«Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы»


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Еделево
Кузоватовского района Ульяновской области
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы»
Тюрина Ирина Степановна
учитель родного языка и литературы
Первая квалификационная категория.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Информация об опыте………………………………………..…5-11
Тема опыта……………………..………………………………………..…5
Сведения об авторе………………………………………………………..5
Условия возникновения и становления опыта…………………….…5-6
Актуальность и перспективность опыта…………………………..….6 – 8
Ведущая педагогическая идея опыта………………………………….8-10
Длительность работы над опытом………………………………….…..10
Диапазон опыта…………………………………………………………10
Степень новизны опыта……………………………………………….10-11
Глава 2. Теоретическая база опыта………………………………...……11- 21
Определение понятия «творческие способности»………………11 – 14
Проблема творчества в истории и теории педагогики……………14 – 16
Современные концепции творчества………………………………17– 21
Глава 3. Технология опыта………………………………………..……..22 -42
3.1.Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)…………………………………………………………………..22-23
3.2.Игровые технологии………………………………………………….23-26
3.3 Культурновоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам………………………………………………………27-28
3.4. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения…28-31
3.5 Технология саморазвивающего обучения (метод проектов)……..31-35
3.6.Здоровьесберегающие технологии…………………………………..36
3.7. Внеурочная деятельность……………………………………………..36-42
Заключение………………………………………………………………...43-44
Библиография……………………………………………………………..45
Приложение …………………………………………….…………………
Введение
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы.
Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.
Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.
-4-
Глава 1. Информация об опыте.
Тема опыта
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы ».
Сведения об авторе
Тюрина И.С. работает в МОУ СОШ с.Еделево школа с 2008 года. Педагогический стаж-32 года. Занимаемая должность-учитель родного языка и литературы. Имеет первую квалификационную категорию.
Условия возникновения и становления опыта
С раннего детства ребенок воображает, придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности.
Я считаю, что важным средством приобщения учащихся к творчеству, развития их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Но только создание этих условий не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д. В соответствии с концепцией модернизации Российского образования «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности».
-5-
Таким образом необходимо было создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков. За время работы в школе я пришла к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к применению современных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся.
В течение последних лет я являюсь учителем родного языка и воспитателем группы продленного дня . Это позволило мне апробировать и успешно внедрять технологию развивающего, проблемного обучения, широко использовать информационные технологии в обучении, технологию проектной деятельности. Результатом моей творческой деятельности стало создание педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы».
1.4Актуальность и перспективность опыта
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. «Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса родного языка и литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности. Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.
-6-
В России, в настоящее время, идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:
между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.
Учитывая все выше сказанное, мною поставлены следующие цели и задачи:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Развитие творческих способностей на уроках родного языка и литературы».
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
-7-
Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что работа учителя спланирована таким образом, что у учащихся появляется возможность приобретать новые умения, развивать способности оперировать информацией, творчески решать проблемы.
Активизировать познавательную и творческую деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.
Ведущая педагогическая идея опыта
"Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие"
Оризон Свит Марден
С совершенствованием индустрии человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Стали появляться новые виды деятельности и специальности, которые, предполагают определенный уровень образования современного человека. Значительно повышаются требования к его информационной культуре. А, значит, действовать по определённому алгоритму приходится всё реже и реже, а принимать продуманные нестандартные решения – значительно чаще.
Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и
-8-
качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство
развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.
Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.
Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами.
Творчество - необходимый аспект учебно-воспитательного процесса. Каждый урок должен иметь творческую составляющую. Это способствует повышению мотивации к учению у детей, и стимулирует работу педагога. "Уча других - учишься сам" (Сенека). Учитель сам по себе обязан быть творческой личностью. Если учитель хочет достичь определённых-9-
результатов в своей работе, получить удовлетворение от неё - это необходимость. Только у такого педагога дети могут постичь всю глубину знаний с интересом, и только к нему они будут идти с желанием на урок.
1.6.Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет.
Диапазон опыта
Представленный опыт включает в себя информацию об опыте, систему уроков, приложения к урокам. Опыт работы реализуется через систему уроков в среднем звене, участие в мероприятиях на различных уровнях. Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района.
Степень новизны опыта
Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся.
