Статья на тему: Духовно — нравственное воспитание младших школьников.

МКОУ Заводская СОШ








Тема: «Духовно – нравственное воспитание младших школьников».








Выполнила:
учитель I КК
Орлова
Надежда Ивановна













п. Пригородный
2015г.
Содержание.

Введение.
I. Сущность духовно-нравственного воспитания.
II. Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.
Взаимодействие семьи и школы.
Значение чтения в духовно-нравственном воспитании.
Духовно-нравственное воспитание на уроках ОПК.
Духовно-нравственное воспитание, как один из главных ориентиров внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе.
III. Заключение.
















«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский.


Всего один раз живет человек на земле, но как же по-разному использует он свои годы. Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время предельной самоотдачи, напряженного труда. Для других - нравственная деградация, утрата смысла жизни и культ потребления, которые в конечном счёте приводят к утрате духовного здоровья личности.
Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства. Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников.
Среди важнейших качеств, которыми должны обладать современные выпускники, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность и др.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, труду, своим обязанностям и к самому себе. Развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Воспитательная цель, которую мы перед собой ставим, работая в этом направлении - это развитие грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, принимающего общечеловеческие и национальные ценности.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Системно-организованный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип сохранения исторической памяти.
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
Военно-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
Туристско-краеведческое.
Спортивно-оздоровительное.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для последовательного духовно-нравственного воспитания детей. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Поэтому духовно – нравственное воспитание учащихся происходит на каждом уроке в начальной школе: будь то литературное чтение или окружающий мир, урок ОПК или русский язык, урок ИЗО или музыки, а так же во внеурочной деятельности.
«Всё начинается с любви
Твердят:
«Вначале было Слово»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
Всё начинается с любви:
И озаренье и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви –
С любви!»
1 сентября. 1 класс. Всматриваешься в лица сидящих перед тобой маленьких учеников. Какие они разные! Разные темпераменты, разные характеры! Но всем детям хочется, чтобы их любили – со всеми их недостатками и достоинствами. Учитель должен видеть в каждом ученике доброе начало, развить его или хотя бы не уничтожить. Каждый день, входя в класс, с волнением думаешь: чем заинтересовать этого непоседливого мальчишку, как разговорить молчуна, смогу ли найти ключик к маленьким сердцам? Кто поможет мне понять внутренний мир ребёнка? Первыми помощниками конечно должны стать родители.
Поэтому в духовно-нравственном воспитании необходимо взаимодействие семьи и школы.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А.С.Макаренко.
Семья – первый наш коллектив. Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть
Всё начинается с семьи
Почитание родителей, послушание им, должно восприниматься детьми, как Божья заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, в свою очередь должны понимать духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» - гласит русская народная пословица. Не стоит забывать слова А. С. Макаренко, адресованные родителям: «Не думайте, что вы воспринимаете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение».
В работе с семьями используются следующие формы работы:
1. Работа с первоклассниками начинается с посещения их семей на дому. Учитель должен знать, с кем и в каких условиях живёт его ученик.
2. Тематические родительские собрания.
На первом родительском собрании обязательно провожу анкетирование родителей, включаю вопросы, которые позволят мне иметь первое впечатление о взаимоотношениях родителей и ребёнка, чем живёт семья, какие общие увлечения у членов семьи. Например, такие:
Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?
Какие традиции и обычаи, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? Какие проблемы воспитания вызывают у Вас серьезную тревогу и опасения?
Как чувствует себя Ваш ребенок в детском коллективе?
Знаете ли Вы друзей Вашего ребенка?
Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера Вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведет себя Ваш ребенок дома?
Как ласково Вы его называете? И др.
3. Индивидуальные консультации родителей по проблемам воспитания.
4. Организация совместных досуговых мероприятий.
День Знаний – это праздник не только для детей, но и для их родителей. Стараюсь, чтобы он стал для них незабываемым. Пишу индивидуальное поздравление пожелание на учебный год каждому своему ученику. Например, делаю для этого объёмный цветок, в средине – пожелание, или кленовый листик, или, как в этом году – медали. В 4 классе составляли солнышко из ладошек с пожеланиями одноклассникам и учителю. Первоклассникам вручаю памятки, как нужно вести себя в школе, в классе. Классный час в этот день проводим совместно с родителями. Они не только наблюдатели, но и участники. Всё это учит детей быть чуткими и внимательными к другим людям.
«Пусть всегда будет мама». Сколько тепла, любви, счастья в этих словах! Считаю одним из самых важных праздников в году – День Матери. Готовимся к нему серьёзно и основательно. Дети читают стихи, поют песни, играют в сценках, участвуют вместе с мамами в конкурсах. Каждый ребёнок готовит для своей мамы подарок. В 3, 4 классе дети пишут трогательные сочинения о своих мамах, некоторые посвящают им стихи, рисуют портреты мам, букеты их любимых цветов. Выставка рисунков: «Для милых мамочек», «Букет для мамы», газета "Солнце улыбается, как мамочка".
