Рабочя программа по обществознанию. 7 класс.

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея № 86 __________О.В. Большакова
Приказ №_____________, от___ .___.20__ г.
СОГЛАСОВАНО

Руководитель кафедры _____________
Мусина Н. А.

Протокол № 1 от ___.___.20__г.




Рабочая программа
по «Обществознанию»


в 7 классе
Учитель Шитова О. Г.


2015-2016 учебный год



г. Ярославль



Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Фундаментальное ядро содержания общего образования (Раздел «Обществознание»)
ООП ООО МОУ лицея № 86 (Утверждена приказом директора от 29.08.2013г. № 03-01/154в)
Учебный план МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 28.08.2014г. № 03-01/174а)
Календарный учебный график МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 28.08.2014г. № 03-01/174)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 г. N 253
Примерная программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой, входящий в Федеральный перечень УМК.
Состав УМК: Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2013
Место предмета в базисном плане (на ступень основного общего образования)
На изучение предмета «Обществознание», образовательная область «Общественно-научные предметы», Федеральным базисным учебным (образовательным) планом на ступень с 5 по 9 класс отводится 170 ч. (при 34 учебных неделях).
На изучение предмета отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Класс
Количество часов

5
34

6
34

7
34

8
34

9
34


Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.


Результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество большой «дом» человечества
Выпускник научится:
распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
характеризовать глобальные проблемы современности;
раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
критически осмысливать информацию правового и морально- нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
понимать и правильно использовать основные экономические термины;
распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
характеризовать функции денег в экономике;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
характеризовать собственные основные социальные роли;
объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
различать факты и мнения в потоке политической информации.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
распознавать и различать явления духовной культуры;
описывать различные средства массовой информации;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
характеризовать явление ускорения социального развития;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
описывать многообразие профессий в современном мире;
характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
извлекать социальную информацию из доступных источников;
применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, юриспруденции и др.) с целью подготовки школьника к жизни в обществе.
Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая не выделяется в качестве отдельной области, а становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами.

Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
Предмет «Обществознание» входит в обязательную часть учебного плана, область общественно-научных предметов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
I. Человек в социальном измерении (18 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
III. Общество большой «дом» человечества (12 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём (15 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства (9 ч)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)
VII. Мир экономики (12 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Рать государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч)
Основные участники экономики производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений (9 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)
X. Политическая жизнь общества (16 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

№ п/п
Тема раздела, урока.
Содержание предмета по ФГОС ООО






I. Введение (1 час)


1
Вводный урок.
Общество, в котором мы живём.
Мир как единое целое.


II. Личность подростка (11 часов)


2
Кого считать подростком? Особенности подросткового возраста.
Природа человека.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Как человек познаёт мир и самого себя. Интересы и потребности. Самооценка.
Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Российское общество в начале XXI в.



3
Переходный возраст: подготовка к выполнению жизненных задач.


4
Период взросления. Воспитание подростка.


5
Физические изменения в подростковом возрасте. Внешняя привлекательность и ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.


6,7
Личность. Темперамент. Характер. Способности. Интеллект. Чувства и эмоции.


8
Что и как влияет на самооценку подростка? Самовоспитание.


9
Выдающаяся личность.


10
Как стать лидером.


11
Роль личности в современном мире.


12
Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка».



II. Подросток в социальной среде. (22 часа)


13
Социальная среда и ее влияние на подростка
Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое.
Социальные общности и группы.
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. Понятие толерантности.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Глобальные проблемы современности.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.


14
Юношеский пессимизм. Оптимизм или пессимизм


15
Структура общества. Малая группа. Законы в группе. Конформизм.


16
Межличностные отношения в подростковой среде. Взаимопонимание.


17
«Свои» и «чужие», «мы» и «они». Толерантность.


18,19
Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие».


20
Молодежь – большая социальная группа


21
Особенности правового статуса несовершеннолетних.


22
Гражданин и гражданство. Подросток как гражданин.


23, 24
Гражданские, социально-экономические и культурные права несовершеннолетних.


25, 26
Что такое преступление? Виды наказания несовершеннолетних.


27
Современное общество: источники риска.


28
Одиночество. Подростковая депрессия.


29
Особенности подростковой культуры.


30
Образ жизни, характеристика.


31
Свободное время. Формы досуга. Спорт.


32
Жилая среда подростка: город и село, дом в котором мы живем.


33
Повторение и обобщение по теме «Подросток в социальной среде».


34
Итоговый контроль



Тематическое планирование на 7 класс.

№ п/п
Тема
Всего часов
Основные виды учебной деятельности

1
I. Введение
1
Вспоминают основные итоги прошлого года обучения.
Знакомятся с основным содержанием курса 7 класса.
Намечают перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешности работы учащихся.

2
II. Личность подростка
11
Находят и извлекают социальную информацию о личности подростка из педагогически адаптированных источников различного типа.
Характеризуют и конкретизируют примерами многообразие социальных общностей и групп.
Описывают социальную дифференциацию общества.
Исследуют несложные практические ситуации, связанные с функционированием различных социальных общностей и групп.
Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрируют примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивают собственное умение общаться со сверстниками и друзьями.
Дают характеристику выдающихся личностей мировой и отечественной истории.
Выражают свое мнение по проблемам, связанным с подростковым возрастом.
Овладевают различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Выполняют смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм.
Заполняют и дополняют таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Формируют навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии и действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества (проектная деятельность).
Приобретают потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; осваивают эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретают первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Обсуждают и решают проблемные ситуации.
Проводят мини-дискуссии

