Конспект урока Вышивка крестом ( 8 класс)


Разработка урока по технологии на тему: «Вышивка крестиком»
Выполнила учитель технологии
МБОУ СОШ п.Петровский
Добринского района
Хавлина Татьяна Владимировна
Цели урока: 
Образовательная:
Ознакомить с историей возникновения вышивки;
Ознакомить с методами и видами вышивки крестом;
Научить технике выполнения счётных швов.
Развивающая:
продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе,
развивать воображение и эстетический вкус.
Воспитательная:
Воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц.
Воспитывать любовь к одному из древнейших видов
искусств – вышивке;
Воспитывать любовь к истории своего края
Оборудование: рабочая тетрадь, нитки мулине, канва, пяльцы,  игла ручная, ножницы, наперсток, линейка, карандаш «м», готовые вышитые изделия, журналы вышивок, мультимедийный проектор. План урока
Этап урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организацион-ный момент (2 мин.) Настроить учащихся на рабочий лад. Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. Организация рабочего места.
2. Сообщение темы урока, его цели (5 мин.) Активизация опорных знаний. Сообщение темы, цели урока. Запись темы урока в тетрадь, отвечают на вопросы.
3.
Объяснение материала (20 мин.) Сформировать у учащихся конкретные представления о вышивке крестом. Беседа (показ слайдов). Конспект  звездочек обдумывания, технологии изготовления креста.
4. Практическая работа
учащихся (35 мин.) Обучение учащихся приемам вышивки крестом. Вводный инструктаж: научить овладению приемами вышивки крестом.Текущий инструктаж: следить за ТБ. Заключительный инструктаж: контроль качества стежков. Упражнения по кресту,
5. Итоги урока
(10 мин.) Систематиза-ция и обобщение приобретенных знаний. Оценки за урок, демонстрация лучших работ. Самоконтроль, взаимоконтроль.Ответы учащихся.
6. Домашнее задание
(3 мин.) На основе выявленных результатов дать домашнее задание. Подготовить схему, инструменты, материалы, приспособления для вышивки крестом (запись на доске). Запись домашнего задания в дневник.
7. Уборка рабочих мест
(5 мин.) Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности. Занесение  оценок  в журнал и дневники учащихся. Уборка рабочих мест,  класса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент 
Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих.
2. Слайд № 1,2
Учитель. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока: вышивка крестом.
 Дом, обставленный дорогой мебелью, с большим количеством дорогостоящей бытовой техники, вовсе не обязательно будет стильным, красивым и комфортным.
И, наоборот, в полупустой квартире можно создать необыкновенно уютное гнёздышко для семьи. И сделать это можно своими руками: вышитая скатерть на столе, оригинальное панно на стене, шторы, выполненные в технике макраме, и ваше жильё будет выглядеть эксклюзивно, другого такого не будет. (слайд 3)
Вышивание - это распространённый вид декоративно-прикладного искусства. (слайд 4)
Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как сукно, холст, кожа до тончайших материй, как тюль, батик.
Посмотрите, пожалуйста, работы жительницы нашего посёлка, бывшего учителя Клоповой Антонины Ивановны. (слайды 5,6,7,8)
Сегодня вы научитесь вышивать простым и сложным крестом. Многие из вас могут выбрать вышивку крестом темой творческого проекта и сегодняшний материал использовать для правильного его оформления. В младших классах вы познакомились с некоторыми видами ручной вышивки. Какие материалы, инструменты и приспособления используют для вышивки?
Ученик. Для вышивки используют ножницы, иглы, пяльцы, канву, линейку или сантиметровую ленту, карандаш (простой), карандаши цветные, кальку.Учитель. Какие виды рукоделия вам известны?
Ученик. Аппликация, макраме, гобеленовое плетение, ковроткачество.
3. Объяснение материала. Слайд № 9.
Учитель. Существуют различные техники выполнения изделий. Самым распространенным видом рукоделия является вышивание. Вышивка имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками,  иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами. Слайд № 10
Учитель. В младших классах вы познакомились с различными видами вышивок. Сегодня нас интересует все то, что касается вышивки крестом.
Слайд № 11.
Учитель. Какие ткани по структуре вам известны?
Ученик. Лен, шелк, шерсть, хлопчатобумажная ткань.
Учитель. Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Что такое канва?
Ученик. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
Учитель. Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Лучше всего использовать хлопчатобумажное мулине. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Если на  ткани останется след, нитки линяют. Краску можно закрепить уксусом (одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на 5минут).
Слайд №12 .
Учитель. На экране звездочка обдумывания: инструменты и приспособления. Сантиметровая лента нужна для разметки рисунка на ткани, определения размеров изделия. Наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой. Ножницы нужны  маленькие с закругленными концами (для отрезания рабочей нитки от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия, разрезания ткани и мотков ниток). Самыми необходимыми инструментами и приспособлениями считают пяльцы, иглы (открыть на слайде).  Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Лучше иметь пяльцы деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани. Основное назначение пялец – это держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора. Иглы можно использовать  № 2–5, ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда. Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой. Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: левая рука  держит пяльцы, а правая – выполняет вышивку.
