Русские земли под властью Орды. Учитель Алюнина Татьяна Васильевна


Урок № 54 -55 история в 6 классе
Тема: « Русские земли под властью Орды»
Место урока в теме: Раздел «Русские земли в середине 13-14 в.», урок в разделе № 3-4.
Цель урока: показать мужество и героизм русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями, охарактеризовать формы зависимости русских земель от Орды; определить последствия ордынского владычества.
Задачи: образовательные: дать представление об организации ордынской власти на Руси, показать монголо-татарское иго как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями
развивающие: совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией; осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя; обобщать материал, подводить итоги; оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность; продолжать отработку умения давать оценку деятельности исторических деятелей, преобразования текста в таблицу
воспитательные: воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому; на примерах героического прошлого воспитывать патриотизм, любовь и гордость за Отечество
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Осмысливать опыт российской истории, как части мировой истории. Приобретать опыт историко- культурного, цивилизационного подхода к оценке современных глобальных процессов. Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число». Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения.
Основные понятия и термины: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число».
Оборудование: «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016. Презентация.
Ход урока I. Организационный момент.
Приветствия учащихся. Проверка готовности к уроку. II. Актуализация опорных знаний учащийся по теме: «Русские земли под властью Орды».
1.Дайте определения понятий «дружина», «ополчение», «боевой порядок «свинья».
2. С какой целью немецкие и шведские феодалы расширяли свое присутствие на востоке?
Как вы думаете, за какие заслуги православная церковь причислила Александра Невского к лику святых? 3. Покажите территорию, за обладание которой воевали между собой шведы, немцы и новгородцы. 4. Используя схему битвы, расскажите о сражении на реке Неве со шведами. 4. Используя схему, расскажите о ходе Ледового побоища.
1.Письменные задания (работа у доски по карточкам)1)Расставьте события в хронологической последовательности:
а) разорение Рязани; б)захват Киева; в)Невская битва;
г) разгром меченосцев литовским князем Миндовгом; д)Раковорская битва
2)Объясните термины: курултай, духовно-рыцарские ордены, татаро-монголы, крестоносцы, Золотая Орда.
III.Новая тема
Постановка учебной задачи.
Карамзин в 19 веке писал о русских землях 13 века. Под властью монголов русские утратили гражданские добродетели; для того, чтобы выжить, они не гнушались обмана, сребролюбия, жестокости: «В сие же время Россия, терзаемая моголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!».
Дети знакомятся с высказыванием Карамзина и формулируют тему урока и пытаютя обозначить цель и задачи урока.
1) Последствия монгольского нашествия.
Давайте вспомним, что принесли монголы на Русь? Каковы были последствия монгольского нашествия?
Все вы абсолютно правы. Археологи свидетельствуют: было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла. Действительно, большая часть Руси была ограблена.
- Пресеклась торговля со странами Востока и Запада.
- Закрепился и расширился деспотичный принцип управления Северо – Восточной Руси.
2) Борьба за первенство на Руси.
Ярлык на великое княжение - стр.144 что это?- это грамота на княжение, которую выдавал Батый на право править на Руси.
Дети говорят, что в 1243 году Ярослав Всеволодович получил грамоту на княжение (запись даты в тетрадь)
Вывод - русские князь признавали свою зависимость от Орды.
Что стало с Ярославом? Его отравили в Орде хан Гуюк, он враждовал с Батыем.
В орду приглашены Андрей Ярославович и Александр Ярославович, они получили грамоты на княжение. Александр в Киеве.
Борьба за великое княжение владимирское.
См.стр.145 абз.2. Кто выиграл в борьбе?
+ Александр Невский.
Что произошло в 1252 году после отказа братьев Александра признать власть хана и Александра?
В1252 году – «Неврюева рать» расправилась с непокорными братьями Александра Ярославича.
1293 году «Дюденёва рать» Андрей Александрович расправился с непокорными князьями.
Кто страдал от этой борьбы? – Народ
Это способ политического контроля на Руси ордынцев.
3)Ордынская власть над Русью.
Поработаем с новыми терминами (показываю термины) О чем идет речь на рисунке стр.147.(составляем рассказ) Какие последствия для экономического развития русских земель имели ордынские выходы?
1.Перепись населения (численники)
2.Ярлык, баскак
3.Ордынский выход
Работаем с учебником и записываем термины.
- баскаки - сборщики дани, представители ордынского хана на Руси.- выход  - регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
-дань собирали с дома- хозяйства. Для точной раскладки дани и была проведена специальная перепись - «число». Сборщики дани были баскаки, «великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны.
4) Народ против ордынского ига.
События в Новгороде в 1259 году.
Установилась деспотическая форма правления.
Дополнительный материал объясняю, что размер дани был очень велик. Первоначально дань была назначена натурой (шкуры медведя, лисицы, соболя), а затем — серебром, в среднем 15 тыс. руб. в год. (В те времена на рубль серебром можно было купить 20 овец.) В ответ на это уже в 1257 г. в Новгороде и Пскове начались народные волнения, которые продолжались около года. Вольным новгородцам была невыносима мысль, что они будут данниками хана. Многие баскаки были убиты, а вместе с ними и новгородский посадник — ставленник Александра Невского. В 1262 г. народные восстания поднялись «по всем градом русским»: в Ростове, Суздале, Ярославле, во Владимире и др. «И побиша татар везде, не терпяще насилие от них» — говорит летопись.

5)Отношение князей к ордынскому господству.
Верность православию сохранил Александр Ярославич. Ордынцы не запрещали исповедовать христианство, а Западная Русь оказывая помощь, требовала унии с католической церковью.
IV.Подведение итогов урока. Выводы.
В чём выражалась вассальная зависимость Руси от Золотой Орды?
-получение ярлыка;- сбор дани;- тяжёлые повинности: принимать, кормить, содержать многочисленных ордынских послов с их свитами;- русские воины обязаны были принимать участие в военных походах монголов.
Учитель: татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменяющуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды.
- Иго - особый порядок на Руси, установленный монголо – татарами.
Вывод: Ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменениям характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.
Я зачитаю отрывок из народной песни о Щелкане, а вы должны определить его должность.
“Брал он млад ЩелканДани-выходы, царские невыплаты.С князей по сто рублей,  С бояр по пятидесяти.У которого денег нет,   У того дитя возьмёт;У кого дитяти нет, У того жену возьмёт;У кого жены нет, Того самого головой возьмёт”. (Баскак)
ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ.
Иго – это:
Господство ордынцев над русскими землями
Грамота на право сбора дани с земель
Название государства, основанного Батыем
Размер налога, уплачиваемого Русью
Грамота, разрешавшая князьям править в своей земле:
Басма 2) выход 3) ярлык 4) иго
Ордынские чиновники, которые следили за сбором дани
Бесермены 2) численники 3) баскаки 4) беки
Кто не платил ордынским ханам налоги:
Крестьяне 2) великий князь 3) бояре 4) духовенство
Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате:
Нашествия хана Батыя
Походов хана Мамая
Походов Чингисхана
Набегов половцев.
События в Новгороде в 1259 году.
.Перепись населения (численники)
2.Ярлык, баскак
3.Ордынский выход
1243 году Ярослав Всеволодович получил грамоту на княжение
В1252 году – «Неврюева рать»
1.Письменные задания (работа у доски по карточкам)1)Расставьте события в хронологической последовательности:
а) разорение Рязани; б)захват Киева; в)Невская битва;
г) разгром меченосцев литовским князем Миндовгом; д)Раковорская битва
2)Объясните термины: курултай, духовно-рыцарские ордены, татаро-монголы, крестоносцы, Золотая Орда.