Статья Приемы и методы при решении проблемных ситуаций с подростками


Приемы и методы при решении проблемных ситуаций
в процессе воспитания подростков
1. Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выбора, которое во многом определяет всю его последующую жизнь. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
Подростковый возраст с 11 до 17 лет считают самым проблемным, он имеет два пика – в 11–12 и 15 лет.
Кризис можно заметить по резким психологическим изменениям в поведении детей: покладистый ранее ребенок, упорно отстаивает свою точку зрения; общительный подросток внезапно замыкается; увлекающийся музыкой вдруг закидывает инструмент в дальний угол и часами сидит в социальных сетях и т. д.
Становление личности без кризисов невозможно, поскольку происходит ступенчато: возможности человека постепенно накапливаются, достигают определенного уровня, где происходит столкновение с новыми социальными условиями. Для их решения подросток должен прикладывать усилия, задействовать дополнительные ресурсы.
2. В чем суть подросткового кризиса
В 5-9-х классах школьники получают больше самостоятельности, но и возрастает учебная нагрузка. С организмом подростка происходит так много нового, что он перестает себя узнавать. Его сознание заметно расширяется – подросток много размышляет о себе и мире. При этом ему важно говорить о себе, потому что только в этом случае он чувствует свое существование. Но самое главное, что происходит, – формируется ощущение взрослости. Подросток чувствует, что готов брать больше ответственности, чем раньше, а это пробуждает в нем вполне закономерное желание примерить новую социальную роль взрослеющего человека.
Социализация подростка – происходит с заметным отставанием от его физического и полового созревания. Отсюда «псевдовзрослое» поведение, нарочитое стремление выглядеть и вести себя по-взрослому. Одновременно возникает страх перед этой новой ответственностью, желание сохранить свою детскость – не взрослеть, не расти. Вот откуда противоречивость младших подростков.
При благоприятном выходе из кризиса ребенок как бы успокаивается – он  самоопределяется.
При неблагоприятном исходе видна картина рассогласованности с собой и миром. Будущее не определено: подросток либо зависает в состоянии неопределенности и остается (или становится) «никем» – как для себя, так и для окружающих, либо выбирает некий деструктивный способ существования в отношениях с собой и миром.
Подростковый кризис проявляется в виде свойственных этому возрасту подростковых поведенческих реакциях. Рассмотрим эти поведенческие реакции.
Реакция эмансипации.
Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших людей и может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Реакция эмансипации формируется в том случае, когда наблюдается чрезмерная опека со стороны старших, существует постоянный мелочный контроль, лишающий подростка всякой свободы. При этом, потребность высвободиться из под контроля, связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно.
Реакция группирования со сверстниками.
Реакция группирования со сверстниками - одна из особенностей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток – просоциальной, где соблюдаются нормы поведения или асоциальной, в которых пренебрегают этими нормами. Если эмансипация соединяется с реакцией группирования со сверстниками, риск девиантного поведения подростков возрастает. В образовательном процессе всегда существует процесс группирования и объединения подростков в формальные группы, такие как классы, кружки, клубы, секции, творческие объединения. Но наблюдения показывают, что формальная группа, находящаяся под неусыпным контролем и наблюдением взрослых, мало привлекает подростков.
Реакция группирования в подростковой среде объясняет большинство случаев девиантного поведения. В группе сверстников, как правило, подросток приучается к курению, сквернословию, употреблению наркотических препаратов. Реакция группирования нередко проявляется хулиганскими действиями, правонарушениями, пьянством.
Реакция увлечения или хобби-реакция.
Еще одной важной особенностью подросткового поведения является хобби-реакция. Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения - это происходит или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений или незаконности способов достижения желаемой цели.
Азартные увлечения - картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение различными видами лотерей. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего провоцирует подростков на девиантное поведение.
Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, бесцельное хождение по улицам, длительное сидение у телевизора. Все это можно считать манерой поведения, формой общения на самом примитивном уровне.
Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость.
Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других.
Любые увлечения, которые несут асоциальный характер, могут стать основой нарушений поведения подростков.
Реакция протеста
Реакция протеста – одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом характера.
Имитация.
Имитация – это стремление подражать во всем кому–либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. В подростковом возрасте зачастую объектом подражания является "отрицательный" герой. Подростки не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано, они не знают и не бояться социальных последствий правонарушения.
Дромомания.
Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Побеги из дома, чаще всего совершаются как протест против несправедливости, из желания «наказать» таким образом виновного. Нередко подростки сами возвращаются домой измученными и голодными.
Среди подростковых проблем хочется еще выделить:
1. Конфликты с ровесниками – это одна из самых болезненных проблем подростков. В эпоху, когда материальные ценности подменяют духовные, ребенка вполне могут высмеять за то, что он одевается немодно, что у него не самые последние модели гаджетов и т.п.
2. Синдром дефицита внимания и гиперактивностьПо статистике этот синдром встречается очень часто. Такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться требованиям дисциплины. Беда подростка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования ЦНС.
Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:
не может спокойно ждать своей в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, экскурсии и т.д.);
на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
не может следить за своими вещами, часто их теряет;
пристает к окружающим, порой агрессивен.
Наличие у подростка этих симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.
Наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики с учетом физиологических ресурсов ребенка и уровня его интеллектуального развития.
Среди сверстников такие подростки являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т.к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут даже сломать, попавшийся под руки предмет или бросить его.
Общаясь с таким подростком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой — предъявления повышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
Педагоги должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.
Неблагоприятное педагогическое воздействие может вызвать у детей деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие его формы.
Для занятий с гиперактивными детьми педагоги могут использовать игры, в которых нужны внимательность и самоконтроль.
3. Снижение и потеря мотивации к обучению
Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
При организации обучения гиперактивных подростков процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность его была успешной, а поставленная цель — достигнутой.
Такие подростки требуют постоянного внимания учителя, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу, приглашают родителей (воспитателей). Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем.
Главная задача педагога — установить контакт и создать атмосферу доверия. Не «пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль-помощь, а не контроль-давление.
4. Проявление агрессивного поведения
У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, неумение находить выход из трудных ситуаций, повышенная внушаемость, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. Для них агрессивность — средство поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Коррекционная работа с подростками по профилактике отклонений в поведении имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка путем привлечения его к положительно формирующим личность занятиям: чтению, самообразованию, музыке, спорту и т.д. 3. Профилактика девиантного поведения подростков
Проблемы профилактики девиантного поведения подростков, должны решаться всем педагогическим коллективом образовательного учреждения. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в педагогической работе.
Рассмотрим основные направления профилактической деятельности педагогического коллектива:
1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы подростков, имеющих риск возникновения девиантного поведения, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, в отношениях со сверстниками и педагогами.
2. Проведение мониторинга развития подростков, определяя группы возможного риска.
3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
4. Обучение подростка навыкам социальной компетентности, коммуникативным навыкам, умению управлять конфликтами.
5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, а также подготовка подростка к жизни в современном обществе, формирование профессионального самоопределения и овладение навыками трудовой деятельности.
6. Психолого-педагогическая и социально-психологическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения.
Все перечисленные направления активно используются в нашем образовательном учреждении.
4. Роль психолога в диагностике и профилактике девиантного поведения воспитанников
Для выявления девиантного поведения в образовательном учреждении должна проводится грамотная работа специалиста-психолога под началом администрации и с помощью педагогов.
Чем ранее психолог начнет диагностическую работу, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.
Психологическая поддержка помогает укрепить самооценку ребёнка, помочь ему поверить в себя и свои способности, поддержать при неудачах.
Подлинная поддержка ребёнка педагогом, психологом, должна основываться на подчеркивании его положительных сторон, способностей, возможностей. Необходимо показать ребёнку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств, что он важный, нужный и уважаемый. Взрослый должен забыть о прошлых неудачах ребёнка, помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей.
Для этого психолог использует различные методы и приемы. Воспитатель также может использовать данные методы и приемы в своей работе.
Один из них - это метод разговорной психотерапии -логотерапия – когда словесное описание эмоциональных переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека.
Еще один инструмент, направленный на улучшение психического и физического поведения подростков является сенсорная комната, в которой используются методики свето-, цвето-, звуко-, фитотерапия для воздействия на состояние ребёнка через соответствующие органы чувств.
С помощью этих методов создается ощущение комфорта и безопасности. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Многие психологи считают очень важным метод психотерапии. К методам психотерапии относится психогимнастика – это способ снять эмоциональное напряжение, уменьшить агрессию и тревожность, избавиться от чувства неуверенности.
Все перечисленные способы и приемы приведут к положительным изменениям, если будут учитываться индивидуальные особенности личности подростка и комплексный многократный характер.5. Как выходить из подрасткового кризиса
Из подросткового кризиса путь лежит во взрослость. Педагоги должны стать проводниками во взрослую жизнь.
