Программа внеурочной деятельности Тайны русского языка 5 класс


ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ВСХОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.В.ИСАКОВСКОГО» В Д.КЛЮЧИКИ
Угранского района Смоленской области
Программа
по внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
для 5 класса
базовый уровень
Разработана
Филатовой Татьяной Анатольевной
учителем русского языка и литературы
1 квалификационной категории
д. Ключики
2014- 2015 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» составлена на основе образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. 
Внеклассная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся.
Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку. Данная программа предлагается для учащихся, желающих повысить своё речевое развитие и успешно приобщиться к красоте художественного слова, то есть, развивая речь, развить свои творческие способности.
Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».
Цель курса – речевое развитие обучающихся, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
1.​ научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста;
2.​ развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;
3.​ совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма);
4.​ сформировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных произведений).
В целом приоритетом является практическая деятельность.
Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Данный курс опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как репродуктивный, коммуникативный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, технологии дифференцированного обучения.
Программа рассчитана на 34 часа – одно занятие в неделю и может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от уровня подготовки учащихся и их творческих способностей.
Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы также определяются учителем (беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа).

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами являются знания:
​ основных норм литературного языка;
​ средств художественной выразительности речи;
​ приемов и методов устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;
Предметными результатами освоения программы являются умения:
​ слушать и понимать текст;
​ выполнять комплексный анализ текста;
​ воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;
​ создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;
​ определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников.

Раздел 3.Содержание курса
Текст и его части
Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста
Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста
Стили речи. Особенности художественного стиля речи
Типы речи. Повествование и его структура
Тип речи описание и его структура
Тип речи рассуждение и его структура
Практическая работа – определение типов речи
Словесные пейзажные зарисовки
Пробуем писать стихи
Придумываем сказки
Подготовка к конференции «Серебряная альфа»
Анализ выступлений на конференции
Сюжет. Повествование на основе данного сюжета.
Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета).
Рассуждение на морально-этические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы
Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою).
Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края.
Общение с окружающим миром и людьми.
Портрет героя по реалиям и деталям его быта
Комплексный анализ текста
Сбор материала к сочинению и его систематизация
Создание собственных текстов – практика.
Выбираем собственные жанры
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма
Готовимся к выступлению
Школьный фестиваль творческих работ
Анализ и итоги деятельности
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
№ Дата проведения Тема занятия Вид деятельности Содержание занятия
Текст и его части Лекция Основные признаки понятия текст
Средства связи предложений текста.
Средства выразительности текста беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа Морфологические
и лексические средства связи, контекстуальные синонимы
Тема (широкая и узкая).
Основная мысль текста Практическая работа Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста.
Стили речи.
Особенности художественного стиля речи
Лекция +практика Отличительные особенности художественного стиля, изобразительные средства языка
Типы речи. Повествование и его структура Лекция +практика Особенности строения повествовательного текста
Тип речи описание и его структура Лекция +практика Особенности строения типа речи описание
Тип речи рассуждение и его структура Лекция +практика Особенности строения типа речи рассуждение
Практическая работа – определение типов речи Практическая работа Работа с текстами разных типов речи, составление своих текстов
Словесные пейзажные зарисовки Лекция +практика Описания природы, средства описания
Пробуем писать стихи Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров
Пробуем писать стихи Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров
Придумываем сказки Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Написание сказок с использованием элементов сказок
Придумываем сказки Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Написание сказок с использованием элементов сказок
Подготовка к конференции «Золотой Орфей» Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
Подготовка к конференции «Золотой Орфей» Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
Анализ выступлений на конференции Беседа Подведение итогов
Сюжет. Повествование на основе данного сюжета.
Лекция Работа с литературоведческими терминами
Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета). Лекция Работа с литературоведческими терминами
Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы Практическая работа Составление собственных текстов - рассуждений
Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою).
Лекция +практика Написание различных писем
Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края.
Лекция +практика Составление дневниковых записей
Общение с окружающим миром и людьми.
Лекция +практика Письма – обращения, олицетворения, перифразы
Портрет героя по реалиям и деталям его быта Лекция +практика Составление портрета героя
Комплексный анализ текста Практическая работа Анализ предложенных учителем текстов
Сбор материала к сочинению и его систематизация Практическая работа Подготовка к написанию сочинений
Создание собственных текстов – практика.
Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Написание сочинений
Выбираем собственные жанры Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Выбор наиболее подходящего жанра сочинения
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Развитие творчества учащихся
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Развитие творчества учащихся
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Развитие творчества учащихся
Готовимся к выступлению Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
Готовимся к выступлению Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
Школьный фестиваль творческих работ Выступления Выступление на школьном фестивале творческих работ
Анализ и итоги деятельности Беседа Подведение итогов, награждения
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1.​ Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993
2.​ Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009
3.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993
4.​ Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996
5.​ Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь - М., 1990.
Для учителя:
1.​ Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004
2.​  3.​ Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000
4.​ Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996
5.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов. – М., 1993
Медиаресурсы
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ruКрылатые слова и выражения http://slova.ndo.ruМир слова русского http://www.rusword.org