Новизна предусматривает:
изменение подходов к преподаванию родного языка и литературы в рамках образовательного учреждения;
ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;
-10-
выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
оценивание продвижения ученика по личностно-индивидуальным параметрам;
контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении их интересов и склонностей в дальнейшем обучении;
максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету.
Глава 2. Теоретическая база опыта
2.1. Определение понятия «творческие способности»
Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по-разному. С философской точки зрения творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»Дмитрий Лихачев (академик)
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах А.С. Выготского, В.П. Богоявленского.
Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.
Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь.
-11-
Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления,глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу. Психология разделяет виды творческих способностей человека на врожденные и приобретенные. К врожденным особенностям относятся природные качества, аналогичные животным, это способность коммуницировать, воспринимать, запоминать и др. Приобретенные виды способностей человека говорят о неких склонностях или, приобретенных на собственном опыте, навыках. За креативную составляющую деятельности отвечают различные виды творческих способностей индивида. Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:
Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено 3 фактами:
- средой жизнедеятельности;
- социальными формами деятельности;
- индивидуальными особенностями личности.
Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества,
-12-
как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности. Педагогическими  творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к "  сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.      В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам.
Принципы                                                     научности                                                     систематичности    
последовательности                                                     доступности                                                     наглядности                      активности                                                     прочности               индивидуального подходаНаряду с принципами используют и методы.
Методы                         
практические                                        наглядныесловесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
-13-
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Проблема творчества в истории и теории педагогики
Сущность творчества по – разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.
В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.
В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия. В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.
В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность.
Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.
Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.
Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца.
-14-
По Канту, гений – это талант (природное дарование), который дает искусству правило.
А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т. е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.
Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.
Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
Свою теорию творчества создал и З. Фрейд. Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном – этом
вместилище психических сил человека. Но так как уже с детства человек вынужден считаться с внешним миром и запретами общества, то единственным выходом для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на ее основе искусство.
Рассматривали теорию творчества и экзистенциалисты. Они считают, что носителем творческого начала является сама личность, т.е. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального.
Стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой.
Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Он признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет,
-15-
потому, что он чувствует в этом само актуализацию. Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что это творчество носит созидательный характер.
Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.
Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.
Таким образом, проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно, развивать бессознательное тоже невозможно.
Уже в теории творчества экзистенциалистской философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке, не затрагивается.
Рассматривалась проблема творчества психологами и педагогами России.
К. Маркс понимал творчество как деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.
На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.
-16-
2.3.Современные концепции творчества
Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения,  здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии,  в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества.
Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, в центре внимания которых – уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Среди наиболее известных – «педагогика сотрудничества» как особого рода «проникающая» технология, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека и др.
По своей сущности данный подход противостоит традиционной модели обучения и воспитания. В его основе лежат следующие идеи:
- новый взгляд на личность как на цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- гуманизация и демократизация педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
- формирование положительной Я-концепции.
Дело в том, что дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к учителю они, конечно, могут послушать, выучить, сдать, а потом - сразу же забыть. Причем если внеличностные знания, полученные на других предметах, просто бесполезны,
-17-
литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.
Именно поэтому так остро стоит проблема, связанная с сочинениями. Если тема неинтересна, если она не стала своей, ребенок не будет высказываться – ни устно, ни письменно.
Определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы позволяет индивидуальная и коллективная творческая деятельность. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «я». О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики.
Так, еще в начале 20 века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свои представления о воображении и творчестве, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. Одна из главных идей Л.С.Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Ученый считал, что вопрос о развитии творческих способностей у детей, о значении творческих работ для общего развития и созревания ребенка является одним из самых важных вопросов. Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Он писал, что именно в подростковом возрасте «наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения… является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так как у него в эту пору создается свой, внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме – в стихах, рассказах, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей».
Известный педагог и методист М.А.Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить… учим…
-18-
видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя».
Педагоги-словесники Н.Р.Бершадская и В.З.Халимова считали, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей».
Они рассматривая природу художественного творчества, считают, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией
преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.
Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.
Творчество ни в одной области человеческой деятельности невозможно без отражения – это есть преобразование природной и социальной действительности. Сотворение нового – это не мистическая операция, а изменение существующего на основе познанных его свойств и закономерностей.
