Сообщение на педагогическом совете по теме Проблема преемственности начальной школы и среднего звена. Адаптация пятиклассников


Выступление на педагогическом совете школы по теме:
«Проблема преемственности начальной школы и среднего звена. Адаптация пятиклассников»
Учитель математики - Щербакова О.М.
        В жизни любого человека   переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы  в среднюю — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 
Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:• увеличением учебной нагрузки;• разностью систем и форм обучения;• нестыковкой программ начальной и основной школы;• различием требований со стороны учителей-предметников;• изменением стиля общения учителей с детьми.Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет):- замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.- Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы при переходе в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия «готовность к обучению в средней школе»:1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких, как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).3. Качественно новый, более «взрослый», тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчивое хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.Одними из признаков успешной адаптации являются:• удовлетворенность ребенка процессом обучения;• ребенок легко справляется с программой;• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников:1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников.2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.6.Проведение родительского собрания.7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.
 
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в изменения в школьной жизни, другие мечтают начать «новую жизнь». В такой период дети нередко меняются, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшается сон и аппетит. Снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками являются свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе.
Рекомендации учителям-предметникам.
 Очень важно в период адаптации  набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период провести  профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой  его поведение, а только знания.
Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Таким образом, учителям-предметникам необходимо:
1.Соблюдать  единый  подход  в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2.Создать  условия для формирования положительной мотивации обучающихся:
- постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;
- наличие  «ситуации успеха»;
- избежание  отрицательных отметок в I четверти.
3.Соблюдать  в соответствии с СаНПиН объем  домашних заданий, проводить физкультминутки.
Правила, которые помогут пятиклассникам успешно пройти адаптацию
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни!
Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Для повышения активности на уроке я использую различный увлекательный материал: кроссворды, ребусы, загадки, применяю дидактические игры. Работаю над математической речью учащихся. Требую от учеников точных формулировок. Реализую технологию личностно-ориентированного обучения. На уроках создаю доброжелательную атмосферу, стараюсь шутить. Для снятия усталости я регулярно провожу интересные физкультминутки.
Анализ административной контрольной работы по математике в 5 классе
Всего учащихся по списку 22уч.
Выполняли работу 21уч.
Из них выполнили на «5» 2уч- 9,5%
«4» 6уч – 29 %
«3» 11уч. – 52%
«2» 2уч. – 9,5%
Допустили ошибки: - на сложение чисел 6 уч- на вычитание чисел 9 уч.
- на умножение с нулем 8 уч.
- на деление чисел 9 уч.
- на порядок действий 6 уч.
- при решении задачи на движение 7 уч.
- при нахождении сторон прямоугольника 3 уч.
- при нахождении периметра 3 уч.
- на нахождение площади 4 уч.
Верно выполнили: 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание Дополнительное задание Успеваемость 90,5 %
Качество знаний 38,5 %
СОУ 46 %
Подтвердили свои оценки 9 уч - 43 % учащихся.


\s