Проектно-исследовательская работа учащихся 3 класса Почему нужно беречь хлеб?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Муниципальный этап краевого конкурса
творческих и исследовательских работ младших школьников
«Страна чудес – страна исследований»
Тема: Почему нужно бережно относиться к хлебу?

Авторы:
Миронова Ольга,
Амишева Анжелика,
Бабукина Диана
г. Бородино МБОУ СОШ № 3,
3 класс
Руководитель:
Михалева Г.Н..
учитель МБОУ СОШ № 3
e-mail: gali-mikhaleva@yandex.ru
телефон: 89659005517
г. Бородино, 2015 г.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u I. Введение PAGEREF _Toc417568868 \h 2II. Основная часть PAGEREF _Toc417568869 \h 21.Рейды в школьную столовую PAGEREF _Toc417568870 \h 22.Анкетирование PAGEREF _Toc417568871 \h 23.История происхождения хлеба и русские традиции, связанные с ним PAGEREF _Toc417568872 \h 24.Экскурсии в магазины микрорайона и пекарню города PAGEREF _Toc417568874 \h 25.Хлеб в произведениях писателей и поэтов PAGEREF _Toc417568875 \h 26.Беседа о хлебе с учениками 1-2 классов PAGEREF _Toc417568876 \h 27.Правила обращения с хлебом PAGEREF _Toc417568877 \h 2III. Заключение PAGEREF _Toc417568878 \h 2IV. Информационные ресурсы 11
V. Использованная литература: 11

I. ВведениеАктуальность
Хлеб – это жизнь, а не просто еда!
Хлебом клялись,
за хлеб умирали не для того,
чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот, что в народе у нас говорится:
«Коли ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!»
Каждый из нас берет в день не меньше трех – четырех раз в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. А ведь хлеб – это народное достояние, хлеб – это самоотверженный труд, отношение к хлебу каждого из нас – это наше отношение к труду и людям труда.
В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками школы. Остатки хлеба лежат и на столах, и на подоконниках, и прямо под ногами!!! Некоторые ребята с улыбкой на лице упражняются в меткости попадания булочкой в одноклассника, кусками хлеба и крошками усыпаны столы школьной столовой.
Мы задали себе вопрос: Почему так бывает? А знают ли школьники, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а многих людей.
Мы выдвинули гипотезу, если рассказывать о ценности хлеба учащимся, то они будут бережнее относиться к хлебу.
Предметом нашего исследования является хлеб.
Объектом исследования является отношение к хлебу учащихся и их родителей.
Цель: привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья и призвать бережно относиться к нему.
Задачи:
Организовать рейды в школьную столовую для изучения актуальности темы работы.
Провести анкетирование с целью изучения вопроса отношения к хлебу школьников и их родителей.
Изучить историю происхождения хлеба и русские традиции, связанные с ним.
Изучить ассортимент хлебной продукции в магазинах микрорайона и одной из пекарен города.
Прочитать художественную литературу о хлебе.
Создать электронные презентации о ценности хлеба и провести тематические беседы.
Составить правила обращения с хлебом.
Методы работы:
наблюдение;
анкетирование; 
знакомство с литературой по теме проекта;
обращение к сети Интернет;
экскурсии, рейды;
анализ и обобщение полученной информации
Ожидаемый результат: привлекли внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья и призвали ребят бережно относиться к нему.
Проектная работа носит практико-ориентированный характер. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы учителями и учениками школы при проведении внеклассных мероприятий.
II. Основная частьРейды в школьную столовуюДля определения актуальности выбранной темы мы провели рейды в нашу школьную столовую.
На столах аккуратно были разложены булочки, пирожки, хлеб, который с любовью выпекают для учащихся школы работники столовой. Шляхова В.В., технолог школьной столовой, рассказала о том, что в нашей столовой большой ассортимент хлебобулочных изделий. Наибольшей популярностью пользуются: сосиски в тесте, ватрушки, пицца, пирожки, сочни и обычный хлеб. Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение.

Но все работники столовой, к сожалению, опечалены тем, как наши ученики относятся к этим изделиям. Прозвенел звонок, началась перемена. Что-то было съедено, что-то оставлено. Нас интересовало, какое отношение к хлебу проявят ребята нашей школы. То, что мы увидели, поразило нас.