На рубеже XIX и XX столетий как специальная область исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества. В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса. Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты, продукты творческого труда. Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества. Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения,
-19-
труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору.
Важнейшая способность творца – это его гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания.
Путем анализа и обобщения суждений о качествах творческой личности были выделены наиболее бросающиеся в глаза признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу персептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость. К числу интеллектуальных – интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний.
Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.
Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе.
Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.
Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно.
-20-
Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.
Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.
Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.
В 30-е годы крупнейший психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».
Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей.
Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой.
-21-
Глава 3. Технология опыта
Методика преподавания учителя должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности.
Я использую в своей педагогической деятельности следующие формы организации учебного пространства:
индивидуальные (реферат, сочинение);
индивидуально-групповые (исследовательский проект или работа);
групповые (групповое взаимодействие);
- коллективные (дискуссия, диалог, размышление, обобщение).
На своих уроках познавательный интерес и развитие творческой индивидуальности учащихся я развиваю с применением следующих педагогических технологий:
3.1.Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)
Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.
Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках родного языка считаю целесообразным представлять учебный материал в
-22-
мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.
3.2.Игровые технологии
Психологи считают, что простая передача и показ "делай как я" не развивают мышления учащихся. Выдвигаются разные гипотезы, но все они связывают развитие мышления с активной деятельностью.
Игровая форма занятий реализуется на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Цели использования:
формирование познавательных мотивов обучения;
воспитание системного мышления учащегося, включающее целостное;
понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
передача целостного представления о конкретной учебной деятельности и её крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия;
обучение коллективной мыслительной и практической работе;
формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
обучение методам моделирования, в том числе математического,
-23-
инженерного и социального проектирования.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Творческая работа: работа в группах. Определение синтаксической роли существительных (на экран проецируются фотографии с известными местами, зданиями города Саранска).
- Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные?Чем они отличаются от нарицательных имён существительных?
- Перед вами несколько фотографий с видами города. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные.
Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке. В пятом классе мы ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята начинают составлять их сами.
Угадайте кроссворд? Мезе ули портфельсэнть?
ф л о м а с т е рн а рд т н е м к а а т л а с ру ч к а
к н и г а к а ра н д а ш а л ь б о м -24-
«Химический» цветной карандаш.
Ластик.
Тетрадь для географии.
Приспособление для письма в тетради.
Инструмент для рисования
Для рисования.
Учителя начальных классов на уроках литературного чтения предлагают детям игру «Доскажи словечко», в 5 классе я продолжаю эту работу, т.к. этаигра развивает чувство рифмы. И далее подобные задания усложняются: кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов и омонимы.
В целях расширения словарного запаса провожу игру «У кого больше слов». Тематика слов может быть разная: о спорте, о городе, о празднике. При этом ребятам предлагаются определённые грамматические задания в зависимости от темы урока. Затем ребята составляют с этими словами небольшие тексты.
«Слова из слова». Это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для пятиклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова.
Чтобы обострить интерес к получению новых знаний, способствовать развитию воображения, облегчить запоминание в 7-8 классах я использую дидактические или ролевые игровые моменты. Раскрывая содержание любой темы, я стараюсь обеспечить связь обучения с жизнью, опереться на жизненный опыт детей и их чувства. Одним из используемых видов
-25-
творческой игры на уроке родного языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, грамматическим признакам и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.
Игра «Четвертый лишний».
1) озяз, киска, овто, верьгиз, ривезь;
2) умарь, оска, вишня, слива, дуля;
3) чама, пильге, килей, судо, пей;
4) ашо, раужо, сэнь, сэрей.
- Объясните, по каким признакам объединены существительные? Что можно исключить?
-С какой целью мы выполняли данное задание?
-26-
3.3 Культурновоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересамЧеловек – не глина. Человек живет и развивается не столько энергией согласия,
сколько энергией сопротивления. Только формируя собственное Я, он завоевывает в себе человека и только через это формирование приобщается к культурным ценностям.
Симон Соловейчик,Александр Лобок
Особенности дифференциации по интересам
Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект даёт ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности). Поэтому совершенно
естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального
развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, факультативы). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.
