Урок в 4 классе по ОРКСЭ Православный Храм в Медведкове (урок-экскурсия)


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока «Православный Храм. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове »
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры» 00776___Майорова Елена Алексеевна_______
Ф.И.О.
Место работы _ ГБОУ Лицей № 1568 имени Пабло Неруды
Москва 2016
Урок – экскурсия на тему:
«Православный храм. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове»
(можно проводить как внеклассное мероприятие)
Цели: дать представление о назначении православного храма, его внешнем и внутреннем убранстве;
углубить знания учащихся об истории российской культуры;
познакомиться с храмом покрова Пресвятой Богородицы, который находится рядом со школой;
воспитывать уважение к отечественной культуре, к Отечеству;
побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры России.
Оборудование: презентация, проектор

Организационный момент.
Постановка темы, цели и задач урока.
- Отгадайте загадку:
Это дом – не просто дом,
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом,
Ходят в трепете святом,
По утрам и вечерам
Это - ………………- Ребята, о чём идёт речь?
- А для чего нужны храмы?
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока. ( «Православный храм»)
- Давайте поставим перед собой цели на сегодняшний урок.
- А ещё мы сегодня с вами познакомимся и посетим Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове», который находится недалеко от нашей школы.
- А кто был в этой Церкви?
3. Первичное усвоение новых знаний.
- Но, сначала, давайте познакомимся с внешним убранством храма.
Слайд
- Храмы бывают разной формы.
1. Форма восьмиугольника – символизирует Вифлеемскую звезду.
2. Форма корабля – означает, что храм является «ковчегом» спасения для верующих людей.
3. Форма креста – основание спасения людей.
4. Форма круга – символ вечности Церкви.
Слайд
- Также у храмов символичное количество куполов.
1 –символизирует Единого Бога
2 – божественное и человеческое начало во Христе
3 – Святую Троицу
5 – Спаситель и четыре евангелиста
7 – семь таинств Церкви
9 – по числу ангельских чинов
13 – Спаситель и 12 апостолов
33 – по числу лет земной жизни
Слайд
- Также очень символичен цвет купола
Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам.
Синие – со звёздами венчают храмы, посвящённые Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Зелёные купола имели Троицкие храмы, потому что зелёный – цвет Святого Духа.
В монастырях встречаются чёрные купола – это цвет монашества.
Слайд
- Давайте посмотрим на фотографию храма, в который мы сегодня пойдём и опишем его внешнее убранство.
- Какой формы храм? Сколько у него куполов, и какого они цвета?
- О чём это говорит?
- А сейчас нам ребята расскажут про историю этого храма.
(заранее подготовленные ученики рассказывают про историю храма)
1-ый ученик
Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».
Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в. (для рода Пожарских были характерны прозвища, добавляемые к родовому имени.). Он умер бездетным, и село перешло к его ближайшему родственнику, князю Феодору Ивановичу Немому Пожарскому, деду князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
2- ой ученик (Слайд)
Знаменитый внук родился 1 ноября 1578 г. Его военная карьера началась в 1608 г. По просьбе купца Козьмы Минина князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил ополчение против поляков, которое выступило в марте 1612 г. из Нижнего Новгорода по направлению к Москве.
В августе 1612 г. отряды Дмитрия Пожарского встали лагерем у села Медведково (по преданию, именно там, где находится сейчас храм), а спустя несколько дней нанесли первое поражение полякам. В день празднования иконы Казанской Божией Матери (4 ноября по н.ст.) был взят Китай-город, и через несколько дней сдался польский гарнизон в Кремле.
После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского, который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).
3 –ий ученик (Слайд)
В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.
После смерти Дмитрия Пожарского (1642 г.) село Медведково досталось его сыновьям, Петру и Ивану Дмитриевичам. Старший сын Петр умер в 1647 г., а после смерти Ивана вотчина перешла во владение к его вдове и детям, сыну Юрию и дочерям Аграфене и Анне. Боярин Юрий Иванович Пожарский дослужился до стольника и умер в 1685 г. бездетным, а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских.
4-ый ученик
Вымороченное (т.е. конфискованное имущество, право на которое передается государству) имение досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи князю Василию Васильевичу Голицыну (1633-1713), одному из образованнейших и влиятельнейших людей своего времени.
Считается, что именно по заказу князя был сделан иконостас главного храма. Иконы для иконостаса были написаны в 1686-1687 гг. известным живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Были сняты колокола, напоминавшие о прежнем владельце Дмитрии Михайловиче Пожарском, и повешены новые, отлитые Дмитрием Моториным. Надпись на одном из колоколов утверждала права нового хозяина Медведкова.
Именно тогда вкладом в храм было дано знаменитое Медведковское напрестольное евангелие с миниатюрами, которые, согласно легенде, были выполнены рукой самой царевны Софьи. Евангелие хранилось в алтаре, по крайней мере, еще в 1919 г. Следы Евангелия утеряны. Возможно, оно находится в Государственном Историческом Музее, данные проверяются.
5- ый ученик
В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге. С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.
- Вот мы с вами познакомились с нашим замечательным храмом Покрова Пресвятой Богородицы. А теперь мы отправимся на экскурсию в этот храм, чтобы познакомиться с внутренним убранством Церкви.
- Давайте с вами вспомним о правилах посещения храма.
( В храме должны быть тишина и спокойствие. Одежда для посещения скромная. Женщина должна быть в юбке и в головном уборе. А мужчины, наоборот, должны снимать головной убор при входе в Церковь. При входе в храм следует трижды перекреститься и совершить три поясных поклона.)- И так, мы заходим с вами в храм.
(Далее идёт экскурсия по храму и рассказ о внутреннем устройстве православной церкви)
Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма?
Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.
Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.
Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.
За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун, который всегда находится возле распятия.
В центре храма стоит аналой – вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя.
Обязательным предметом, находящимся в средней части храма, является Голгофа – большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса Христа, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI» (Иисус Назарей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей.
- На этом наша экскурсия подходит к концу.
- Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека.
- Домашнее задание у вас будет подготовить небольшое сообщение об одном из главных храмов Москвы.