Завоевать авторитет у подростков не всегда легко. Дети судят о личности педагога по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно вести беседу, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.
Им достаточно убедиться, что у данного педагога имеется хоть одно качество из указанного «набора», как он получает «аванс доверия». Однако даже один случай, например, несправедливости, может надолго, если не навсегда, испортить, отношения с ними. Иными словами, авторитет у подростков завоевать легко, но также легко и потерять его.
Подростки отличаются от младших школьников в оценке личности педагога. Они более критичны, требовательны, их взгляды, отличаются прямолинейностью, категоричностью, о личности педагога они судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. Важно правильно поставить себя с первых дней педагогической деятельности. Для этого нужно терпение, способность симпатизировать и принимать детей такими, какие они есть.
Подростку необходимо помочь найти максимально продуктивный выход из кризисной ситуации взросления. Рассмотрим, как это делать.
Знайте и понимайте – это то, что больше всего нужно подросткам
Не злитесь из-за проблемных проявлений, не требуйте прекратить так себя вести, а разберитесь – почему так, что случилось? И тогда можно узнать, что, например, за прогулами и ухудшением оценок вчерашнего отличника стоят конфликты со сверстниками или взрослыми, а за ярким макияжем и вызывающим поведением бывшей тихони – нежелание быть прежней. Поймите подростков, и они ответят вам взаимностью.
Важно Неуспех в учебе и отношениях может привести к депрессиям и попыткам суицида
Обеспечьте возможность для успеха
Длительный неуспех в учебе, в отношениях с педагогами или сверстниками чреват неблагоприятными последствиями. Отмечайте даже самый малый успех каждого подростка – путь к крупным достижениям состоит из маленьких шагов. Верно и обратное: если кажущуюся непосильной задачу (будь то учебная или социальная) разбить на ряд последовательных шагов, их успешное прохождение приведет к намеченной цели. Большое значение имеет вера – взрослых в подростка и подростка в самого себя.
Итог: Повышена самооценка подростков, они видят свое будущее и собственное место в нем.
Предоставьте условия для формирования ответственного действия
Позвольте подростку проявлять свободную авторскую позицию в учении и внеурочной деятельности, создавать и вести собственные проекты, пробовать свои силы в качестве автора и исполнителя, создавать продукт своими руками, думая своей головой. Позиция созидателя, творца может исцелить даже самого трудного подростка.
Итог: Повышена самооценка подростков, они видят свое будущее и собственное место в нем.
Обсуждайте с подростками их проблемы, ведите диалог, разговаривайте
Назидательность и авторитарная стратегия для этого возраста не работают. У подростков есть на все свое мнение, желание рассуждать и находить собственные ответы на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Они хотят быть понятыми и услышанными, даже если демонстрируют закрытость и нежелание идти на контакт. Колючие сегодня, уже завтра они могут стать вежливыми и покладистыми. А упрямо озвучивая свое мнение, они вряд ли в нем полностью уверены. В диалоге с взрослым подростки могут его скорректировать, прийти к правильному заключению и утвердиться в нем.
Итог: Подросток не замкнут в себе, он учится правильно мыслить и рефлексировать.
Дайте почувствовать значимость их мнения – это равносильно признанию самого подростка
Позвольте подросткам иметь и выражать личное мнение. Выслушивайте их точку зрения, давая понять, что она важна. Свои мысли иногда полезно придержать. В противном случае конфликты и протестное поведение обеспечены. В конфликтных ситуациях между педагогами и подростками полезно обсуждать взаимные права и обязанности, школьные или учебные требования и т. д. Не бойтесь установить дистанцированные и формальные отношения – они позволят достигнуть позиции равенства и взаимоуважения.
Итог: Подростки мыслят самостоятельно, уважают и принимают как свои, так и чужие мнения.
Будьте примером адекватных (душевных) человеческих отношений
Научитесь слышать и слушать, принимать спокойно крайности и неровности, помня, что они присущи подростковому возрасту. Прощайте и извиняйтесь, если неправы – подростки часто жалуются на несдержанность педагогов. Подростки бывают жестокими, злонамеренными, конфликтными и мелочными критиканами. Так они противопоставляют себя взрослым, чтобы испытать свои силы, проверить возможности, отстоять права на самостоятельность и независимость в мышлении и действии. Проверяются и сами отношения со взрослыми – подросткам все еще нужна их поддержка, их взгляд на них и оценка. Осознанность педагогов, их устойчивость и умение прощать – как подопечных, так и себя – залог нормальных отношений.