Каждый ребёнок должен понимать, что мама – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви. Воспитывать внимательное, заботливое, уважительное отношение к матери, готовность помочь ей в любую минуту. Это и есть основа духовно – нравственного воспитания.
Много было ещё различных мероприятий. Праздник «День 8 марта», «Новый год» в классе обязательно конкурсы, игры с участием родителей. Постоянно проводим «День именинника». Не забудется выпускной вечер в 4 классе. Старалась показать на нём личные достоинства каждого ребёнка, отметить его успехи, которых он добился в начальной школе. Всегда приятно видеть после таких мероприятий счастливые лица ребят и благодарные лица их родителей. Но самое главное, что все эти мероприятия учат нас взаимопониманию, доброте, любви к ближнему.
Сейчас мы начали выполнить проект «Мой класс. Моя школа». На родительском собрании я предложила сделать этот проект долгосрочным. Это будет книга, в которой отразятся все значимые важные мероприятия, проводимые в классе и школе. Родители приняли мою идею с энтузиазмом. Работа уже началась!
Не могу не упомянуть о значении художественного слова в духовно-нравственном воспитании. Не секрет, что современные дети мало читают и очень много времени проводят, смотря телевизор, играя в компьютерные игры. Часто эти занятия имеют отрицательное воздействие на душу человека. А вот книгу можно назвать «духовным лекарством». Ведь слово действует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
На родительских собраниях рекомендую родителям семейные чтения, создание личной библиотечки ребёнка.
Важной стала для духовно-нравственного воспитания традиция проведения в нашей школе Рождественских чтений. Чтение духовной литературы со сцены у нас переносится в класс. Чтение и обсуждение книг на нравственные темы в начальной школе должно быть постоянно. Можно выделить для этого время на уроке чтения, либо на классном часу, либо в ГПД. Некоторые книги приносят родители. Это книги о войне, святочные рассказы, притчи и т. д. У ребят на 5 минутках чтения появились такие книги: «Воскресное чудо», «Зёрнышки», «Детская библия». На примере одних произведений дети учатся любить свою родину и природу, учатся доброму отношению к животным. На примере других учатся уважать старших, быть честными, отзывчивыми, добрыми. Постепенно рассуждения детей меняются, делаются более серьёзными и продуманными. Ребята учатся оценивать поступки героев и сравнивать их со своими. Таким образом, они делают свой первый нравственный выбор.
История православной культуры – история нашей страны.
С 4 класса в школьную учебную программу введён предмет «Основы православной культуры». Ведь духовность – это ещё и понятие христианской нравственности. Русская Православная Церковь имеет богатейший опыт духовно – нравственного воспитания личности. Подготовка к этим урокам в прошлом году занимала большое количество времени. Знаний по этому предмету лично мне не хватало, поэтому я искала помощников. Прежде всего приобрела учебник «Закон Божий», который является руководством для семьи и школы. В нём многие темы, которые есть в нашем учебнике Кураева, изложены более доступно. Конечно, часто приходилось обращаться к Интернету. На занятиях ОПК учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Чтение и разбор статей, рассказов, притч, стихотворений, просмотр видео материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Тема «Милосердие», чтение художественных рассказов на эту тему, их обсуждение, приходилось ли вам проявлять сострадание к другим людям, приведите примеры проявления милосердия, с которыми вы сталкивались в жизни.
Тема «Христианское отношение к природе». На уроке говорится о красоте природы, читаются стихи, говорим об экологии. Дети готовят презентации, рисунки о красоте русской природы. Незабываемым был для нас один из уроков, на котором побывал отец Евгений, настоятель Преображенского храма. Урок был по теме: «Защита Отечества». Вот некоторые задачи, которые я ставила:
формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью;
Этому уроку предшествовало создание творческих работ учащихся, рисунки православных храмов и великих воинов в выставке «Люблю тебя, моя Россия!», выставка детских проектно – исследовательских работ о православных защитниках Отечества. Ребята были разделены на группы. Одна группа собирала материал о русском богатыре – Илье Муромце, другая - об Александре Невском, третья - о Дмитрии Донском, четвёртая - о Фёдоре Ушакове. Удивительный мир духовности русского народа открылся школьникам при изучении жития святого Сергия Радонежского.
В конце урока батюшка выступил перед ребятами и благословил их.
Предмет Основы православной культуры помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Главный результат этих уроков заключается в усвоении учениками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.
И если, владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования введена внеурочная деятельность как важная часть процесса образования. В качестве одного из главных ориентиров внеурочной деятельности рассматривается и духовно – нравственное воспитание. Я хочу остановиться на одной из форм внеурочной деятельности - краеведении.
Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества».
При изучении этого курса используются разные формы работы: рассказы, сообщения, беседы, проекты, игры, презентации, фотовыставки, разгадывание кроссвордов, экскурсии.
Программа первого года обучения направлена на формирование понятия малой родины.
Программа по краеведению содержит 4 раздела:
Моя семья.
Моя школа.
Мой родной город (село).
Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина.
Учащиеся знакомятся с окружающим их миром – историей своей семьей, своим классом, своей школой, ближайшими памятниками природы района.
В 1 классе совместно с родителями дети выполняли проекты: «Моя малая родина», Моя семья», «Моя родословная». На уроках идёт защита проектов: дети рассказывают о том месте, где они родились, что они о нём знают, о членах своей семьи, их увлечениях, о семейных традициях и праздниках и т. д.
Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде. Ребята рассказывают, как они заботятся о своих домашних питомцах, приносят фотографии. Читаем и обсуждаем художественные произведения на нравственную тему.
Первоклассники с родителями сделали кормушки для птиц, которые мы повесили на территории школы. Первые трудовые умения школьников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умению дружно работать.
С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таким образом, курс краеведения реализует гражданско-патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе.
Без духовности не бывает патриотизма. Без патриотизма нет стойких защитников своего Отечества.
С бывшими моими ребятами, которые теперь в 5 классе, мы провели множество бесед и классных часов, посвящённых Великой Отечественной войне. Ребята приносили в класс боевые награды своих родных, письма с фронта, фотографии, даже книги, в которых упоминалось о героях – фронтовиках, были попытки написания стихов на военную тематику, которые печатались в нашей школьной газете. Были записаны рассказы дедушек и бабушек об их тяжёлом военном детстве. Ребята писали о своих родных сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Конечно, большую роль в патриотическом воспитании играет и совместное прочтение и обсуждение книг о подвигах героев Великой Отечественной войны, разучивание песен тех лет, просмотр кинофильмов, участие в конкурсе рисунков "Война глазами детей".
Проводились классные часы, посвящённые Отечественной войне 1812 года, Первой мировой и т. д.
Очень интересны для детей экскурсии в школьный музей и городской краеведческий.
Музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия малой Родины. Посещение музея оказывает огромное нравственно-эмоциональное воздействие на детей.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Ребёнок постигает окружающий его мир через слово, через общение с людьми. Открыть мир общения во всём его многообразии, научить малыша эмпатии (сопереживанию) – значит решить проблему нравственного воспитания.
В этом плане в классе проводятся различные мероприятия: походы, классные часы: «С детства дружбой дорожить». «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Учимся видеть в друге хорошее». «Как избавиться от прозвищ?» «Что такое характер?» «Что в имени моем?» «Планета толерантности». «Мы в ответе за тех, кого приручили», беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей и т. д. Цель классных часов и часов общения: побудить ребёнка к самостоятельным размышлениям над той или иной проблемой, а не давать готовые советы.
В любом классе часто возникают конфликтные ситуации. Многие из них мы разрешали на часах общения с помощью различных психологических игр и приёмов. Иногда в ситуации невозможно разобраться без тестов и анкет. Всегда дети придумывают прозвища друг другу. В прошлом году из-за этого у нас в классе возник серьёзный конфликт. Провели классный час «Взаимоотношения в коллективе». Одно из упражнений детям особенно понравилось. Оно называется «Облака». На доске прикрепляю солнышко, а детям раздаю листы, вырезанные в форме облаков. На них предлагаю написать прозвища и обидные слова, которыми его называли. Затем дети выходили и прикрепляли их на солнышко. Что произошло? Облака закрыли солнце, на класс надвигается гроза. Прошу рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали. Предлагаю найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: « Я не хотел тебя обидеть, давай пожмём друг другу руки», « Я был не прав», «Давай не будем больше спорить» и. д.
Детские скандалы часто начинаются из-за пустяка – толкнул, выхватил, задел. Призывы не драться, не обижать мало что дают. Надо показать детям, что полноценное общение – одна из первейших потребностей человеческой души. Это возможно сделать лишь через личный опыт. В этом случае используем для наглядности элементы театрализации (сами дети являются актёрами). Этот приём помогает увидеть взаимоотношения людей как бы со стороны, глазами другого, заставляют пересмотреть свои позиции.
Иногда в формировании у человека тех или иных качеств имеет значение просто ласково сказанное слово или добрый взгляд.
При возникновении ситуаций, которые кажутся ребёнку неразрешимыми, на помощь должен прийти взрослый с его жизненным опытом. Естественно, что нравственное воспитание детей зависит и от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Чтобы воспитать духовно высокую личность, мы должны сами соответствовать нормам духовности, работать над совершенствованием своего внутреннего мира.
Духовно – нравственное воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма
- нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости
- нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний
- нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л. Н. Толстой.
Я не знаю, кем станут мои выпускники в будущем, но очень хочется, чтобы они стали неравнодушными, честными, добрыми людьми.






















Литература:
Всего одна жизнь [Журналисты «Комсомольской правды» о молодом современнике, а также о ценностях истинных и мнимых] Сборник. Составители: Лаврова К. Н., Шуткевич В., Янчук Г. Издательство «Правда», 1984.
Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» kommunarstvo.rubiblioteka/bibmaklek.html
Обухова Л. А., Махина Н. С. «Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы». Воронеж, 2013.


13PAGE 15


13PAGE 14215




15