Схема конспекта урока математики на тему «Вычитание дробей» (4 класс)

Схема конспекта урока
Урок математики, 4 класс
Тема урока: "Вычитание дробей" , программа «Школа - 2100», учебник Петерсон Л.Г.
Учитель: Шабельская Светлана Юрьевна, МОУ СОШ № 27, г.Волгоград

Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)

1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Задачи данного этапа - подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей. На этапе включения в учебную деятельность, с одной стороны, происходит внутренняя актуализация структуры учебной деятельности и способностей к выполнению учебных действий, а с другой стороны, формируется личное отношение учащихся к включению в учебную деятельность.
Обучающиеся вспоминают изученные ранее подтемы большой темы «Дроби», повторяют такие понятия, как:
- «натуральное число» и «часть числа», «дробь»;
- устанавливают и продолжают закономерности;
- проводят наблюдения за изменением дробей, сравнивают дроби;
- расшифрованная фраза помогает создать в сознании учеников внутреннюю актуализацию способностей к деятельности в учебной поисковой деятельности.

1. Организационный момент.
Закройте глаза, представьте себе что-то очень хорошее. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки на лицах. Только с хорошим настроением можно успешно учиться.
Девиз: Я думаю!
Ты думаешь!
Мы думаем!
2.Самоопределение к учебной деятельности:
-Ребята, кто сможет расположить карточки с темами прошлых уроков по мере их изучения?
-А теперь переверни и прочитай получившуюся запись. Эта фраза поможет нам на уроке.
-Какова главная тема наших последних уроков?
-Мы и сегодня продолжаем работать над ней.
3. Актуализация знаний.
1) Продолжи закономерность.
- У меня на доске записан ряд чисел:
2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22
- Какое число лишнее в этом ряду?
- Установите закономерность образования получившегося ряда и продолжите его на три числа.
- Что происходит с дробями?
2) Сравнение дробей.
Повторим сравнение дробей, выполнив задание на стр. 11 №11.
( Два человека у доски, остальные по вариантам)
-Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями
-Найдите опорную схему к этому заданию.
-Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
-Найдите опорную схему к этому заданию.
- На доске два ряда карточек, с одной стороны, которых напечатаны дроби, а с другой стороны буквы. Ученики I варианта должны записать эти дроби в тетрадях, расположив числа в порядке возрастания, а II варианта - в порядке убывания. Если задание будет выполнено верно, то, перевернув карточки, мы получим слова.
I вариант.

1/89, 12/89, 35/89, 44/89, 54/80, 54/73, 54/68, 54/54
Д Е Й С Т В И Я
II вариант.
65/65, 65/70, 65/78, 65/131, 60/131, 51/131, 20/131, 1/131
С Д Р О Б Я М И
- Какое действие с дробями мы научились выполнять на предыдущем уроке?

На этапе актуализации знаний планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания. На этом этапе осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение через повторение предыдущей темы – «Сложение дробей». Требованием данного этапа является создание затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. Этап актуализации знаний необходимо использовать и для проведения «мыслительной гимнастики». На следующем этапе урока – этапе «открытия» нового знания - детям предстоит активная мыслительная деятельность: анализ возникшего затруднения, выявления его причины, создание собственного проекта выхода из затруднения. Это достигается подбором заданий для организации мыслительных операций.
Завершается этап актуализации знаний фиксацией затруднения в деятельности.

4. Решение задач и постановка проблемы.
- Что нужно сделать, чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? Кто вспомнит алгоритм сложения дробей с одинаковым знаменателем?
- Я буду читать задачу, а вы будете записывать только ее решение:
- В первый день посадили деревья на 3/7 участка сада, во второй день – на 2/7 участка сада. Какая часть сада засажена деревьями?
-Каким правилом воспользовались при решении этой задачи? (правило сложения дробей.)
-Найдите на доске опорную схему, соответствующую этому правилу.
-В декабре израсходовали 20% картофеля, в январе 25/100 картофеля. Сколько картофеля израсходовали?
- Какой алгоритм использовали для решения этой задачи? (алгоритм сложения дробей)
- За два дня засеяли 5/8 поля. В первый день засеяли 3/8 поля. Сколько засеяли во второй день?
(У детей возникает проблема, хотя некоторые из них могут и догадаться, как записать решение задачи)
-- Какая опорная схема подойдет для решения этой задачи? (пока не изучали)
-Каких алгоритма и опорной схемы у нас не хватает? (на вычитание дробей)
- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Мы будем изучать вычитание дробей.)
-Итак, давайте уточним, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока: Вычитание дробей. Учитель пишет ее на доске)
-А какую цель мы ставим перед собой на этот урок? (-Научиться вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Построить алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и составить опорную схему.)