Итог: Усвоены нормы общежития. Подростки научаться ценить человеческие отношения и будут способны их устанавливать и сохранять.
Объясняйте свои чувства, делитесь мыслями, используйте я-сообщенияПодростки только учатся приемлемым формам выражения эмоций и чувств в обществе, им важно все, что касается общения. Вспомните, делитесь ли вы чувствами и мыслями, обсуждаете ли переживания? Это сигнал безопасной обстановки, отсутствия вражды, наличия дружбы. Если вы не можете открыться в общении с ребенком, значит, что-то не так в ваших отношениях.
Итог: Сформирована эмоциональная культура подростков, добрые отношения между педагогами и воспитанниками и между самими подростками.
Как помочь себе, если трудно с подростком
Возможно, кому-то из вас особенно тяжело общаться с кем-то из воспитанников. Вы чувствуете беспокойство или раздражение в  его присутствии, натянутость в отношениях? Бывают конфликты, и вы не способны достойно ответить на вызывающее поведение подростка? Вам не хочется контактировать с подростком?
Первое, что нужно сделать, не пытайтесь говорить с подростком, если сильно раздражены, сначала успокойтесь, если вы не можете прекратить общения, – дышать, ощущая самую напряженную часть тела. Это может быть область солнечного сплетения, затылок, горло или что-то другое. Прочувствуйте напряжение, на выдохе постепенно отпускайте его. Это позволит вам отвлечься и не довести себя до эмоционального срыва.
Наедине с собой или в обществе человека, которому вы доверяете, попробуйте разобраться со своими желаниями, чувствами и мыслями к подростку. Максимально честно ответьте на три простых вопроса:
Что я хочу от него?
Что я думаю о ситуации?
Что я чувствую в этой связи?
Эти три вопроса нужно последовательно повторять по кругу – вы увидите, что ответы каждый раз будут меняться. Отвечайте до тех пор, пока не придете к прояснению отношенческой ситуации и вашего поведения в нем. Тогда вы успокоитесь и сможете выработать правильную стратегию взаимодействия.
Внимание
Пример я-сообщений: «Я очень устаю, когда со мной спорят по пустякам»; «Я не могу продолжать объяснение, когда меня не слушают», «Я вижу, что ты сейчас сердишься. Но в таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить, поэтому я предлагаю тебе успокоиться».
Иногда бывает трудно сразу разобраться в собственных чувствах. Часто обнаруживается целый клубок чувств, который нельзя распутать сразу, только постепенно. Распутав его, вы найдете первичную эмоцию. Именно она запускается в проблемных отношениях. Именно ее задевает ваш оппонент – вот почему вам трудно. Чувство не пережито, вы не знаете, что в действительности ощущаете, почему плохо. Называя чувства, которые испытываете в присутствии подростка, вы изживаете их, постепенно разгружаете себя, становитесь спокойнее в его обществе и можете взаимодействовать с ним в конструктивном ключе.
Подобная работа может вывести на ваше детство, на ваш подростковый период. Это – ваша возможность разобраться и, если нужно, изменить отношение к собственному подростковому возрасту и актуальным тогда взаимоотношениям.
Чем больше у вас ресурсов, тем проще справляться с проблемными отношениями. Если вы на пределе физических и моральных сил, то срывы практически неизбежны.
Заботьтесь о себе вовремя – восстанавливайте силы по мере их затрат. Новые впечатления, свежий воздух, вкусная еда, добрые друзья, объятия с близкими – вот самые простые и доступные средства. Но, наверное, самый ценный ресурс – доверие и благодарность каждого вашего воспитанника.
6. Нормы педагогического взаимодействия
Под руководством известного ученого О.С.Газмана разработана концепция педагогической поддержки школьника. Для ее реализации необходимо выполнение следующих норм педагогического взаимодействия:
– любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать, приверженность к диалоговым формам общения с детьми (без сюсюканья и без панибратства);
– уважение и понимание его интересов;
– ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
– поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
–готовность и способность быть на стороне ребенка, готовность ничего не требовать взамен;
– собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Представленные нормы можно разделить на три этапа:
ПОНЯТЬ
ПРИНЯТЬ.
ПОМОЧЬ.
ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» подростку.