3
III. Подросток в социальной среде.
22
Выполняют несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с особенностями положения подростка в современном обществе.
Выражают собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, и приводят примеры гарантируемых Конституцией РФ основных прав и свобод граждан России.
Называют права ребенка и характеризуют способы их защиты.
Характеризуют духовные ценности российского народа.
Раскрывают значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка, особенности правового статуса несовершеннолетних.
Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.
Описывают и оценивают собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.
Характеризуют значимость здорового образа жизни.
Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.
Находят и извлекают информацию о положении подростка и проблемам молодежи в современном обществе из педагогически адаптированных источников различного типа, СМИ и Интернета.
Проводят среди одноклассников небольшие социологические опросы по проблемам выбора будущей профессии.
Овладевают различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, (просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Выполняют смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм.
Заполняют и дополняют таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Формируют навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии и действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества (проектная деятельность).
Приобретают потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; осваивают эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретают первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Обсуждают и решают проблемные ситуации.
Проводят мини-дискуссии.
Проектная деятельность.
Проводят диагностику и самодиагностику.
Выполняют тестовые контрольные задания по образцу ОГЭ (в упрощённом варианте)


Итого
34




Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема раздела, урока.
Формы контроля
Дата проведения
Домашнее задание
Примечание
Практические работы




План
Факт




I. Введение (1 час)





1
Вводный урок.








II. Личность подростка (11 часов)





2
Кого считать подростком? Особенности подросткового возраста.




§1, практикум 1 (п.)


3
Переходный возраст: подготовка к выполнению жизненных задач.




§2, вопросы, практикум 3 (у.)

Составить схему «Задачи подросткового возраста»

4
Период взросления. Воспитание подростка.




§3, вопросы 1-3 (у.), вопрос 4, практикум 1,2 (п.)
Тест «Ваша воля и внимание»

5
Физические изменения в подростковом возрасте. Внешняя привлекательность и ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.




§4, вопросы и задания практикума (у.)


6
Личность. Темперамент. Характер. Способности. Интеллект. Чувства и эмоции.




§5, характеристика темпераментов



7
Личность. Темперамент. Характер. Способности. Интеллект. Чувства и эмоции.




§6, вопросы (у.), задания практикума (п.)
Составить схему «Психологический портрет личности»

8
Что и как влияет на самооценку подростка? Самовоспитание.




§7, вопросы (у.), задания практикума (п.)


9
Выдающаяся личность.




§8, вопросы (у.), задания практикума (п.)
Соцопрос «Что во мне ценят окружающие».

10
Как стать лидером.




§9 стр. 64-67, вопросы 1,2 (у.), задание практикума 2 (п.)


11
Роль личности в современном мире.




§9, вопрос 5 (у.), задание практикума 1 (п.)


12
Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка».





С/р. №1


III. Подросток в социальной среде. (22 часа)





13
Социальная среда и ее влияние на подростка




§10, составить схему «Социальная среда подростка»
Решение практических задач.

14
Юношеский пессимизм. Оптимизм или пессимизм




Записи в тетради.


15
Структура общества. Малая группа. Законы в группе. Конформизм.




§11 Схема «Многообразие групп в обществе», вопрос 3 (у.), задания практикума 1,2 (п.)

Решение практических задач.

16
Межличностные отношения в подростковой среде. Взаимопонимание.




§12, вопросы (у.)


17
«Свои» и «чужие», «мы» и «они». Толерантность.




§13. вопросы (у.)
Составление таблицы «Свои и чужие»

18
Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие».




§14 стр. 96-98, вопросы 1,2 (у.), задание практикума 1 (п.)



18
Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие».




§14, вопросы 3,4 (у.)


20
Молодежь – большая социальная группа




§15, вопросы 1,4,5 (у.), задания практикума 3,4 (п.)

С/р. №2

21
Особенности правового статуса несовершеннолетних.




§16 вопросы 1,3,5 (у.), 2,4 (п.)

Работа с нормативными документами.

22
Гражданин и гражданство. Подросток как гражданин.




§17 вопросы 1,2,4(у.)



23
Гражданские, социально-экономические и культурные права несовершеннолетних.




§18, вопросы 1 (у.),2 (п.)



24
Гражданские, социально-экономические и культурные права несовершеннолетних.




§18, задание практикума 2 (п.)



25
Что такое преступление? Виды наказания несовершеннолетних.




§19, вопросы (у.)
Работа с текстом Уголовного кодекса РФ.

26
Что такое преступление? Виды наказания несовершеннолетних.




§19, вопросы (у.)


27
Современное общество: источники риска.




§20, задание практикума 1 (п.)



28
Одиночество. Подростковая депрессия.




§21, вопросы и задания практикума (у.)


29
Особенности подростковой культуры.




§22, вопросы 1,2 (у.)


30
Образ жизни, характеристика.




§23, задание практикума 2 (п.)



31
Свободное время. Формы досуга. Спорт.




§24, 25, вопросы и задания практикума (у.), сочинение «Мое свободное время»



32
Жилая среда подростка: город и село, дом в котором мы живем.




§26-27, задание практикума 1 (п.) §28-29, вопросы (у.)



33
Повторение и обобщение по теме «Подросток в социальной среде».





С/р. №3

34
Итоговый контроль
















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.


Электронные образовательные ресурсы по предмету

1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Конституции РФ

5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт ФИПИ (ЕГЭ по обществознанию)

6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека Гумер. Гуманитарные науки. Книги по обществознанию

7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт о символике российского государства

8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы

9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения

10
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт всероссийских олимпиад

11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Научно практический журнал «Открытое образование»

12
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Научная электронная библиотека

13
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт газеты «Первое сентября»

14
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Учительской газеты»