Презентация по экономике Виды и формы контроля знаний учащихся


Контроль знаний учащихся при изучении отдельных тем курса экономики 10 – 11 классов (из опыта работы)Данилина М. Ю.учитель экономики МБОУ CОШ № 41 Первая глава посвящена теоретическим и методическим аспектам контроля знаний умений и способов действий учащихся 10 – 11 классовВторая глава посвящена содержанию контроля знаний, умений и способов действий старшеклассников по отдельным темам школьного курса «Экономика» КОНТРОЛЬ Выявление, измерение и оценивание знаний, умений учащихсяОбратная связь в системе «учитель – ученик», позволяющая получать информацию по определению качества усвоения и освоения учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования знаний и умений учащихся Место контроля в дидактической системе осознание закрепление применение АнализКонтроль восприятие Цель Поэтапный контроль Функции контроля ОбразовательнаяРазвивающаяВоспитательная Принципы контроля Объективность СистематичностьНаглядность (гласность) Классификация контроля знаний с учетом системы учебных целей Б. Блума Уровни учебных целей:ЗнаниеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка Критерии контроля освоения учебного материала Знание: уместное употребление базовых экономических концепций и понятий. Логичные рассуждения о ключевых экономических проблемахПонимание: перевод экономического учебного материала в математический. Графическое изображение экономических процессов. Построение логических цепочек. Анализ статистических данных на основе математических расчетов.Применение: выделение негативных и позитивных моментов в экономическом явлении, событии, факте. Применение теоретических знаний при решении экономических задач, обобщении статистических данных, формулировке выводов. Критерии контроля освоения учебного материала (продолжение) Анализ: построение структурно-логических схем. Обзор статистической информации. Классификация экономических явлений.Синтез: предположить и спланировать механизм разрешения проблемных ситуаций.Оценка: обосновать выгодность принятого решения и аргументировать преимущества выбранного варианта. Результат действий учащегося Знание: запомнил, воспроизвел, узнал.Понимание: объяснил, проиллюстрировал, перевел с одного языка на другой.Применение: применил и получил заданный результат.Анализ: вычленил части из целого.Синтез: образовал новое целое.Оценка: определил ценность и значение объекта изучения. Виды контроля и формы его организации Предварительный контрольТекущий контрольТематический контрольИтоговый контроль Виды контроля и формы его организации (продолжение) По форме организации контроль подразделяется на: ИндивидуальныйГрупповойФронтальный Методы контроля обучения при различных формах его организации Устные методы контроля:Индивидуальный опросФронтальный опросУплотненный опрос2. Письменные методы контроля:Фронтальные (самостоятельные, контрольные работы, диктанты, тесты)Индивидуальные (самостоятельные работы, эссе, рефераты, зачеты, экзамены)Групповые (работы над анализом проблемных ситуаций) Методы контроля обучения при различных формах его организации (продолжение) 3. Лабораторно-практические методы контроля:Индивидуальные (самостоятельные работы по заполнению таблиц, составлению схем, построению графиков)Групповые (практические, расчетные, проектные работы)4. Самоконтроль:Сверка с образцом (ответом)Повторное решениеПроверка Использование различных способов решенияМоделированиеПримерная оценка искомых результатовИспытание по косвенным параметрам Содержание контроля знаний, умений и способов действий старшеклассников по отдельным темам школьного курса «Экономика» Предварительный контрольВставьте пропущенные слова (в скобках – прогнозируемые ответы).Ограниченность и ……(выбор) – два основных понятия экономической науки. Желания ипотребности человека ……(безграничны), в то время как …..(ресурсы и товары) имеются вограниченном объеме. К числу ресурсов или ……(факторов) производства относятся …..(земля,труд, капитал, предпринимательские способности). Экономическая наука изучает триглавных вопроса: ……(что? Как? И для кого производить?). Для решения этих вопросов любоеобщество создает экономическую систему, а именно …..