Педагогический проект по теме Водный мир. Байкал — жемчужина сибири


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №91
Проект по теме:
«Водный мир. Байкал – жемчужина Сибири».
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Автор проекта:
воспитатель
Ладикова Екатерина
Владимировна
2016 г.
Творческое название проекта: «Водный мир. Байкал – жемчужина Сибири».
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проблема проекта: в ходе беседы с детьми были сделаны выводы о недостаточном уровне сформированности знаний об озере Байкал и подводных жителях рек, морей и океанов.
Актуальность проекта: подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. У многих детей нет возможности посетить море и даже побывать на местной реке. В результате этого у детей недостаточно сформированы знания о водном мире. В нашей Иркутской области находится удивительное озеро Байкал, которое является одним из чудес света России. Знания детей о нашем озере также находятся на низком уровне, поэтому появилась необходимость более детально остановиться на изучении озера. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность немного очутиться в мире воды, познакомиться с новыми морскими жителями, узнать интересные факты о Байкале; самостоятельно анализировать полученные знания. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: расширить знания детей о подводном мире рек, морей, океанов, а также о морских обитателях озера Байкал.
Задачи:
Для воспитателей:
Изучить литературу по теме;
Обогатить предметно-развивающую среду группы;
Овладение опытом реализации проектов с детьми группы.
Для детей:
дать детям представления об озере Байкал и его подводных жителях;
систематизировать знания детей о морских обитателях;
закреплять знания об охране животного мира;
воспитывать бережное отношение к животному миру.
Для родителей:
вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома;
привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;
расширить знания родителей по теме с помощью консультаций, буклетов.
Срок выполнения: 1 неделя.
Материально-технические ресурсы:
Художественная и научная литература по тему;
Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
Материалы для продуктивной деятельности (акварель, пластилин, цветная бумага и картон и т.д.)
Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;
Атрибуты для подвижных игр;
Музыкальные произведения, музыкальный центр;
Картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок по теме;
Наборы для конструирования (строительный конструктор, палочки)
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Работа с детьми
составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;
беседа с детьми с целью выявления знаний об озере Байкал и подводном мире;
рассматривание иллюстраций в книгах;
оформление центра природы по теме;
подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по теме;
составление плана реализации проекта с детьми.
Работа с родителями:
беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях;
привлечение к оснащению предметно-развивающей среды по теме.
Основной этап:
Работа с детьми
Ознакомление детей с художественной литературой по теме;
Рассматривание картин и беседы по их содержанию;
Проведение НОД по теме;
Продуктивная деятельность;
Настольно-печатные и дидактические игры;
Экспериментирование и опыты;
Чтение художественной литературы;
Конструирование из бумаги, палочек, строительного конструктора;
Заучивание пословиц и поговорок;
Сюжетно-ролевые игры;
Музыкальная деятельность;
Подвижные игры.
Работа с родителями:
Консультация «Нерпа – загадочный зверь Байкала».
Консультация «Озеро Байкал. Самые интересные факты».
Рекомендации по работе с детьми по теме «Водный мир».
Папки «Рассказы о Байкале для детей», «Загадки Байкала»
Заключительный этап:
Работа с детьми:
Оформление наглядного пособия «Подводный мир Байкала»
Оформление лэпбука «Обитатели морей и океанов»
Подведение итогов проекта
Работа с родителями:
Оформление выставки творческих работ детей по теме.
Подготовка буклета «Экосистема озера Байкал»
Содержание проектной деятельности:
Дата Виды деятельности Цели
День первый Работа с детьми
НОД Познавательное развитие (экология)
Тема: «Байкал – жемчужина Сибири»» Сформировать представление об озере Байкал, познакомить с водными обитателями озера: омуль, хариус, голомянка, нерпа, губками, внешним видом, образом жизни; развивать интерес к изучению подводного мира Байкала, внимание, мышление, речь, умение работать в подгруппах; воспитывать гордость за родной край, бережное отношение к природе.НОД Продуктивная деятельность (рисование)
Тема: «Могучий Байкал» Формировать умение передавать выразительные особенности берега озера; дать понятие о линии горизонта; развивать чувство композиции; воспитывать гордость за свой родной край.
Беседа «Что ты знаешь о подводном царстве?» Выявить знания детей о морских животных.
Дидактическая игра «Кто живет в подводном царстве?» Учить подбирать соответствующие картинки.
Чтение сказки г.-Х. Андерсена «Русалочка» Продолжать работу по повышению интереса детей к слушанию сказок о подводном мире.
Конструирование из кружков «Веселые картинки» Учить выкладывать животных с помощью цветных картонных кружков на тему: «Морские обитатели»
Подвижная игра «Синяя вода» Учить выполнять движения в соответствии с содержанием текста, учить повторять слова за воспитателем
Работа с родителями
Беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях;
Привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме
Рекомендации по работе с детьми по теме «Водный мир».
Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома
День второй Работа с детьми
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле» Учить отображать в игре знания об окружающем мире; формировать умение творчески развивать сюжет игры; самостоятельно распределяться на роли; вспомнить и применить знания о морских обитателях в игре.
Конструирование из бумаги (оригами) «Кашалот» Учить складывать лист бумаги пополам (уголок к уголку), применять полученные ранее навыки складывания по схеме; дать понятие о животном кашалоте; развивать творческое воображение; воспитывать любовь к животным.
Слушание «Звуков моря» Развивать музыкальный слух, умение слушать музыкальные произведения молча, развивать психические процессы
Разучивание поговорок и пословиц о море Способствовать запоминанию пословиц и поговорок, понимать их смысл, помочь в придумывании своих, развивать связную речь, грамматический строй речи.
Подвижная игра «Море волнуется» Вспомнить с детьми слова игры, уметь соотносить слова с действиями, развивать воображение
Работа с родителями
Консультация «Нерпа – загадочный зверь Байкала Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.
День третий Работа с детьми
НОД познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: «В гостях у морских обитателей» Формировать умение производить математические действия в пределах 10; сравнивать числа, расставлять знаки «больше», «меньше», «равно»; упражнять в делении целого круга на четыре части.
Беседа «Рыбы моря – кто они?» Продолжать поддерживать интерес к теме, расширять представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи
Дидактическая игра «Назови морского жителя» Закреплять знания об обитателях морских глубин.
Конструирование из палочек на тему «Море» Учить пользоваться схемами, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать интерес к играм с помощью палочек.
Подвижная игра «Ручеек» Познакомить с русской народной игрой, учить соблюдать правила игры, развивать коллективизм.
Работа с родителями
Папка «Рассказы о Байкале для детей»
Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома.
Папка «Загадки Байкала» Расширить знания родителей по теме.
День четвертый Работа с детьми
НОД Продуктивная деятельность (ручной труд (конструирование из бумаги)Тема: «Рыбки в аквариуме» продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали и по горизонтали пополам; упражнять в знакомых способах вырезывания, соблюдать правила безопасности в работе с ножницами; развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм;
Сюжетно ролевая игра «Экологи» Расширять представления о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости, формировать навыки речевого этикета.
Чтение М. Чубученко «Морские сказки» Познакомить с новым произведением, развивать умение слушать сказки и отвечать на вопросы по их содержанию.
Музыкальная игра «Рыболовы» Развивать устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; двигательно-слуховую координацию.
Словесная игра «Опиши животного» Развивать умение описывать животных по характерным признакам, развивать монологическую речь.
Подвижная игра «Водяной» Развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища, развивать внимание, наблюдательность
Работа с родителями
Консультация «Озеро Байкал. Самые интересные факты» Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.
День пятый Работа с детьми
Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агенство (Путешествие по Байкалу)» Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем, закреплять знания о работе туристических агенств, формировать умение самостоятельно распределяться на роли.
Беседа «Море в опасности!» Поддерживать интерес к теме и выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям, как помочь и спасти их.
Рассматривание фотографий «Подводный мир Байкала» Развивать познавательную активность в процессе формирования представления о подводных жителях Байкала; раскрыть связь животных со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным.
Конструирование из строительного материала «Дельфинарий» Развивать конструкторские способности, воображение, память, усидчивость.
Экологическая игра «Животные Красной книги» Дать понятие о Красной книге, ее назначении, развивать интерес к экологии, бережное отношение к исчезающим животным.
Экспериментирование «Свойства воды» Закреплять и обобщать знания детей о воде, ее свойствах, развивать интерес к экспериментам.
Изготовление лэпбука «Обитатели морей и океанов» Привлекать детей к оформлению лэпбука, обобщать и систематизировать знания о морских жителях.
Работа с родителями
Буклет «Экосистема озера Байкал» Расширить знания родителей по теме с помощью буклета.
Оформление выставки творческих работ детей. Показать творческие достижения детей в ходе изучения темы.
Предполагаемый результат проекта: у детей сформированы представления о подводных обитателях, развит познавательный интереса к подводному миру и озеру Байкал, развиты творческие способности через продуктивную деятельность, обогащен словарный запас по теме.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей; наглядное пособие, выполненное совместно с детьми «Подводный мир Байкала»; лэпбук «Обитатели морей и океанов»; рекомендации, консультации и буклеты для родителей по теме; картотеки «Опыты с водой», «Сказки и рассказы о Байкале для дошкольников», пополнение предметно-развивающей среды по теме
Список литературы:
Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. – М.: Издательский дом МСП, 2007. – 128 с.: ил.
Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2015. - 95 с.: ил.
Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / атв.-сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2015. – 128 с., ил.
http://www.moi-detsad.ru/metod88.html
В процессе рассмотрения темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информации. Смогли реализовать свои творческие способности.