Статья на тему Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
(выступление на педсовете учителя начальных классов МБОУ «Кировская ОШ№1»
Обуховой Ирины Михайловны) 25.02.2016г.
(слайд 2) Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В.А.Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
(слайд 3,4) Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, входят в структуру основной образовательной программы. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природаё человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности
( слайд 5) Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника.
(слайд 6) Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
(слайд 7) Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
(слайд 8) Участниками духовно-нравственного воспитания становятся: школа, семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования, СМИ, традиционные российские религиозные объединения.
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен.
Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали. Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности. Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их, я считаю , должен каждый сознательный гражданин своей страны.
(слайд 9) В практике своей работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников первостепенное значение я уделяю семейному воспитанию. Считаю, что процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная программа должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
(слайд 10,11) Моё сотрудничество с родителями предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Я считаю, что эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому, в моей работе значительное место отводится психолого- педагогическому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся лектории и психологические игры – тренинги. Девизом таких встреч является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Так, было проведено собрание «Нравственное воспитание ребенка в семье», на котором обсудили правила для родителей.
(слайд 12) Так же, эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Традиционным стало проведение совместных праздников : «Здравствуй, школа», «Мы теперь не просто дети- а за школу мы в ответе», «Праздник Букваря», «Прощание с 1 классом», «Прощание с начальной школой», «Новогодние утренники», «Весенний подарок», «Никто не забыт и ничто не забыто».Родители вместе с детьми готовят костюмы, учат слова, выступают в роли сказочных героев и других персонажей. Праздники сопровождаются песнями, играми и формируют идеал крепкой, благополучной  семьи.
(слайд 13) Духовно-нравственное воспитание детей проходит , прежде всего, через урочную деятельность. В содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
В содержание  УМК «Школа России», по которому работает наша школа, заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников УМК «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
На уроках использую естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для формирования взаимоотношений, раскрываю обязанности членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе. Предъявляю ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе. Учу планировать свою деятельность, контролировать ее выполнение, находить и исправлять ошибки.
(слайд 15) На уроках русского языка закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. На уроках пишем сочинения – рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.
(слайд 16) Программа по «Литературному чтению» позволяет юным читателям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме. (ПРИЕМ «Мешок с вопросами»).
Уроки окружающего мира дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Материал учебника расширяет представления учащихся о своём крае, об особенностях взаимодействия человека, природы и общества, воспитывает бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задает образцы служения Отечеству. (слайд 17) РЕФЛЕКСИЯ .Прием «Дополни предложение».
(слайд 18) Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Групповая работа- это, отношение прежде всего, каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы.
(слайд 19, 20) Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Так, на уроках физкультуры особое внимание уделяется проведению игр,. Ведь игры - это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
(слайд 21,22) На уроках курса ОРКСЭ через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу.
Учебник «Основы светской этики» содержит материал по полугодиям. 1 полугодие-«Этика-наука о нравственной жизни человека». 2 полугодие-«Ежели душевны вы и к этике не глухи».
Так, во 2 полугодии изучаются разделы: «Простые нравственные истины», «Душа обязана трудиться», «Посеешь поступок - пожнешь характер», «Судьба и Родина едины». Каждый раздел разбит на темы, к которым предлагаются такие виды работы:
1. Вопросы для повторения.
2. Изречения мыслителей.
3. Вопросы для размышления.
4. Творческие и практические задания.
Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни -это одна из задач моей работы. 
(слайд 28) Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы. При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности отвожу внеурочной работе. 
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д.,  а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика  организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Внеурочная деятельность направлена на развитие гармонично- развитой личности , любящей свой край и страну , осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.
На кружках «Уроки здоровья», «Культура добрососедства», «Учись учиться» ребята знакомятся с Крымом, здоровым образом жизни, учатся играть в команде, вырабатывают чувства товарищества и взаимовыручки.
(слайд 29) Особенно детям нравятся различные олимпиады, конкурсы. Я ежегодно провожу в классе олимпиады по русскому языку, математике (Решение задач в 3-А), по школе проходит международный конкурс «Кенгуру».
(слайд 30-43) Как и все педагоги, я провожу классные часы, праздники «День защитников Отечества», «День матери», «Путешествие в страну Здоровья», «День Победы», турниры, литературные викторины, КВН, экскурсии в природу, экскурсии в библиотеку, этические беседы по культуре поведения, по правилам для учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине, трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе: «Давайте уважать старость!»», ««Дети - граждане России».», «История нашего поселка», ««В дружбе наша сила!»», «Государственные символы», «Россия- Родина моя», «Удивительное рядом», «Охранять природу – значит охранять Родину».
Ребята устраивают выставку рисунков, поделок, делают презентации, готовят проекты. Все это вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования, перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива учащихся. 
Детям очень нравятся встречи с гостями. В гости к ребятам приходят участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, работники разных профессий. К таким встречам ребята тщательно готовятся. Каждая встреча - прикосновение к подвигу, к труду взрослых. Такие встречи благотворно влияют на нравственное становление младших школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашённых, но и демонстрируют творческие работы, готовят доклады о героях войны и исторических событиях, выступают с художественной самодеятельностью. 
Ребята ведут «Портфолио», где накапливают свои достижения в разных видах деятельности.
(слайд44) Духовно-нравственное воспитание младших школьников проходит и через внешкольную деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи,благотворительные, экологические,спортивные, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д.  организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика  педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.
(слайд 45, 46) Я , как классный руководитель, создаю все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование – посещение кружков в ЦДЮТ, к/т «Дружба» и занятия в спортшколе. Ребята моего класса (8 человек) не первый год посещают занятия по физкультурно-оздоровительным направлениям «Каратэ» и «Легкая атлетика, участвуют в районных и республиканских соревнованиях, приносят в класс грамоты и медали. Так, Головатая Диана, участвовала в соревнованиях по каратэ, награждена 4 медалями, 4 грамотами и дипломами и 1 кубком.
(слайд 47, 48) Одним из путей решения непрерывности  духовно-нравственного воспитания является продолжение работы в летнее время в новой для детей форме.
     Во время летнего отдыха ребята погружаются в атмосферу любви, взаимопомощи, терпения, поддержки, добра.
(слайд 49) И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Хочется верить, что моя работа с детьми за 4 года посеяла в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность и стала для них школой воспитания добрых чувств.
Заканчиваю свое выступление словами А.С.Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
15