(традиционную, командную, рыночную,смешанную). В основе экономической науки лежат следующие главные идеи: а) …….(альтернативные) возможности, т.е. наилучший по ценности вариант, от которого отказались, сделав выбор в пользу другого варианта; б) экономические решения принимаются, чтобы получить ….. (максимальное) удовлетворение потребностей при ….. (наименьших) затратах; в)вероятность выбора данного варианта растет, если …..(увеличиваются ) выгоды от него по мере выбора, и падает, если затраты на него …..(растут) по мере выбора; г) принимающий экономическое решение должен осуществлять действия до тех пор, пока предельная выгода …. (опережает) предельные затраты на каждое его действие. Текущий контрольписьменный фронтальный опрос в виде блиц-теста(пример одного из вариантов) Выделите верные ответы.1. Экономический рост есть процесс расширения набора благ, выпускаемых в рамках данной экономической системы. (в – н).2. Принцип рациональности означает, что при принятии ответственных решений человек всегда старается максимизировать свой денежный доход. (в – н)3. Линия производственных возможностей показывает максимальные количества благ, которые можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами. (в – н)4. Главным лимитирующим фактором производства в индустриальном обществе является информация. (в – н)5. Продукты питания не являются ресурсами. (в – н)6. В доиндустриальной экономике, в отличие от индустриальной, главным фактором производства выступает не продукт труда, а природные условия. (в – н)7. Изменение технологии не влечет за собой трансформации КПВ. (в – н)8. Экономическое мышление отличается от социологического тем, что «человек экономический» - индивидуалист, а «человек социальный» - общественное существо. (в – н)9. Модель кругооборота ресурсов, товаров и доходов в рамках чистого капитализма объясняет формирование рыночных цен. (в – н) Ответы к письменному фронтальному опросу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н н в н в в н в в Индивидуальная форма письменного контроля(один из вариантов карточкираздаточного материала) Функции спроса и предложения заданы формулами: Qd=100-P, Qs=2P-50, где Р – цена (руб), Qd – величина спроса, Qs – величина предложения (тыс. шт.). а)Найдите равновесную цену и равновесное количество. б)Если правительство решит снизить цену до 45 руб., стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения. Есть ли избыток предложения (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит)? Каков объем потребления? Какова выручка?Ответы: а) Pe=50, Qe=50; б) Qd=55, Qs=40, Qd – Qs=15, TR=1800, объем потребления равен 40. Тематический контроль(письменная фронтальная работа)один из вариантов 1. Спрос и предложение на некий товар заданы уравнениями: Qd=2500-200P, Qs=1000+100P. Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара; найдите коэффициент эластичности спроса и предложения по цене в точке равновесия; охарактеризуйте последствия решения государства, установившего на данный товар фиксированную цену в 3 ден. ед. за единицу товара.2. Спрос и предложение некоторого товара заданы уравнениями: Qd=600-25P, Qs=100+100P. Найдите параметры равновесия на рынке данного товара; потери продавцов и покупателей данного товара при установлении государством налога с продажи на единицу товара в размере 2,5 ден. ед.; определите налоговое бремя и мертвые потери общества. Лабораторно-практический контроль (групповая форма фронтального контроля) пример одного из возможных вариантов Общие издержки фирмы задаются формулой ТС=48+3Q^2. Определите формулы переменных и предельных издержек, средних общих, средних постоянных и средних переменных издержек. Постройте графики: а)TC,FC,VC – в одной системе координат; б) ATC,AVC,AFC,MC – в другой; в) определите точки пересечения графиком МС графиков AVC и ATC аналитически и графически; г) найдите аналитически точку минимума АТС и проанализируйте, с какой точкой графика АТС она совпадает; д)определите максимальную прибыль фирмы при Р=30. Приложения Предварительный контроль качества знаний учащихся Приложения Тематический контроль качества знаний, умений и навыков учащихся 10 кл. после изучения тем №1 и №2