Медоносная пчела. Пчеловодство – разработка урока биологии для учащихся 7-х классов. (интегрированный урок (биология+информатика+экономика))

"Медоносная пчела. Пчеловодство" – разработка урока биологии для учащихся 7-х классов.
(интегрированный урок (биология+информатика+экономика))

Цели:
обеспечить усвоение учащимися знаний о значении пчелы в жизни человека;
показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
Задачи:
сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел;
раскрыть практическое значение пчеловодства;
показать значение пчел в природе;
сформировать навыки самостоятельной работы с Интернет – ресурсами, умения грамотно и качественно создавать мультимедийные презентации; навыки публичного выступления;
воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умения работать в группах, коллективе;
Урок рассчитан на два учебных часа. Можно проводить совместно с учителем информатики.
Оборудование:
- урок проводится в кабинете информатики с доступом в сеть Интернет
- проектор
- натуральные препараты (восковые свечи, прополис, мед, пыльца);
- медицинские препараты, содержащие маточное молочко, пчелиный яд (или упаковка из-под препаратов);
Ход урока:
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Постановка цели урока перед учащимися.
II.Проверка домашнего задания
Опрос по знанию требований к оформлению мультимедийных презентаций;
Проверка знаний о рекламе, структуре рекламного обращения;
III. Изучение нового материала
1. Этапы развития пчеловодства
Рассказ учителя. Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, муравьи. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо. К общественным насекомым относятся и медоносные пчёлы.
В найденных пластах мелового периода, наряду с окаменелостями различных насекомых встречаются и окаменелости пчёл.
Пчела появилась намного лет раньше человека и жила в содружестве с цветочными растениями. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек уже знал и любил мёд.
Около 6000 лет тому назад население Египта наряду с голубями и курами разводило пчёл.
В Ассирии ( 2950 – 2050 лет до н.э..) пчеловодство уже было в цветущем состоянии, известен был также и воск. Тела умерших намазывали мёдом и покрывали воском.
Китайцы в третьем и втором тысячелетии до н.э. рекомендовали мёд как самостоятельное лечебное средство. Пчеловодство больше всего развивалось в эпоху распространения христианства. Тогда началось употребление воска для религиозных целей. Церковь за воск отпускала грехи. Пчеловодство было любимым занятием древних славян.
В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев, а охотники за мёдом находили их там и разоряли «пчелиные города».
Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл – борти: выбирали дуплинные брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом. Основной недостаток бортей – из них трудно доставать мёд. В 1814 г. знаменитый русский пчеловод П.И. Прокопович изобрёл рамочный улей. Появилась возможность открывать улей, осматривать пчёл и ухаживать за ними. Впоследствии в ульи стали вставлять искусственные основы сотов. Пчёлам оставалось только достроить ячейки.
2. Внешнее строение пчелы в связи с её работой
Учитель: Как устроена пчела, почему ее называют медоносной, нам расскажет (имя учащейся).
Выступление учащейся с презентацией об особенностях строения и жизнедеятельности пчел (презентация «Пчелы»). Обсуждение доклада.

3. Рекламная кампания «Пчёлы, мёд и здоровье человека»
Учитель: из сообщения вы узнали о пчелах. А какое значение они имеют в жизни человека? Правильно. Пчелы производят мед и другие продукты, которые имеют огромное значение для человека. Это продукты пчеловодства: различные сорта меда, прополис, маточное молочко, цветочная пыльца, воск пчелиный, пчелиный яд и др. сегодня на уроке вашей задачей является создать рекламную презентацию этих продуктов пчеловодства. Доказать, что они полезные. Будем работать в парах.
Учащиеся рассаживаются за компьютеры, выходят в Интернет.
Учитель: кто нам расскажет, какие требования существуют к созданию презентации? (учащиеся отвечают)
Учитель: что должно быть в рекламной презентации?
Учащиеся обычно отвечают:
- Самая известная композиция рекламного обращения – слоган. Слоган - это рекламный девиз, лозунг, призыв, заголовок, афоризм, одно из средств привлечения внимания и интереса аудитории. Далее идет информационный блок. В рекламе продуктов пчеловодства должен присутствовать мотив здоровья.
Затем учащиеся приступают к созданию презентаций. На это отводится примерно минут двадцать. В презентации должно быть не более десяти слайдов. Учащиеся работают в парах или по трое человек. После этого проводится защита презентаций - рекламная кампания продуктов пчеловодства.

ц



Подведение итогов урока. Выводы. Рефлексия.
Домашнее задание: § 28, заполнить таблицы в рабочей тетради «Характеристика особей пчелиной семьи»,
15