Схема конспекта урока по математике Куб и его свойства (5 класс)

Схема конспекта урока

Учитель: Деулина Лилия Сергеевна
Предмет: математика Класс: 5
Тема урока: Куб и его свойства.


№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)

1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
Данный этап урока проводится с целью обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и повышения мотивации.
С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.

2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу,
включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов
учащихся в ходе опроса.
Игровой приём устного опроса в форме физкультминутки для учащихся «Правда-неправда». Ученик проговаривают вслух примеры с ответами. Ученики должны незамедлительно реагировать в ответ на высказывания: поднимают руку, когда, по их мнению, ученик прав. Каждое высказывание обсуждается. Этот приём заставляет всех быстро включиться в работу, развивает внимание, а также снимает мышечное напряжение от длительного сидения.
Приём обратной связи «Айболит». У каждого учителя в начале урока может возникнуть ситуация, когда пришёл ученик после длительного отсутствия и находится «не в теме». Проверка «знаний и умений» такого ученика с помощью традиционного вызова его к доске или работы по карточке не принесёт удовлетворения, а наоборот, окажет неблагоприятное воздействие на опрашиваемого (к чему уличать в незнании?). Главная задача- помочь учиться самому. В таких случаях взаимообучение в паре приносит хорошие результаты. Ученик, отлично усвоивший необходимые знания умения и навыки по теме, обучает другого. Обычно в классе им отводится отдельная парта, чтобы не мешать остальным. Плюсы такой работы очевидны обеим сторонам. Особенно важно, что пропустивший урок ученик не оставлен со своей проблемой один на один. В дальнейшем ходе урока он уже не пассивный слушатель, а активный участник. Учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке (с помощью имеющегося у него арсенала методов и приёмов) обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе, не пропускают уроки.


3.
Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления)
нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с
учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
Изучение нового материала провожу в виде беседы с целью организации мотивирования к учебной деятельности.
-Мы с вами живем в мире трех измерений. Что это значит? Представим, что перед нами стоит дом. Мы говорим: «Этот дом длиной в три подъезда, шириной в два окна и высотой в шесть этажей». Этого вполне достаточно, чтобы представить дом. Нам понадобилось задать три величины – длину, ширину и высоту. Все предметы в окружающем нас мире имеют три измерения, хотя далеко не у всех можно указать длину, ширину и высоту.
Все фигуры, имеющие три измерения, называются объемными.
- Приведите примеры объемных фигур. (Ответы учащихся).
- Пожалуй, трудно найти человека, которому бы не был знаком куб. Ведь кубики – любимая игра малышей. Кажется, что мы знаем о кубе все. Но так ли это? Что вы можете о нем рассказать? (Ответы учащихся).
- Если мы возьмем 6 одинаковых квадратов и сложим их таким образом: один положим на стол, к каждой его стороне поставим еще по квадрату и последним накроем все сооружение сверху, то получим какую фигуру? (куб).
- Правильно, куб. Каждый из квадратов является гранью куба. Сторона каждого квадрата называется ребром куба. А концы ребер являются вершинами.
- Изобразите куб у себя в тетрадях и подпишите его элементы.( Куб - на слайде)


4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных
целей в ходе закрепления нового учебного материала с
учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 
- На столе у каждого лежит свой кубик. Подсчитайте, сколько у него граней, вершин и ребер. Сравните свои результаты и сделайте вывод.
- Перечертите себе на бумагу вот такую фигуру (на слайде – развертка куба), взяв за сторону квадрата 2 см. Вырежьте ее и сложите из нее куб.
- Вырезанная фигура называется разверткой куба. Подумайте, почему она так названа. Из чего она состоит? Придумайте еще несколько разверток куба и начертите их в тетради.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
- Постройте фигуру из кубиков и изобразите ее в тетради; придумайте задачу с использованием куба.
Домашнее задание должно являться логическим продолжением урока, быть оптимально по объёму, вариативно по содержанию и способствовать анализу своей познавательной деятельности на уроке каждым учеником


15