Презентация Как устроен православный храм


Храм Храм.Как устроен православный храм? Храм Христа Спасителя в Москве.Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является внешним воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке. 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах. Автор: Найденов Н. А. - http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=1500, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41385933 Храм 1880 г. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая1883 года. В 1931 году   было принято решение: «Местом для строительства Дома Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».  Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 г., не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан фонд сооружения храма, и в 1994году было начато строительство. Известно, что для начала строительства использовали деньги, которые внёс Военно-промышленный банк(50 млн рублей). Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма Христа Спасителя. Автор: WM wm WM - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45609069 Как устроен православный храм?Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства В Откровении св. евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Небесного Града - Святого Иерусалима передан в следующих определениях: "Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр.21:12-13); "Город расположен четвероугольником... длина и широта, и высота его равны" (Откр.21:16); "Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18); "Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).  В святоотеческих толкованиях храм уподобляется образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма. Неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения. Непостижимый Бог являет Себя в мире в именах: Любовь, Свет, Истина, Красота, Единство, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности, ясности композиции, цельности, узнаваемости формы, тектоничности сооружения.Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству и дальше вверх - к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви - Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.  Иконостас. Царские врата храма. Смоленская икона Божией Матери. Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году[1]), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича[2]. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской. Иконы Божьей Матери:Владимирская и Казанская. В Православной Церкви алтарь (алтарное пространство) всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Уже с III в. алтарное пространство стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, развившаяся в иконостас. Запрет на вход в алтарь напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.В любой культуре есть система запретов, направляющая рост человека, его развитие. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать, уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. Надо уметь служить Богу, людям, Родине. По-гречески же алтарь в древности назывался "бима", что означало возвышенный жертвенник, возвышение, с которого ораторы произносили речи, судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд и раздавали награды.Эти названия, в общем, соответствуют духовному назначению алтаря в православном храме.Алтарь, по причине совершаемого в нем таинства Евхаристии, как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, потому и в наши дни Он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и, по возможности всячески украшается. Канун- особое место в храме для поминовения усопших.