колонизация»
-Называть причины древнегреческой колонизации.
-Показывать на карте территорию Боспорского государства и города-колонии: Пантикапей, Фанагорию, Горгиппию, Гермонассу и др.
-Называть предметы античного импорта и экспорта.
-Объяснять понятия колония, демос, знать, полис.
-Называть основные факторы, влияющие на выбор места для новой колонии: наличие пресной воды, удобная бухта, плодородные земли.
-Соотносить названия греческих колоний с названиями современных географических объектов.

22-23
Античная мифология и Причерноморье.
2



-Объяснять понятия аргонавты, лестригоны, амазонки, миф.
-Рассказывать о том, как представляли себе древние греки
-Причерноморье и народы, его населявшие.
-Пересказывать миф о путешествии аргонавтов.
-Рассказывать о встречающихся в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» описаниях Чёрного моря, природы Северного Причерноморья, а также скифов и киммерийцев.
-Работать в группах, составлять схему путешествия аргонавтов.
-Понимать и пересказывать мифы о Геракле, Прометее и амазонках.
-Находить в текстах информацию о территории Прикубанья.
-Объяснять, почему легенды о Геракле имели огромное значение как для скифов, так и для греков.









24
Занятия жителей колоний.
1


Презентация
№ 18
-Объяснять понятия метрополия, экспорт, импорт, керамика, жрица, Афродита, агора.
-Характеризовать основные занятия греков-колонистов в Прикубанье.
-Объяснять происхождение названия Горгиппия.
-Рассказывать о торговых связях греческих колонистов с городами Греции.

25
Работа с текстом Микка - дочь Стратоника».
1


комплект таблиц «История Кубани в костюме»;
-Называть товары, которые ввозились в Боспорское царство и вывозились из него.
-Характеризовать особенности торговли колонистов с меотами.
-Составлять план рассказа «Микка - дочь Стратоника».

26
Боспорское царство.
1


комплект таблиц;
Атлас с комплектом контурных карт
-Показывать на карте Боспорское царство.
-Объяснять понятия Боспорское царство, архонты, Синдика, греческая кавалерия, штандарт, гвардия, поножи.
-Называть представителей династий, правивших Боспорским государством: Спартак I, Левкон I, Перисад I, Савмак.
-Рассказывать об отношениях правителей и граждан Боспора с местными племенами.
-Показывать современные населённые пункты, на месте которых проходила восточная граница Боспорского царства: город Крымск, станицы Старонижестеблиевская, Раевская.

27
Работа с текстом «Битва на реке Фат».
1


комплект таблиц
-Объяснять причины ослабления Боспорского царства.
-Рассказывать о роли готов и гуннов в уничтожении Боспорского царства. -Инсценировать сражение на реке Фат.
-Составлять схему битвы.

28
Культура и быт греческих городов-колоний.
1


Презентация
№ 19;
видеофильм
-Объяснять понятия адрон, гинекея, лекиф, некрополь, микротехника, симпосии, терракота, риторика, реквизит, стригиль.
-Выделять общее и особенное в культуре греческих городов и колоний Эллады.
-Характеризовать повседневный быт жителей Боспора.
-Составлять рассказы о школах, театрах, спортивных состязаниях в городах-колониях.
-Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).



29
Культура и быт Боспора римского времени.
1


текст
-Объяснять понятия ипподром, термы, эпитафия, тамообразные знаки, фрески, варвар, гиматий, склеп, апостол.
-Рассказывать о влиянии римских культурных традиций на архитектуру, живопись и быт греческих колоний.
-Приводить примеры «варваризации» античного искусства.

30
Рассказ «Тиргатао-царица синдов». (Работа с текстом.)
1


Презентация
№ 20;

- Называть причины интереса босгпорян к христианскому учению. -Определять роль апостола Андрея Первозванного в распространении христианских епархий на Северо-Западном Кавказе.
-Объяснять понятия базилика, христианство, апостол, штандарт. -Иллюстрировать сюжеты рассказа «Тиргатао - царица синдов» (по выбору).
- Разработать мини-проект на одну из изученных тем. Например, изготовить костюмы героев античных мифов. Возможны варианты совместных проектов с учителями музыки, литературы и изобразительного искусства



Итоговое повторение и проектная деятельность (4 ч)

31
Повторение. Появление первобытных людей на территории Кубани.
1


Презентация №2;
Атлас с комплектом контурных карт
-Рассказывать и показывать на карте, как происходило заселение Кубани древними людьми.
-Называть и показывать на карте стоянки каменного века.
-Составлять описание искусственного жилища, орудий труда.
-Рассказывать о занятиях и верованиях древних людей.
-Подготовить проект на одну из изученных тем, например, инсценировать один из эпизодов рассказа «Весенний праздник».

32
Повторение. Античный период истории Кубани
1


Презентация №21;

-Называть причины древнегреческой колонизации.
-Показывать на карте территорию Боспорского государства и города-колонии: Пантикапей, Фанагорию, Горгиппию, Гермонассу и др.
-Рассказывать о встречающихся в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» описаниях Чёрного моря, природы Северного Причерноморья, а также скифов и киммерийцев..
-Объяснять причины ослабления Боспорского царства.

33
Повторение. Основные изменения в хозяйственной и общественной жизни населения.
1


Атлас с комплектом контурных карт
-Приводить примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани.
-Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время.

34
Итоговое занятие.
Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи.
1


Презентация №22;

-Раскрывать значение понятий природные достопримечательности, памятники природы, истории и культуры.
-Приводить примеры наиболее известных достопримечательностей, памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и своей местности.
-Выделять виды природных памятников.
-Работать над проектом виртуальной экскурсии по заданию учителя. Выполнить мини-проект. Например, подготовить сообщение об одном из достопримечательных объектов на территории своего района.



15