Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ


Организация внеурочной воспитательной деятельности в условиях ФГОС
С введением ФГОС выстраивается новая система школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность, систему оценивания, условия, ресурсы. Я хотела бы обратить внимание на способы обновления и совершенствования воспитательной внеурочной деятельности.
Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является школьное образование.
Ценно то, что в основе стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития, т.е. воспитание и развитие личности, стимулирование активной личности, формирование личностных качеств воспитанника школы - интерната. Личностный рост школьника предполагает: развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям - человек, семья, Отечество, знание, культура, труд, природа, мир.Обеспечивая общекультурное и личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с нарушением интеллектуального развития, школа - интернат создает условия, способствующие достижению социально - желаемого формирования качества труженика, семьянина, гражданина, возможности овладеть доступными и востребованными социуму профессиями.
Исходя из вышеизложенного, меняется подход к организации внеурочной воспитательной деятельности.
Основная цель внеурочной деятельности - это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, и этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества.
Существенным отличием в организации внеурочной деятельности в школе - интернате в условиях ФГОС является то, что все виды внеурочной деятельности мы должны строго сориентировать на воспитательный результат. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов: приобретение воспитанником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
На примере развития познавательной деятельности
Воспитательные результаты первого уровня (первичное понимание социальной реальности в повседневной жизни, элементарные социальные знания)
Воспитанник осваивает знания, которые нужны человеку для полноценного проживания его в повседневной жизни: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, как правильно оплатит коммунальные платежи.
Достижение результатов второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям)
В познавательную деятельность вносится ценностная составляющая: идёт работа с информацией, например, героизм и малодушие, вредные привычки… здесь уже вырабатывается собственное отношение к обсуждаемому вопросу. Здесь эффективна дискуссия, что позволяет соотнести собственное отношение к обсуждаемому вопросу с мнениями других детей и способствует коррекции этого отношения.
Например, позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания. (мероприятия:
интеллектуальный клуб «Что, где, когда?», исследовательская или проектная деятельность)
Достижения результатов третьего уровня (получение воспитанниками опыта самостоятельного социального действия)
Оно невозможно без взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде: взаимодействие с другими детскими учреждениями, общественными организациями, организациями дополнительного образования. Здесь рассматривается и шефство над младшими и пожилыми, и волонтёрская деятельность, участие в гражданских акциях, ученическое самоуправление (совет старшеклассников) обязательно какой - то ученический орган самоуправления). Эти достижения формируются ближе к выпускному возрасту.
Вывод такой: Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Формы представления результатов внеурочной деятельности:
Представление коллективного результата группы воспитанников в рамках одного направления происходит на общешкольном мероприятии в форме творческой презентации, творческого отчёта, научного исследования, открытого мероприятия.
(из опыта работы - проект) В практике коррекционного образования активно применяется метод проектов. С помощью этого метода педагог создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных навыков, творческого потенциала.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого воспитанника используется портфолио - накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений (мониторинги). По результатам оценки портфолио выявляются воспитанники, набравшие наибольшее количество баллов в группе, классе, школе. Определяются победители в различных направлениях воспитательной деятельности и в конце учебного года объявляются результаты и награждаются воспитанники, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и набравшие максимальное количество баллов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.
 В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна воспитанникам, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Задача коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ребёнка.  
 Меняются роли учителя и ученика. Теперь ученик – это партнер по взаимодействию не только с учителем, но и с одноклассниками, а учитель из «транслятора» должен стать организатором познавательного взаимодействия. 
Можно выделить элементы современных технологий, которые возможно применять в  работе с детьми с ОВЗ:
- обучение в сотрудничестве;
- коррекционно - развивающие технологии;
- метод проектов;
-игровые технологии;
-информационно-коммуникационные технологии;
-нравственная технология;
-здоровьесберегающие технологии.
Старые: Использование личностно - ориентированного воспитания и методов педагогической поддержки детей, психолого - педагогической диагностики.
Педагогика сотрудничества (80 годы, период перестройки)
Это совместная работа педагога и школьника, сотрудничество, её задача - помочь ребёнку, создать развивающую среду.
Необходимые условия для плодотворной внеурочной деятельности:
1.Организация информационной поддержки воспитанников Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса. Диапазон использования ИК-технологий в воспитательном процессе очень широк: они используются как средство наглядного оформления и информационного сопровождения воспитательных мероприятий (презентации для массовых мероприятий, сопровождение концертов, вечеров, праздников и пр.), как технический ресурс, как средство развития творческих способностей учащихся. С их помощью готовятся проекты, творческие работы с использованием ИКТ, организовывается исследовательская деятельность. Дети принимают участие в дистанционных олимпиадах по различным направлениям и областям знаний, других творческих конкурсах. 2.Совершенствование материально-технической базы организации досуга воспитанников школы - интерната. 
3.Организация дополнительного образования (кружки, факультативы).