Пояснительная записка к рабочей программе по Изобразительному искусству 6 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по изобразительному искусству создана для 6 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-4 классах и рассчитана на 34 часа учебного времени.

Класс
Количество
часов в неделю
Количество часов в четверть
Количество часов в год



I
II
III
IV
34

6
1
9
7
10
8



В программу включены следующие разделы:
Рисование с натуры.
Декоративное рисование.
Рисование на тему.
Беседы об изобразительном искусстве.
Каждый раздел состоит из нескольких тем (4 - 6) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО.
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Задачи:
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
коррекция - развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Коррекция мелкой моторики.

Основное оборудование.

Акварельные краски.
Цветные карандаши.
Гуашь.
Мелки восковые.
Художественные кисти №2-№10.
Альбомы для рисования.
Бумага рисовальная.
Палитра.
































ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.
Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.
Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и
пищевая промышленность, 1984.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.
Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.,
Дрофа, 2008.
9. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века.
М., Просвещение, 1983.
10. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство.М.,1977.
11. Художники Ленинграда в годы Блокады. Ленинград, 1965.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО В.В.ВОРОНКОВОЙ.

(Метод наблюдение.)
I группа. Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
П группа. Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.
III группа. Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.
IV группа. Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.


ФОРМЫ ПРОМЕ
·ЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:
Выполнение самостоятельных практических работ;
Тестирование для 5-7 классов (предполагает выявление знаний учащихся за год).

Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (12 часов)
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко и груша). Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (морковь и огурец). Рисование с натуры игрушки. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка). Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник). Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин). Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (подсвечник со свечой). Рисование с натуры птиц. Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус). Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 6 класса;
Общую форму предмета (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет.
Для 3-4 группы
Речевой материал 1 – 5 класса* (***);
Общую форму предмета (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет*(***).
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному);
Планировать свою работу;
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;
Подбирать цвет в соответствии с натурой.
Для 3-4 группы
Строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному)*(***);
Планировать свою работу*(***);
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка**;
Передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами**;
Подбирать цвет в соответствии с натурой**.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (8 часов)
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация) (2ч.). Составление симметричного узора. Составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся). Декоративное оформление почтового конверта (тема рисунка – по выбору). . Рисование ленточного шрифта по клеткам (отдельные слова).
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 6 класса;
Значение работ декоративного характера;
Понятие о построении сетчатого узора с помощью механических средств.
Для 3-4 группы
Речевой материал 1 – 5 класса*(***);
Значение работ декоративного характера*;
Понятие о построении сетчатого узора с помощью механических средств*.
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Стилизовать природные формы;
Элементарные представления о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам;
Пользоваться материалами в процессе рисования;
Подбирать гармонические сочетания цветов.
Для 3-4 группы
Стилизовать природные формы**;
Элементарные представления о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам**;
Пользоваться материалами в процессе рисования**;
Подбирать гармонические сочетания цветов**.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (10 часов)
Цветовой круг. Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (2ч.). Рисование новогодней открытки. Изготовление новогодних карнавальных масок. Иллюстрирование отрывка литературного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (2ч.). Рисование по памяти и представлению. Тематический рисунок «Птицы – наши друзья.».
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 5 класса.
Для 3-4 группы
Речевой материал 1 – 5 класса*(***).
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Отражать свои наблюдения в рисунке;
Продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связанное содержание;
Отражать в рисунке своё представление об образах литературного произведения;
Работать акварельными и гуашевыми красками.
Для 3-4 группы
Отражать свои наблюдения в рисунке*;
Продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связанное содержание*;
Отражать в рисунке своё представление об образах литературного произведения*;
Работать акварельными и гуашевыми красками**.

БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (4 часов)
Беседа об изобразительном искусстве «Живопись». Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства». Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи». Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о ВОв.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 5 класса;
Виды изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура;
Широко известные скульптурные произведения;
Виды народно-прикладного искусства.
Для 3-4 группы
Речевой материал 1 – 5 класса*(***);
Виды изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура*(***);
Широко известные скульптурные произведения*(***);
Виды народно-прикладного искусства*(***).
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался.
Для 3-4 группы
Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался*(***).

Примечание: Для 2-го уровня градация помощи учителя при актуализации знаний и умений учащихся представлена в программе в виде условных обозначений:
* - обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применение наглядности;
** - обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществлять после дополнительного индивидуального показа способа изображения, использования метода дорисовывания начатого учителем изображения;
*** - обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем. Когда он поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно – тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.
1 уровень (для учащихся 1-2 группы) – это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
2 уровень (для учащихся 3-4 группы) – скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного материала.