2.
Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
На этапе проблемного введения нового знания перед детьми должна быть поставлена учебная (проблемная )задача, которая в данном случае будет сходна с темой урока.
Для выхода учеников из проблемной ситуации разворачивается диалог, побуждающий их к осознанию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется соответствующими фразами:
- Вы можете выполнить это задание? В чем затруднение?
- Почему не получается выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Обучающиеся совместно с учителем выдвигают гипотезы. Этот способ наиболее эффективен. Он имеет «сужающуюся» структуру. Начинается с общего побуждения, продолжается подсказкой, заканчивается сообщением нужной мысли самим учителем. На этапе выдвижения гипотезы побуждающий диалог выглядит следующим образом: «Какие у вас есть предположения?»
Если дети затрудняются с ответом, учитель вводит подсказку к решающей гипотезе.
«Как проверить гипотезу?»
На данном этапе для проверки гипотез детей планируется использование модели отрезка. Обучающиеся должны наглядно увидеть и выполнить практически процесс вычитания одной дроби из другой. Затем, опираясь на новое знание, дети формулируют алгоритм данной операции и сравнивают свой вывод с выводом, данным в учебнике. Обучающиеся выводят правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и составляют опорную схему и алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, учатся вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
На данном этапе используется совместная работа в парах при проверке гипотезы, составление задания для соседа – это позволяет ребёнку из субъекта превратиться в объект познавательной деятельности. Проверяя правильность выполнения работы соседом, ученик примеряет на себя роль учителя, учится обосновывать своё мнение.

Сейчас вы будете работать парами. Вам необходимо решить эту задачу. Вам в этом поможет модель отрезка, лежащая у вас на парте. С помощью неё проиллюстрируйте решение этой задачи.
- Возьмите ваши отрезки и разделите на 8 равных частей.
- Теперь покажите мне, какую часть поля засеяли за 2 дня, загнув лишние части отрезка. Какую часть вы мне показали?
- Покажите, какую часть поля засеяли в 1 день.
- Какая часть отрезка у вас осталась?
- Что она показывает?
- Каким действием мы это можем узнать?
- Как записать решение задачи?
- Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
– Как записать этот вывод для любых дробей, т.е. в общем виде?
– Запишем опорную схему.
-Давайте правило, которое вы сформулировали, сравним с правилом, которое дано в учебнике.
-Совпадают ли ваши предположения?
- Давайте составим алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Критерием оценки является понимание смысла данного математического действия и безошибочное его решение. Помощью (опорой) на данном этапе служат алгоритм и опорная схема, составленные детьми. Таким образом, самостоятельно добытое осмысленное знание позволяет детям усвоить новый материал на должном уровне. Новое знание должно перейти в сознание обучающегося и сохраниться. Для этого оно фиксируется в форме алгоритма и опорной схемы.

3.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
На этапе первичного закрепления происходит фиксирование уже оформленного знания. Затем данная операция переводится от наглядного в более абстрактный мир уравнений. Обучающиеся применяют новое знание при решении простых уравнений.
Таким образом, несмотря на небольшую продолжительность, этап первичного закрепления играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания, то есть преобразования новой информации в мыслительный образ.
Цель этапа самоконтроля и самооценки – продемонстрировать , прежде всего самому ученику, что новое понятие или алгоритм зафиксированы в его сознании. Достижение этой цели позволяет учащимся завершить рефлексивную деятельность, направленную на получение нового знания, на ситуацию успеха. Это укрепляет ребенка в мысли полезности такого способа действий при возникновении затруднений и не только в учебной деятельности. Одновременно эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности.

Работа в учебнике.
Стр. 10 №2

Стр.10 №4
-Составьте свой пример соседу на вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
-Поменяйтесь с соседом тетрадями. Решите примеры.
-Вернули. Проверили соседа, используя правило вычитания.
-У кого возникли трудности при решении?
-У кого все правильно получилось?
Решение уравнений стр.11 №9
-Определите, какое уравнение лишнее? Зачеркните его.
Выслушиваю ответы детей.
-Выбери одно из трех оставшихся уравнений и реши его.
-Сверьте свое решение с образцом.
Организация самоконтроля предоставляет каждому ученику возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.
Заключительный этап учебной деятельности – этап рефлексии. Он является одним из основных этапов в структуре урока, ориентированного на развитие способностей.
Цель этапа – осознание обучающимися метода собственной познавательной деятельности. Внимание акцентируется на позитивных моментах в учебной деятельности ребенка, негативные моменты рассматриваются в конструктивном ключе.
При подведении итогов урока дети проговаривают алгоритм, указывают метод его построения и границы применения, фиксируют успешно пройденные этапы учебной деятельности.

- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
-Какие цели были поставлены нами в начале урока?
-Справились мы с ними , как вы думаете?
-Какое правило построили?
(алгоритм вычитания дробей)
-У кого возникли трудности и с чем они связаны?
- А как вы думаете, какая тема урока будет на следующем уроке?
- Оцените свою работу на уроке:
Я работал (а) сегодня активно, все понял (а) - зеленый кружок
Я работал (а) сегодня на уроке, но мне еще нужна помощь – желтый кружок
Было очень трудно, я ничего не понял (а) – красный кружок
- Ребята поднимите руки, кто уйдёт с урока с таким настроением.
(учитель показывает на одну из картинок).
- Спасибо всем за урок.

4.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Домашнее задание предполагает дифференцированный подход к обучающимся класса с учётом их способностей, интересов и особенностей индивидуального развития:

-Д/зстр.11-12 - № 8, на выбор №6(а или б), по желанию-№15.
Посмотрите Д/з. Есть вопросы по выполнению?
В № 6 задачи различаются по уровню сложности, и детям предоставляется возможность оценить уровень своих знаний, соотнеся его с уровнем притязаний. Также есть задание для детей, любящих дополнительные задания, увлечённых математикой - № 15, который можно сделать по желанию.