Разработка урока по русскому языку на тему Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных


Тема урока: Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-игра
Цель: формирование навыка правильного написания причастий и отглагольных прилагательных
Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагательных», «Н-НН в суффиксах причастий»
Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, грамоты.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.
2. Актуализация опорных знаний
Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом
Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»? Вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.
(Запись на доске, коллективная работа: дети по цепочке объясняют написание Н-НН)
Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости все так же, как и раньще , приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золоченые и посеребренные блюда. Причем непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.
Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?
3. Объяснительный диктант
Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта
Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте. (Раздадим карточки)
Смотреть приложение
51015901769745005174615442023500209169044869100020916902677160002005965357251000517461535725100051015902677160002091690183896000Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальныйрецепт.
(Объяснительный диктант)
Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»
Уникальный рецепт

Возьмите
Добавьте____________
И киньте в________________
На_______________________
Обмажьте вы со всех сторон. Готов
В________________________
Приправа для_____________ _
А пара ____________________
Вкусней тарелки кислых щей
Вы в свеклу_______________
Бросайте быстро, без помех.
Ваш______________________
Отведать каждый будет рад.
4. Самостоятельная работа «Моя будущая профессия — кулинар»
Цель: проверить уровень усвоения темы
Учитель. А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдете все, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром, а пока мы только смоделируем будущее.
Наша работа состоит из двух этапов:
1. Выясним содержимое холодильника (конверта).
2. Составим рецепт вместе с другом.
Задание. Вставьте попущенные буквы на карточках (рекомендую вырезать изображения продуктов и на каждом написать фамилию ученика, который будет заполнять эти карточки; затем карточки положить в красивый конверт).
Смотреть приложение
5. Работа по развитию речи
Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера, используя ключевые слова.
Задание. Составьте рецепт используя продукты, изображенные на ваших карточках.
6.Закрепление изученногоУчитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Вставьте пропущенные буквы в данный текст
(в целях экономии времени урока лучше тексты распечатать)
Теперь займемся мы столом.
Он полирова…ый притом.
Крахмале…ая скатерть есть.
А вяза…ых салфеток шесть
Покраше… ы еще вчера
Все ножки кресел и стола
Вилки золоче…ые,
Ножи посеребре…ые.
И вот уче…ый попугай
Гостей зовет на каравай.
Вот бьют стари…ые часы.
У дам припудре…ы носы.
Вот стега…ых жилетов ряд
И туфель чище…ых парад.
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зва…ых в гости удивлять.
Потраче…о немало сил.
Хвалё…ый суп уже остыл.
Капусты кваше…ой ведро,
Мочё…ых яблок три кило.
Свжемороже…ый сазан,
Копчё…ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокроше…ый банан.
Того, что съеде…о давно,
Пересчитать мне не дано.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «Одна-две Н»!
7. Подведение итогов. Награждение лучших учеников
Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).
8. Домашнее задание
267271526606500Учитель. Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные.
Замороже…ы продукты,
Законсервирова….ы фрукты
И закуплен…ы конфеты.
Все прожаре…ы котлеты.
И расставле…ы столы.
Будет бал у детворы.
Для нашей Татьяны
Почище…ы бананы,
Для маленькой Аси
Пореза…ы ананасы.
А юная Лара любит
Суше…ые кальмары...
Прошел торжестве…ый обед.
Обрадованы все. Привет!
Пореза…ы вяза…ые салфетки.
Испуга…ая кошка затаилась у соседки.
Клее…ые обои разорва…ы.
Парчовые шторы сорва…ы.
Полирова…ый столик поцарапан.
Рассерже…о смотрит папа.
Искусстве…ые цветы подстриже…ы.
Мама плачет обиже…о.
Гости разошлись восторже…ы
Хозяева остались встревоже…ые.
Список использованной литературы
Егораева Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку:
7 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.