Открытый урок по ИЗО на тему Материнство

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малышевская средняя общеобразовательная школа














Урок №25
по Изобразительному искусству
по теме Материнство «Рождество» или «Новорожденный»



















Учитель ИЗО: Никулина
Светлана Георгиевна






с. Малышевка
2016г.
Материнство «Рождество» или «Новорожденный»

Цель урока: развивать пространственное мышление, графические навыки, образное видение.

Задачи урока: закрепить знания о женской красоте, материнстве в изобразительном искусстве, иконописи, показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов, общее и различное, ознакомить с историей праздника 8 марта.


Ход урока.
I.Организация класса.
1.Приветствие класса.
2.Проверка готовности класса к уроку.
II.Художественное слово по теме урока.

Зачитываются стихи о мамах, бабушках, материнстве.

Если в небе туча хмурится,
Если снег летит в саду,
Я в окно смотрю на улицу-
И с работы маму жду.
Нестрашна мне даже молния,
Дождик льется – ну и пусть.
Лишь улыбку мамы вспомню я –
И ни капли не боюсь!

Обниму я в марте радостно
Маму милую свою,
Дам я ей подарок праздничный-
И тихонечко спою:
Пускай узнает ветер,
И звезды, и моря,
Что лучше всех, на свете
Мамочка моя!
- Кто мне скажет, по какому поводу в марте месяце принято поздравлять женщин? Что это за праздник?
Послушайте рассказ о том, как был введен этот праздник.
Международный женский день 8 марта – день международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное, политическое равноправие.
Решение о ежегодном праздновании было принято на 2-й международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин. Впервые праздник проводился в 1911году в Германии, Австрии, Швеции, Дании. В России отмечался впервые в 1913г. В Петербурге. До 1914 года отмечался в разных странах в различные числа марта. Традиция празднования международного женского дня стала укрепляться повсеместно после того, как в 1914 году женщины Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, России, США, Швейцарии и других стран отмечали его 23 февраля (8 марта).В современном мире международный женский день отмечается как день борьбы за права женщин и социальный прогресс и как день солидарности в борьбе за мир.
В 1965г. 8 марта в нашей стране был объявлен нерабочим днем.
-кто из вас знает, в каких странах празднуется «День матери»?
(В англоязычных и некоторых других.)
Стихотворение.
Человек, на котором держится дом
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть 33 ей иль 73-
Муж ее –генерал, космонавт иль поэт,
Может быть он министром, шахтером, врачом-
Сколько б ни было ей, возраст тут
Ни при чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Нас куда –то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Всех главнее она, в том сомнения нет,-
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но все же бывает больна,
И тогда все вокруг кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она-
Человек, на котором держится дом.
Что она – не фундамент, она- человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
Петр Градов



-О ком это стихотворение? Следуем ли мы совету автора?

Бабушка
Волос ее пряди
Пушистого снега белей,
И ласковый голос
У бабушки старой моей.
То слышен он в доме,
То возле сестренки в саду.
Я бабушку нашу
По голосу сразу найду.
Хлопочет бабуля, никак не присядет с утра:
Вчера постирала.
Сегодня ей гладить пора.
- Ах, как я устал!-
Скажет папа, -
Я еле живой!
И мама устало
Присядет, вернувшись домой.
И старшие сестры вздохнут:
Поскорей бы в кровать!
Лишь бабушка наша
Не хочет никак уставать.

Леонид Сорока
Наша бабушка
Без палочки шагает наша бабушка, На стройке инженером
Очков не надевает наша бабушка, наша бабушка
И вовсе не седая, а очень молодая, И служит всем примером
А очень молодая наша бабушка. Наша бабушка.
И с внуками играет, и много песен знает,
И много песен знает наша бабушка. В. Викторов

-Кем работают ваши мамы, бабушки?
-Какие любимые цветы у ваших мам и бабушек?
- Посмотрим на репродукции. На них представлен художниками разных времен и народов один из любимых и возвышенных образов искусства- молодая мать с ребенком. Тема материнства с незапамятных времен была у людей одной из самых возвышенных, благородных. Люди не знали более высокого образа для почитания материнства, чем образ Богородицы. В нем единство матери и ребенка, забота и тревога матери за его судьбу, самоотречение и жертвенность, восторг и нежность, взаимное уважение. И конечно, художники, рисуя иконы, картины на тему Богоматери и младенца Христа, Рождества, материнства, вспоминали каждый свою мать или жену- мать своих детей. Материнство- высшее проявление женской красоты. С образом матери у всех народов связаны самые глубокие и тонкие чувства- потребность в доброте, нежности, ласке, прощении и помощи в трудную минуту.

Колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки –баю!
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.

Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю!
М.Ю. Лермонтов


III. Практическое задание.
Выберите либо «светский» вариант сюжета «Материнство» ( то есть его проявление в обыденной повседневной жизни), либо сюжет из Библии ( Рождество Христа, Мадонна, копия какой- либо иконы).
Возможен 3 –й сюжет – материнство в мире природы ( птицы, животные).

Работаем в карандаше, затем в цвете, лучше использовать теплый колорит, проводим детальную проработку. Дайте название работе.
По ходу работы учитель проводит анализ общих ошибок.

IV.Итог урока.
1.Обобщающие вопросы:
- К какому жанру живописи можно отнести картины на тему материнства? ( К бытовому, портрету.)
- Чьи работы получились наиболее выразительными?
-У кого прослеживается хорошее колористическое решение?
-Какая цветовая гамма больше подходит для сюжета « Мать и дитя» - «теплая», «холодная», контрастная или сближенная?
2.Уборка рабочих мест.

15