Статья Формирование ключевых компетенций, через возрождение народных традиций


Майорова Юлия Сергеевна
мастер производственного обучения
г. Абакан ГБПОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
Формирование ключевых компетенций, через возрождение народных традиций
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. В настоящее время среди молодежи различных возрастных групп царит беззаконие, преступность, грубость, эгоизм. В системе Начального Профессионального образования эта проблема ощущается наиболее остро. Ни для кого не секрет, что в училище приходят обучающиеся из малообеспеченных и неблагополучных семей. Тревожит рост асоциальных проявлений в поведении. Это выражается в трудностях установления контактов с одногруппниками, отстраненность от участия в общественной деятельности, в агрессивном поведении, как к членам группы так и к преподавателям, в низком уровне самостоятельности. Поэтому наряду с образовательными и профессиональными задачами в училище проводится работа по развитию духовно - нравственного воспитания коллектива обучающихся.
Коллектив - высокоразвитая группа, объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, то есть определяются через отношение к общему делу. В этом определении есть признаки коллектива воспитанников, указанные А. С. Макаренко. В современном образовательном учреждении начального профессионального образования, возможности для создания коллективистских отношений предоставляет учебная, трудовая, общественная, художественная, досуговая деятельность. Из опыта работы, что самыми простыми и эффективными средствами духовно - нравственного воспитания, является народное искусство и изучение народных традиций.
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучающихся.
Одной из таких форм обучения является организация «Творческой лаборатории», в которую входят преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения и обучающиеся групп швейного направления. Основная идея «Возрождение русских традиций», декоративно – прикладное искусство при создании современной одежды. В основе организации - идея свободной, гармонично-развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию. Деятельность обучающихся основана на самоуправлении.
Благодаря взаимодействию членов самоуправления, обучающиеся имеют возможность получить обратную связь и поддержку членов самоуправления; усваивать новые навыки, экспериментировать. Коллективные дела способствуют эффективности процесса социализации обучающихся самоуправление, благодаря специфике коллективных дел, создает лучшие условия для развития личности.
Данная идея реализуется через уроки специальных дисциплин: «технология швейного производства», «конструирование одежды», «основы ИЗО», «основы художественного проектирования», внеклассную работу с обучающимися, кружковую работу и факультативные занятия декоративно – прикладного искусства.
Одной из целей «Творческой лаборатории» является духовно-нравственное воспитание подростков. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:
1.Воспитание уважения к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро;
2. Сохранение и развитие народных традиций культуры и духовности;
3. Воспитание подрастающего поколения в культурных и духовных традициях своего народа; 4. Развитие профессиональных навыков.
Работа «Творческой лаборатории» создана на основе гармоничного сотрудничества коллектива обучающихся и преподавателей на основе творчества и единого стремления к духовной красоте личности.
Работа по созданию единого творческого коллектива, как правило зарождается среди обучающихся первого курса, после выявления первоначальных знаний и умений в области технического творчества, развития качеств личности, предрасположенности к тому или иному виду деятельности, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у обучающихся и сделать более целенаправленной помощь каждому, повысить мотивацию.
Своего расцвета сотрудничество достигает к тому времени, когда полученные ранее знания и умения переходят в качество профессиональных навыков в различных техниках ДПИ. С этого момента между преподавателями и обучающимися возникает единый творческий союз. Мы обсуждаем свои глубокие традиции, истоки многих сохранившихся и возрождающихся обрядов. Это является основой будущей совместной работы, по организации совместных мероприятий. Живой обмен мнениями, идеями, творческими предложениями помогает достичь единого восприятия и определить пути выполнения работы. В каждом творческом коллективном изделии равноценное участие принимает и преподаватель. Решая идею сотворчества и сотрудничества между преподавателями и обучающимися, основным является воспитание высоко одухотворенной личности через знание своих истоков, традиций, через видение красоты окружающего мира и воплощение всего этого в своих изделиях.
В условиях реализации компетентностного подхода с обучающимися были разработаны ряд моделей одежды в народном стиле. Коллекции одежды создавались в ходе изучения народных традиций Первоначальный импульс, возник из контакта с источником (народное декоративно прикладное творчество) проходил сложный путь эмоционального осмысления, прежде чем воплотиться в практической деятельности. Идея возникла как-то сама собой , инициаторами явились обучающиеся . Изучение и творческая переработка народного искусства способствовали обогащению, развитию, обновлению современного костюма, создание в нем своеобразного национального колорита.
При разработке коллекции активно использовались мотивы, идеи, образы, приемы кроя и отделки народного костюма.
Данная идея "Возрождение русских традиций" реализуется через включение элементов прикладного творчества на уроках "Технология швейного производства".
Элементы традиций и обрядов русского народа, внесенные в уроки, дают возможность расширить и углубить изучение исконно русских ремесел. Возрождение православных традиций и обрядов путем проведения форм уроков по узкоспециализированной тематике..
Большое место в приобщении обучающихся к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традиций, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа.
Работая над совместным проектом «Возрождение русских традиций» было проведено несколько тематических классных часов, таких как «Широкая масленица», «Пасха», «Крещение» каждый из которых затрагивает жизненно-важные аспекты человека, от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания, к проблемам духовного становления личности.
Православные праздники по самой своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, создали богатую духовную атмосферу в проведении праздников, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование и развитие личностных качеств детей.
Каждое мероприятие сочетает в себе устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народный театр, что способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества обучающихся. Такие занятия способствуют формированию художественного вкуса, чувства меры, гармонии, кроме того развивают интерес и потребности к исследовательской работе.
В подготовке любого мероприятия активное участие принимает творческая группа обучающихся. Подготовка проводится по принципу коллективных творческих дел. Организация дел строится по этапам:
Создание инициативной группы, только на данное мероприятие, после распадается.
Разработка плана дела, сценария дела, схемы дела.
Составление и распределение поручений.
Рабочая подготовка.
Проведение дела.
Анализ результатов.
В каждом случае обучающиеся изучают дополнительный материал по темам мероприятий, по ознакомлению с обычаями и традициями русского народа и основами православной культуры. Народные праздники проходят в виде игр, а народные игры, как жанр народного творчества являются национальным богатством. Обучающиеся активно и творчески исполняют роли, готовят атрибуты, шьют костюмы, пекут угощенья. Ни один праздник не обходится без игры на народных музыкальных инструментах. Культура народного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит умению выражать чувство солидарности.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными, при этом в основу отношений должны быть положены гуманность, доброжелательность, доверие, внимание, уважение друг к другу. В этом случае возможно, что в наших руках находится наследие огромной ценности, уроки Макаренко могут оказаться необычайно актуальными при решении вопросов воспитания в нашей стране на данном этапе развития.
Литература:
1. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4.
2. Макаренко А. С. Коммунистическое воспитание и поведение // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4.
3. Макаренко А. С. О моем опыте // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4.