Учитель. Крест выполняется двумя перекрещивающими диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трех клеток. Выполняя швом «крест» декоративные изделия, необходимо помнить, что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы. Крест можно вышивать снизу вверх, сверху вниз, по вертикали, по горизонтали, по диагонали.
Слайд № 13. Рассмотрим технологию выполнения вышивки простым крестом - снизу вверх по горизонтали
Слайд № 14. Технология выполнения вышивки крестом – сверху вниз по горизонтали
Слайд № 15. Отдельный ряд стежков по вертикали: сверху вниз
Слайд № 16. Отдельный ряд стежков по вертикали: снизу вверх 
Слайд № 17. Наклонный  ряд стежков по диагонали справа вниз налево .Слайд № 18. Кроме  простого креста существует вышивка сложным крестом 
Слайд № 19. К началу работы, кроме инструментов, материалов и приспособлений,   необходимо подготовить схему вышивки. Схему можно выполнить самостоятельно на миллиметровой бумаге цветными карандашами, а можно использовать готовую из журналов по вышивке
см. Слайд № 12 схема вышивки: ваза с цветами).
4. Практическая работа учащихся 
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Во время вышивания следует помнить
о правилах техникибезопасности при работе с ножницами, иглами, булавками,утюгом и четко их соблюдать. Вспомним их. 1. Ответ учащихся:
• Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
• Ножницы кладите кольцами к себе, передавайте кольцами вперёд.
• Не оставлять ножницы раскрытыми.
• Не играйте ножницами, не подносите к лицу.
• Следите за движением и положением лезвий во время работы.
•Используйте ножницы только по назначению.
•Храните иглы и булавки в игольнице.
• Не оставляйте иглу без нитки.
• Передавайте иглу в игольнице.
• Не берите иглу и булавку в рот, не играйте с ними.
• Не втыкайте иглу и булавку в одежду, а только в игольницу.
• До и после работы проверьте количество игл.• Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.• Ставить утюг на подставку.• Следить за положением терморегулятора в зависимости от вида ткани.• Не оставлять без присмотра включенный утюг.
2. Запяливание – заправка ткани в пяльцы.
2.1. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой.2.2. Прижмите большим обручем канву к меньшему.2.3. Подтяните винт.2.4. Натяните канву. 2. Выполняют  запяливание.
3. Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок.Для ускорения  процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити.Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.Приемлемая длина нити – 50-60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами.В другом случае конец нити взять в руку и отмерить расстояние до подбородка. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити. 3. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка   две нити.
4. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать  под углом.Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить. 4. Подрезают нить под углом, вдевают нить в иглу в два сложения.
5. В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки.Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть аккуратной и чистой.Нить закрепляется на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка.Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевойповерхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить. 5. Закрепляют нить на канве.
6. На экране слайд № 6: вышивка по горизонтали снизу вверх. Повторим технологию и попробуем выполнить. 6. Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.
7. На экране слайд № 7: вышивка по горизонтали  сверху вниз. 7. Выполняют простой крест по горизонтали сверху вниз.
8. На экране слайд № 8: отдельный ряд: сверху вниз. 8. Выполняют простой крест по вертикали сверху вниз.
9. На экране слайд № 9: отдельный ряд: снизу вверх. 9. Выполняют простой крест по вертикали снизу вверх.
10. На экране слайд № 10: наклонный ряд: справа вниз налево. 10. Выполняют  простой крест по диагонали.
11. На экране слайд № 11: сложный крест. 11. Выполняют сложный крест.
12. На экране слайд № 13. Особенностью новой образовательной области «технология» является то,что учащиеся выполняют различные творческие проекты.Результатом выполнения творческого проекта должно быть реальное изделие, выполненное на достаточновысоком технологическом уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке.Вот некоторые готовые вышитые крестом изделия, выполненные  выпускницами нашей школы. 12. Просмотр готовых изделий.
5. Итоги урока (на экране слайд № 21).
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Чему вы научились на уроке? 1. Вышивать простым и сложным крестом.
2. Какой крест понравилось выполнять больше всего? 2. И простой, и сложный.
3. Каким образом выполняют простой крест? 3. По горизонтали – сверху вниз, снизу вверх. По диагонали. По вертикали – отдельными рядами: сверху вниз, снизу вверх.
4. Что было трудно? 4. Выполнять сложный крест труднее.
5. Что интересного было на уроке? 5. Показ слайдов. Информация об Антонине Ивановне Клоповой и её работах.
6. Зачем вам нужен этот урок? 6. Можно выбрать «вышивку крестом» темой творческого проекта, и  мы посмотрели по слайдам  его оформление.
6. Запись домашнего задания.  Оценки за урок.
7. Уборка рабочих мест.