Особенности содержания
На уроках родного языка и литературы уроке можно осуществлять:
-27-
Обучение восприятию музыки.
Например, при изучении темы « Музыка и песни мордовского народа».
Обучение языковой культуре. Например, обучение правильному произношению слов на эрзянском языке. Ават (женщины), прят (головы), валт (слова), кальть (ивы), умарть (яблоки), кедть (руки), лелят (братья), ормат (болезни), пильгть (ноги), паксят (поля), пилеть (уши), ошт (города), лейть (реки), вакант, левкст(детёныши), ломанть (люди), ирдезт (рёбра), нармунть (птички), калт (рыбы), велеть (сёла), чамат (лица), килейть (берёзы), каркст (ремни).
Нравственно-патриотическое воспитание. В качестве примера можно
привести работы учащихся по темам: «ВОВ в истории Мордовии», «Герои Мордовии», «Знаменитые люди» ит.д.
Обучение экологической культуре. Воспитание любви к природе и ее сохранению.
3.4. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Познание начинается с удивления.
(Аристотель)
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Особенности содержания
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой
-28-
формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Особенности методики
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Применяя компьютерных технологий, позволяет мне:
Организовать учебный процесс на уровне класса в целом, предмета в целом.
Проводить индивидуальное наблюдение за учащимися, оказывать
индивидуальную помощь, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Подготовить компоненты информационной среды (различные виды учебного, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Компьютерная поддержка урока — комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения и облегчение труда педагога. Компьютерная поддержка урока - один из аспектов компьютеризации образования.
В своей работе я использую технические средства кабинета эрзянского языка и литературы
-29-
(компьютер, принтер, мультимедийный проектор и экран, Интернет).
Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
урок -практикум исследовательского характера;
уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.
Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе
что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.
Методы, используемые на урока: лекция, поисковые (учебно – исследовательская деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными. Использую ИКТ при организации контрольно – оценочной деятельности. Я выделила для себя несколько видов использования информационных технологий при подготовке и проведении уроков :-30-
Изготовление, оформление раздаточного материала;
Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;
Интерактивные практикумы (работа с материалами Интернет);
Диагностика качества знаний;
Творческие работы учащихся.
На уроках я использую видео- и анимационные фрагменты с последующим созданием учащимися аналогичных слайдов-иллюстраций. Особую ценностьв этом отношении представляет компьютерные проектные среды, позволяющие визуализировать абстрактные понятия из различных наук.
3.5 Технология саморазвивающего обучения (метод проектов)
Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения.Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
В самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
-31-
Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому.
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.
Творческая деятельность является как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.
Творческая деятельность учащихся организована в системе внеурочных занятий, внеурочной работе по предметам, общественной деятельности, в участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Проектное обучение при изучении родного языка и литературы создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности.
Исследовательский подход в обучении в отличие от проблемного подхода предполагает большую самостоятельность учащихся, ориентировано на самообразование и в идеале моделирует процесс научного исследования, поиск новых знаний. Тему исследования мы выбираем в сотрудничестве. Она отражает наши обоюдные интересы. Темы наших исследований возникают из урока, из чтения дополнительной литературы и т.д.
Выбрав тему, ребята обсуждают её. Затем работаем над подбором литературы по данной теме. После изучения, анализа литературы мы совместно с ребятами
-32-
выдвигаем гипотезы, ставим задачи исследования, выбираем методы исследования, выстраиваем план проведения исследования. Таким образом методика организации исследовательской деятельности в следующем :Деятельностный метод обучения (формирование умений формулировать цели, постановка проблемной ситуации, развитие рефлексивных умений, навыков самоорганизации).
Знакомство с методами научного исследования.
Выбор темы .Выбор темы является одним из сложных этапов. Но на первых порах выбор темы осуществляется с помощью руководителя. Помогает достигать эти цели создание творческих групп из учащихся различных классов, родителей, заинтересованных лиц. Работа в режиме «малых групп» один из видов деятельности в которых учится ученик, а не класс и получает знания он знания не только научные, но и культурные.
Таким образом, практическая направленность в изучение родного языка и литературы, постоянная опора на жизненный опыт учащихся, постановка качественного эксперимента, разработка систем заданий, стимулирующих познавательную активность, создание условий для самоопределения и самореализации, владение деятельностным методом позволяют дать учащимся представления и выработать навыки проведения исследовательских работ.
