Разработка урока по технологии Виды вышивки


Разработка урока по теме «ВИДЫ ВЫШИВКИ»
Цели: познакомить учащихся с историей вышивания; расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, орнаментальных мотивах и других узорах, материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами в зависимости от ее вида.
Оборудование: образцы изделий с различными видами вышивок; ножницы, пяльцы, канва, ткань, образцы ткани различных переплетений, нитки (мулине, шелковые, ирис ), иглы.
Ход урока
I.Организация урока.1)приветствие
2)проверка готовности учащихся к уроку.
II.Сообщение темы урока.Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка впитала в себя традиции многовекового накопления мастерства. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом вышивки – свободной вышивкой, ее историей, научитесь правильно подбирать материалы и инструменты для вышивки художественной гладью.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя
1) Из истории вышивания.
Возникновение вышивания, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивкой называется украшение изделий из разных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказывали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.
Разнообразие вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.
В Англии с XIII века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI – XVII веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно и изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.
С конца XIII – начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.
Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимиром Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.
В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающий край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.
На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликации из ткани и кожи с применением бисера.
Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненными в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.
Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.
2)Виды вышивки.
Для народной вышивки наиболее характерны счетные швы, выполняемые по счету нитей ткани, а также свободная. При выполнении свободной вышивки мастерица рисует на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, дополняя ее другими видами швов. Такую вышивку называют художественной.
Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, одноцветная и многоцветная. Выполняется нитками разных сортов, в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.
Гладь свободная без настила двусторонняя широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками.

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров.
Верхошов – односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом.
Двусторонняя гладь с настилом выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Одной из разновидностей этой техники является белая гладь.
Гладь прорезная – сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы, так «дырочка», «листик» и т.д.
Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающей лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра.
2. Рассматривание изделий, представляющих разные виды вышивок.
Задания:
1) Определить вид вышивки (счетная, свободная).
2) Определить мотивы узоров: геометрический, меандровый, растительный, животный, человекообразный.
3) Определить вид вышивки (гладь односторонняя, двусторонняя, одноцветная, многоцветная и т.д.)
3. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки гладью.
Ткани. Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, и хлопчатобумажные и смешанные ткани и нитки разных сортов.
Для вышивки гладью по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.
В зависимости от назначения изготавливаемого изделия техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно; для панно и ковриков – рогожку, бортовку, сукно и драп. Для нарядных платьев и блузок лучше использовать тонкие ткани – батист, шелк, тонкую шерсть.
Нитки, применяемые при вышивке гладью, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.
Для вышивки на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки. Мулине в две – три нити используются в вышивках по рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (шесть ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются, придают вышивке бархатистый вид. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась длина ее при вышивании должна быть не более 50см, причем шерстяной – не более 40см. подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении. Так как электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяемость - крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду. Слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски. Все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 минут. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в вводно-уксусном растворе (1стол.л.на стакан воды) в течение 5 минут.
Иглы бывают разной длины и толщины – от №1 до №12.
Тонкие иглы (№2-3) подбирают для вышивания на тонких тканях средние (№3-5) на льняных тканях. Для работы на плотных тканях берут иглы №6-12.если на ткани не останется больших отверстий в местах прокола, то игла подобрана правильно.

Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. большие ножницы – для раскроя ткани, средних размеров- для обработки краев изделия и разрезания ниток, маленькие с загнутыми концами- для обрезания рабочих ниток.
Пяльцы – специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы.
Наперсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы в плотной ткани.
Калька применяется для переводов рисунков с оригинала.
Копировальную бумагу лучше выбирать цветную, уже бывшую в употреблении. Она меньше пачкает ткань.
Карандаши простые должны быть твердо-мягкими (ТМ), остро заточенными.
4. Зарисовка узоров.
В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань.
В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания.
В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу. Рабочий рисунок переводят с оригинала с помощью прозрачной бумаги(кальки), с помощью стекла, алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги.
Чтобы изменить размер рисунка-узора, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Затем последовательно, из квадрата а квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.
5. Нанесение рисунка на ткань.
В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на ткань.
Самый простой способ перевода рисунка на ткань- при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желтую- для темных тканей, зеленую, красную – для светлых). Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры рисунка.
На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.
На темные, блестящие и ворсовые ткани рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань и прошивает по контуру рисунка частыми стежками шва « вперед иглу».
Перевод рисунка «припорохом» на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с помощью трафарета, с помощью трафаретов- сколков. IV. Инструктаж по охране труда.
Провести инструктаж по охране труда при работе с тканью.
1) Общие требования безопасности.
2) Требования безопасности перед началом работы.
3) Требования безопасности во время работы.
4) Требования безопасности в аварийных ситуациях.
5) Требования безопасности по окончании работы.
V. Практическая работа.1) Выполнить увеличение рисунка для вышивания до размера 12 х 12см.
2) Перевести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
Физкультминутка.
1.И.п. – стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руки опираются о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
1.И.п.- стоя. Поднять левую(правую) ногу. Разгибать и сгибать (оттянуть носок вниз, носок на себя).Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
3.И.п.- стоя, поднять левую (прямую)ногу. Выполнить круговые движения стопой.
VI Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы познакомились еще с одним видом вышивки – художественной гладью. Это один из самых сложных и интересных видов вышивания, который требует от вышивальщицы не только совершенного освоения приемов, но и умения подбирать цветовую гамму, фантазии и хорошего вкуса. Освоив этот вид вышивки, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.
2. Выставление оценок.

Образец вышивки гладью.