Столы были усыпаны крошками и недоеденными кусками хлеба. В коридоре на батарее сиротливо лежала наполовину съеденная булочка, куски ватрушек были и на полу столовой. У нас возник вопрос: «Почему наши ребята с таким неуважением, даже с пренебрежением относятся к хлебу?»
Вывод. Скорее всего, школьники не знают истинную цену хлеба, не знают, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям. У нас возникло желание самим больше узнать о хлебе: о его истории, традициях, связанных с ним, о цене хлеба в тяжёлые военные годы, а затем достучаться своими рассказами до наших одноклассников. Заставить их задуматься над своим отношением к хлебу.
АнкетированиеМы решили составить вопросы для проведения анкетирования с целью изучения отношения к хлебу школьников и их родителей.
Результаты анкетирования
Брошенный в столовой на пол кусочек хлеба подняли бы и скормили птицам 50% родителей и 50% опрошенных учеников, а выбросили в контейнер для мусора или прошли бы мимо - 40% учеников и 50% родителей, наступили бы на хлеб – 10 % учеников. На необитаемый остров, прежде всего, взяли бы с собой хлеб 85% родителей и только 54% ребят. Среди других продуктов были соль, вода, мясо. На вопрос, как бы вы поступили, если бы увидели, что другие дети пренебрежительно относятся к хлебу, 70% родителей объяснили бы детям ценность хлеба и дождались бы исполнения замечания, а сделали бы замечание и, не дождавшись результата, ушли – 30%. Прошли бы мимо играющих хлебом – 15% школьников. Составили компанию детям, играющим хлебом, 5% учащихся, 12% из них закрыли бы на это глаза.
Воспитательные беседы с детьми на тему хлеба проводят всего лишь 40% родителей, никогда не беседовали с детьми о ценности хлеба и считают, что их дети и так хорошо воспитаны 15% взрослых. На вопрос, сколько стоит хлеб, 100% детей и родителей ответили, назвав какую-то сумму денег, и никто не сказал, что хлеб бесценен.
Вывод. Анкетирование показало, что большая часть сверстников не ценят хлеб, могут равнодушно пройти мимо брошенного на пол хлеба или играть хлебом. К сожалению, родители мало беседуют со своими детьми о ценности хлеба. Многие дети и родители говорят о хлебе как о продукте питания, и ценность его измеряют деньгами.
История происхождения хлеба и русские традиции, связанные с нимХлеб на РусиУ хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то (жить).
С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В 11 веке на Руси выпекали кислый, сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.
Вывод. На Руси выпечка хлеба считалась почётным делом. Его пекли талантливые мастера, которые пользовались особым уважением, а секреты хлебопечения держались под строжайшим секретом. Слово «хлеб» русский народ отождествляет с такими понятиями, как праздник, добро, жизнь, кормилец. Самых дорогих гостей встречали хлебом – солью. Хлеб считался послом мира.
Военный хлеб
Из ЧЕГО же пекли хлеб в годы Великой Отечественной войны, ведь в те тяжёлые, голодные времена вряд ли можно было найти продукты.
192405152400Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки. Такой хлеб был мало пригоден для питания. Он был глинистый, тёмный, часто чёрного цвета, часто вяз на зубах и дёснах, от него болел живот. Но именно этот хлеб спасал жизнь людям, дарил надежду на выживание.
Мы узнали, что в военные годы был: Фронтовой; Тыловой хлеб - «рабочий хлеб»; Блокадный хлеб; Хлеб концлагерей - «остен-брот»; Сталинградский; Хлеб оккупированных районов - черные сухари.
Вывод. Мы выяснили, что в военный хлеб часто входили такие составляющие, которые не являются продуктами питания. Но именно этот хлеб спасал жизнь людям, дарил надежду на выживание.
Экскурсии в магазины микрорайона и пекарню городаСовременный хлеб
Перед нами возникли вопросы. Так что же изменилось в душах людей? Почему у нас, молодого поколения, нет былого уважения к хлебу? Может, хлеб стал не таким вкусным, как был раньше? Может, ассортимент не радует нас своим разнообразием? Мы отправились в наши продуктовые магазины…..и увидели привычную для нас картину.

Как быстро привыкаешь к хлебному изобилию, так быстро, что не замечешь его, принимаешь, как должное. Сегодня трудно удивить покупателя «диковинным» составом хлеба. Чего только не добавляют пекари в тесто, чтобы сделать хлеб вкуснее, полезнее, изысканнее. Нам стало интересно, ЧТО же входит в его состав, кроме муки, сахара, соли и дрожжей, и отправились на экскурсию в пекарню.