Ученическое исследование включает в себя ряд этапов:
актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
-33-
выбор темы исследования;
постановка целей и задач исследования;
выработка гипотезы, гипотез;
выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования, изучить литературу);
определение последовательности проведения исследования;
сбор и обработка информации (зафиксировать получение знания);
9)анализ и обобщение полученных результатов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы);
подготовка отчёта (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);
доклад - защита (защитить результаты публично перед сверстниками, взрослыми, ответить на вопросы).
На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. В данном случае он делится, по крайней мере на два: первый - можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками- проект, отчёт и т.п. Второй, самый важный: бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умении, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. Поэтому, этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе мы не просто рассказываем, её, как и всякое настоящее исследование, защищаем публично, с привлечением авторов других проектов, зрителей. В ходе защиты ребята учатся излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
-34-
Я делю проекты на обучающие и творческие. Первые проходят в рамках уроков. Лучшие результаты таких проектов храню в электронном виде, как примеры выполнения. "Творческие" - более продолжительные. Стараюсь темы таких проектов согласовывать с интересами учащихся и своими личными так, чтобы потом можно было использовать их результаты на уроках. Ученикам - интересно, а для меня - экономия времени.
Удаётся организовать "разновозрастные" проекты, где старшие сотрудничают и обучают младших. Такое общение учащихся очень полезно.Проект – не только обучение предмету. Это школа общения и школа жизни. Соблюдение сроков, требований заказчика, воспитание настойчивости – это немаловажный итог в формировании личностных качеств ребёнка.
За последнее время были созданы проекты :1. «Мордовский костюм».
2. « Национальные обряды эрзянского народа»
3. « Национальный герой нашего народа».
С результатами этой деятельности учащиеся выходят на конкурсы различного уровня (от школьного до межрегионального) и добиваются положительных результатовКроме вышеназванных технологий в своей деятельности я опираюсь на особенности школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на искателя истины. Я стараюсь видеть в своих учениках не столько объект воздействия, сколько союзников по творческому процессу. При изучении некоторых тем ребята самостоятельно готовят задания (кроссворды, тесты, диктанты, занимательные упражнения, карточки и т.п.), которые остальные ребята с удовольствием выполняют.
-35-
3.6.Здоровьесберегающие технологии
Проблема сохранения здоровья у детей - одна из важнейших в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у нее уважительного отношения к своему здоровью. В своей же педагогической деятельности эту проблему я решаю, следуя принципу: «Здоровье через образование». Это реализуется черезоздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью. Как учитель я стремлюсь обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
3.7. Внеурочная деятельность
Большую роль в организации учебно-воспитательного процесса играет внеурочная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеурочная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний.
Внеурочная деятельность по родному языку и литературе, являясь средством мобилизации познавательной активности обучающихся, имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Организуя ее, я преследую основные задачи:
привитие интереса к своему родному языку;
развитие и совершенствование навыков;
-36-
развитие творческой активности школьников.
Внеурочная работа создает благоприятные условия для развития школьника. В процессе моей педагогической деятельности сложилась система внеурочной деятельности по родному языку с учетом возрастных особенностей учащихся.Для осуществления внеурочной деятельности разработана программа кружка «Мордовский фольклор»
Во внеурочной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, конкурсы, выпуск газет, предметные олимпиады, организацию участия учащихся в конкурсах. С целью развития интереса учащихся к родному языку ежегодно организуются тематические экскурсии в школьный музей и неделя эрзянского языка и литературы.
Систематическое использование на уроках, экскурсиях, внеклассных мероприятиях элементов занимательности, проблемного обучения, игр, нестандартных уроков, интерактивных самостоятельных работ показало, что у учащихся растет интерес к предмету, развивается познавательная и творческая деятельность. Заметно выросла активность учащихся, дети грамотно и с интересом отвечают на вопросы «Почему?», «Как вы объясните?» и т.п. Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Опыт работы подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу. И результаты не заставят себя ждать. Заметно повысился интерес к родному языку у большинства учащихся. Свидетельством повышения интереса к предмету является увеличения участников школьных олимпиад. Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и учителей, способствует росту творческой
-37-
активности не только во время уроков, но и во внеурочное время. Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны  учащихся), но и от стимулирования  этой мотивации извне (со стороны учителя). (См. Таблица 1,2 и диаграмма1.)
