Развитие творческого потенциала школьников на уроках литературы. Из опыта работы.

Развитие творческого потенциала школьников на уроках литературы. Из опыта работы.
Золотарева Е.Н.
МБОУ СОШ № 9 г. Бирск РБ
Уроки литературы в соответствии с традиционным подходом включают в себя чтение и анализ художественного текста. Обычно анализу помогают система разнообразных вопросов, предлагаемых учителем: проблемных, дискуссионных, наводящих и т.д. Для развития творческих способностей можно воспользоваться так называемыми стратегиями чтения. Ведь само по себе чтение – процесс творческий. «Чтение, - писал философ М. Каган, - отличается от других форм художественного восприятия своей прямой связью с художественным первотворчеством». Художественный текст воспринимается совершенно иначе, когда за ним видишь картинку, представляешь образы в своем сознании.
Рассмотрим подробнее одну из стратегий чтения.
Чтение с остановками – текстовая стратегия, используемая для пробуждения у детей и подростков интереса к чтению, развития креативного мышления. Наиболее эффективна при чтении произведений небольшого объема с неожиданным развитием событий или финалом. Текст произведения должен быть заранее разбит на несколько частей.
На этапе вызова необходимо обратиться к личному опыту учащихся посредством вопросов, связанных с пониманием ими заглавия текста, их ассоциациями и представлениями, связанными с заголовком. Стадия вызова помогает подготовить учащихся к восприятию рассказа и прогнозировать его проблематику. Вот примеры вопросов для урока литературы, посвященного рассказу А.П.Чехова «Хирургия»: Скажите, что обозначает слово «хирургия»? Какие ассоциации оно у вас вызывает? Что мы можем сказать о рассказе с таким названием? Чему он будет посвящен?
На этапе осмысления учащиеся знакомятся непосредственно с текстом художественного произведения (предварительно разбитым на несколько логически завершенных фрагментов). Читать текст нужно обязательно вслух и выразительно, отмечая голосом важные нюансы, необходимые для понимания смысла. После чтения каждого из фрагментов учащимся задаются вопросы (можно использовать разные типы: простые, объясняющие, уточняющие, оценочные, творческие и др.), затем ученики пытаются спрогнозировать дальнейшее развитие событий: О чем мы узнали? Подтвердилось ли наше предположение о том, что рассказ смешной? Какое впечатление производит фельдшер Курятин? Оправдываются ли ваши ожидания? По-прежнему ли рассказ нельзя назвать юмористическим? Удастся ли вырвать зуб? Попробуйте придумать и записать концовку рассказа. Для прогнозирования предлагаем использовать такой прием, как «Древо предсказаний». Учащиеся с большим интересом пытаются угадать, что же случится дальше.
Для этапа рефлексии используем цитаты, афоризмы, пословицы, крылатые выражения, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к его интерпретации. Для рассказа «Хирургия» можно взять следующие пословицы: «Не все те повара, у кого ножи длинные» и «Авось да как-нибудь до добра не доведут» и предложить учащимся поразмышлять, какая из них наиболее полно отражает смысл рассказа. Свои соображения учащиеся должны изложить в небольшом эссе.
  Уровень развития творческих способностей учащихся зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Используя технологию критического мышления, посредством чтения  и письма можно организовать творческую работу учащихся, научить их использовать собственный жизненный опыт для достижения цели, дать  возможность обсудить, отстоять свое мнение, учесть мнение окружающих, активизировать истинное учение, внутреннюю мотивацию к учебе. Чтение с остановками учит читать вдумчиво, анализировать, делать выводы из прочитанного, вызывает интерес у учащихся возможностью активно участвовать в процессе урока: выдвигать гипотезы, доказывать и опровергать их, делать выводы и таким образом развивает креативность, нестандартность мышления.  

Литература:
1. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
2. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность
учащихся / Педагогика. – 2008 – №7.
3. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2006