Развитие творческой одарённости у детей с ограниченными возможностями во внеурочной деятельности.


Тема: Развитие творческой одарённости у детей с ограниченными возможностями во внеурочной деятельности. ( Слайд 1)
Введение
Актуальность (Слайд 2)
"Учить руки - это значит развивать ум и облагораживать душу" Чарльз Ворт.
Вся коррекционная работа заключается в этих словах. На сегодняшний день проблема обучения детей с ограниченными возможностями в России находится под пристальным вниманием не только родителей, но и всей общественности. (Слайд 3) В настоящее время насчитывается 570 тысяч детей-инвалидов. По данным Минобрнауки России, 239 тысяч ребят с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычных общеобразовательных школах. Для сравнения, в коррекционных школах цифра достигает 204 тысяч человек. Надо сказать, что сегодня инклюзивное, или интегрированное, образование - основной вектор государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов.
В 2007 году в нашем городе была закрыта коррекционная школа – интернат для умственно отсталых детей, и учащиеся этой школы были распределены по общеобразовательным школам города. (Слайд 4) На сегодняшний день в нашей школе обучается 4 человека - 8 вида, 9 человек - 7 вида, 1 человек – 2 вида. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья. (Слайд5) Свою эффективность в развитии творческой одарённости детей с ограниченными возможностями доказала работа творческого объединения «Успех».
Цель: выявление неординарных, талантливых детей с ограниченными возможностями.
(Слайд 6) Задачи:
развивать интеллектуально-творческие способности учащихся; повышать
познавательный интерес у детей;
развивать умения сосредотачиваться и творчески мыслить;
развивать умения сосредотачиваться и творчески мыслить;
стимулировать стремление учащихся к гармоническому развитию;
создавать условия для самореализации;
повышать социальный статус способных учащихся.
Теория
Говоря о развитии творческой одаренности у детей с ОВЗ, необходимо уточнить базовые понятия: творчество, способности, одаренность. (Слайд 7) «Творчество является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В.Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает  каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. (Слайд8) Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. (Слайд9) Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.
Творческая деятельность имеет серьезное  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. (Слайд10)
В условиях творческого объединения «Успех» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Ребята при выполнении различных практических заданий включаются в технологический процесс производства игрушек в течение 2 лет.
Занятия с детьми строятся в 3 этапа (Слайд11)
1.Подготовительный этап.
Самым простым является обычное наблюдение за детьми во время уроков. Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся. Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе.
Задачи:
- определить реальный уровень знаний, умений детей.
- построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.
- стимулировать познавательный интерес детей-инвалидов как условия дальнейшего развития творческих способностей.
(Слайд12)
2.Основной этап - творческий (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом). Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, соревнование.
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.
Задачи:
- принимать творческие решения
- привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству.
(Слайд 13)
3.Заключительный этап. Этап является подведением итогов работы. Включает в себя оформление выставок, участие в ярмарках. Становясь центром всеобщего внимания, школьники переживают ситуацию успеха, у них повышается личностная самооценка, укрепляется вера в собственные силы.
Цель: подведение итогов занятия.
Задачи:
- получить положительную самооценку детей
-осознать и поверить в свои возможности.
(Слайд14)
Заключение
В заключении замечу, что важное значение в работе с одарёнными детьми с ОВЗ имеют - поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от ребят. Закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.