Таблица1.Участие учащихся в олимпиадах:
№ Дата Название конкурса Результат ФИО ученика, Класс ФИО
руководителя
1 20
11 Всероссийская предметная олимпиада по мордовскому языку и литературе. Призер на муниципальном этапе Миронова Алена 9 ТюринаИ.С2 20
12 Победитель
на муниципальном этапе ЛемдяноваОксана
7 ТюринаИ.С3 20
12 Призер на муниципальном этапе Чиркунова Екатерина 7 ТюринаИ.С4 20
13 Победитель
на муниципальном этапе Адволоткина Ирина 7 ТюринаИ.С5 20
13 Призер на муниципальном этапе Соленова Юлия 7 ТюринаИ.С6 2013 Призер на муниципальном этапе ЛемдяноваОксана 8 ТюринаИ.С7 20
13 Победитель
на муниципальном этапе Чиркунова Екатерина 8 ТюринаИ.С8 20
13 Победитель
на муниципаль
ном этапеМиронова Алена 9 ТюринаИ.С9 20
13 Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку с этнокультурным уклоном. Призеры на муниципаль
ном этапеДрягалин Алексей Лемдянова
Оксана
Лиясов Вячеслав
Чиркунова Екатерина
Трушина
Анастасия
Смолобочкин Андрей
Романова Ольга
8
8
8
8
7
7
9
ТюринаИ.С.
Максимова М.В.
-39-
Таблица2.Участие учащихся в научно-практических и краеведческих конференциях, конкурсах:
№ Дата Название конкурса Результат ФИО ученика Класс ФИО
руководителя
1 2012 Межрегиональный конкурс ученических исследовательских работ по мордовскому языку «Национальный герой моего народа Диплом участника
Лемдянова Оксана
Чиркунова Екатерина 7 Тюрина И.С.
2
20
13 Конкурс 8 Межрегионального рождественского фестиваля «Возродим Русь святую».
Грамота за участие Адволоткина Ирина
Соленова Юлия 6
6 Тюрина И.С.
3 2014 Конкурс 9 Межрегионального рождественского фестиваля «Возродим Русь святую».
Грамота за третье место
Трушина Анастасия 7 Тюрина И.С.
4 2013 Муниципальный конкурс детского творчества «Моя малая Родина Диплом победителя Лемдянова Оксана
Чиркунова Екатерина 8 Тюрина И.С.
5 2013 Областной конкурс «Моя малая Родина»
Диплом второй степени Лемдянова Оксана
Чиркунова Екатерина 8 Тюрина И.С.
6 2013 Участие на Межрегиональном празднике «Мастораваньморот» Грамота Смолобочкин
Андрей 7 Тюрина И.С.
Диаграмма1. Участие учащихся в олимпиадах, краеведческих конференциях конкурсах:

На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческих способностей школьников, можно сделать вывод: видна позитивная динамика развития творческих способностей учащихся.(См.Диаграмма 2.)
Диаграмма2.Динамика развития творческих способностей учащихся
на уроках родного языка
\s
-42-
Заключение
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям,
к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Я обратила внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в
-43-
различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Таким образом, движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
-44-
Библиография
Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
Бабанский Ю. К. , Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.Педагогика.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:  Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. –М.  Просвещение , 1991.
Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004.
ГоленковаН. Учимся думать и говорить по эрзянски .Саранск.2009
Львова С.И. , Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. М.2007.
МокшинН.И. Мы мордва Саранск.2007.
6.ГоленковаН. Учимся думать и говорить по эрзянски .Саранск2009.
7 Серебренновонь Б.А , Р.Н. Бузакова, М.В. Мосинэнь. Эрзянь-рузонь валкс. Редакциясь академикенть.2000.
http://nsportal.ru/
www.1september.ru.
http://www.prodlenka.org/http://pedsovet.org/-45-
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Еделево
Кузоватовского района Ульяновской области
Выступления
на областных, районных методических объединениях учителей
родного языка и литературы