Мы были поражены работой пекарей, какие машины им помогают, а также разнообразием продукции, которая приходит на полки наших магазинов.
Вывод. Ассортимент хлеба на прилавках современных магазинов богат и разнообразен. Поражают входящие в него продукты: масло, мёд, орехи, молоко, приправы, травы, сухофрукты. И это далеко не полный перечень составляющих современного хлеба. Он полезный, вкусный, душистый, аппетитный, румяный, золотистый. Значит, это нам – людям надо поменять свое отношение к хлебу.
Хлеб в произведениях писателей и поэтов-8255477520Тема хлеба важна и актуальна, она звучит в песнях, книгах и стихах. О нем говорят ученые и политики, учителя и хлеборобы...
Мы посетили школьную библиотеку-медиатеку и с помощью педагога-библиотекаря Пашковской Л.Г. составили список литературы для наших одноклассников, произведения, в которых писатели и поэты прославляют труд хлеборобов и наш
Электронная презентация подборки художественных текстов о хлебе

Беседа о хлебе с учениками 1-2 классовВооружившись всей добытой информацией, мы провели обзор-беседу «Хлеб всему голова!» для учащихся 1- 2 классов. Мы познакомили ребят со сказками и рассказами о хлебе, читали им стихи, загадывали загадки, играли в игру «Каравай», обсуждали действия наших учеников в столовой. 

График проведения бесед «Хлеб – всему голова!»
дата № урок класс
10.02.15 5 1 а
11.02.15 4 1 б
12.02.15 5 1 в
12.02.15 4 2 а
13.02.15 4 2 б
13.02.15 5 2 в
02.02.15 5 3 в
05.02.15 родительское собрание 3 в
Правила обращения с хлебомВместе с одноклассниками и родителями мы составили правила обращения с хлебом. Надеемся, что ребята будут соблюдать эти нехитрые правила.
1. Не покупай лишнего хлеба.
2. Никогда не бери хлеб грязными руками!
3. Ставь хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.
4. За столом бери столько хлеба, сколько съешь.
5. Во время еды не допускай шалостей с хлебом.
6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храни его в емкости с крышкой или в хлебнице.
7. Научись использовать чёрствый хлеб.
8. Никогда не выбрасывай хлеб!
9. Всегда и везде уважительно относись к хлебу
III. ЗаключениеРезультаты анкетирования после реализации проекта показали, что брошенный в столовой на пол кусочек хлеба подняли бы и скормили птицам 55% родителей и 75% опрошенных учеников, а выбросили в контейнер для мусора или прошли бы мимо - 35% учеников и 45% родителей. На необитаемый остров, прежде всего, взяли бы с собой хлеб 90% родителей и 80% ребят. На вопрос, как бы вы поступили, если бы увидели, что другие дети пренебрежительно относятся к хлебу, 75% родителей и 50% учащихся объяснили бы детям ценность хлеба и дождались бы исполнения замечания, а сделали бы замечание и, не дождавшись результата, ушли – 25% родителей и 50% учеников.
Итак, в результате реализации нашего проекта, мы ответили на поставленный нами вопрос: «Почему нужно бережно относиться к хлебу?» Ответ получен: цена хлеба – человеческая жизнь, значит, хлеб - это главная ценность.
Таким образом, можно сделать вывод, что наши наблюдения, собранные материалы о хлебе, проведённые беседы, помогли достигнуть поставленной цели: показать ребятам важность хлеба как главной ценности человечества. Мы надеемся, что наши беседы, подобранная художественная литература, «Правила обращения с хлебом» помогут детям и их родителям бережно относиться к хлебу, ведь это - показатель духовности человека.
Информационные ресурсы:
http://www.domklad.ru/591-kak-obrashhatsya-s-xlebom.html
http://www.mkmw.com/history/
http://vyazniki.ru/2007/02/16/news_919.html
http://www.colobki.ru/ сайт музея хлеба в Санкт-Петербурге
http://weaft.com/documents/narodnye-pogovorka-poslovica-hleb-vzroslye-deti-shkolnikov-adult-kid-quotes-bread
Использованная литература:
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
Громова И. «Хлеб войны», Москва, 2010
Емельянова Э.«Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2011