Творческий проект по технологии Черный кот

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУУО АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОГО РАЙОНА
МБОУ «Нетьинская СОШ им. Юрия Лёвкина»




Образовательная область «Технология»














Выполнила ученица 7-го класса
Павленко Татьяна
Руководитель
Привалова Елена Владимировна




Нетьинка – 2014 г.


Содержание

Выбор и обоснование проекта 3
Цели и задачи проекта .4
Выбор модели ...5
Требования к изделию .9
Окончательный вариант изделия .10
Звездочка обдумывания11
Из истории батика .. .12
Техника выполнения изделия в технике «батик» ......14
Материалы и инструменты ......16
Охрана труда .....18
11.Техника выполнения. . 19
Экологическая оценка .21
Эстетическое обоснование...21
Экономический расчет ....22
Выводы ......................23
Реклама...24
Литература ....25


















Человек любит окружать себя красивыми вещами. Он старается создавать все новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождаются в искусство. Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных  является роспись и украшение ткани. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Искусство  росписи ткани «батик» сегодня становится все популярней. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками.  Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, и позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.  Изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества. Батик - это вид творчества, интерес к которому не только не гаснет, а наоборот - все больше и больше заинтересовывает своей спецификой и разнообразием.






Цель: изготовить оригинальное изделие в подарок маме с применением техники «батик» .

Задачи.
1. Познакомиться с историей возникновения техники «батик»
2. Научиться выполнять изделия в этой технике.
3. Разработать схему изделия на основе существующих техник.
4. Шире познакомиться с природой цвета и цветовыми сочетаниями.
5. Научиться ставить перед собой задачи и решать их.
6. Проявить свои творческие способности.
7. Научиться анализировать свою работу.
8. Пополнить знания и умения работы на компьютере.
5 . Защитить проект















Панно - хорошее украшение дома. Безусловно, создавать элементы декора - очень интересное занятие. Панно может полностью изменить стиль комнаты, преобразить ее. Для выбора рисунка для панно я рассмотрела свои рисунки.





В-1























В-2




































В-3






































В-4






































После определения вида изделия и материала для его изготовления следует разработать критерии, которым должно удовлетворять изделие.

1.Панно должно понравиться маме.

2.Изделие должно получиться оригинальным и красивым.

4. Изделие должно иметь гармоничное цветовое сочетание.

5. Изделие не должно быть дорогостоящим.

6. Должно быть функциональным.

7. Изделие должно быть эстетично оформлено.


При планировании работы следует учесть все эти факторы.
































У наших соседей живет замечательный кот Барсик. Я иногда играю с ним. Однажды он спрятался в лопухах и у него был такой интересный взгляд, что мне захотелось нарисовать его. Так получился интересный эскиз. Для своей работы я выбрала именно его, так как знаю что этот рисунок очень понравился маме.












































.


Батик это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Само слово Батик (batik) индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba означает хлопчатобумажную ткань, а -tik “точка” или “капля”. Ambatik рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н.э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.
В дословном переводе с яванского слово «батик» означает рисование горячим воском. В колорите классического Яванского батика мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным колоритом: здесь можно найти цвет слоновой кости, оттенки коричневого и наиболее яркую синюю краску индиго. Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной, и свои рисунки, которые передавались из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, а повторять рисунки царской, королевской одежды было строго запрещено. В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Ткань для батика готовили в несколько этапов: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Процесс изготовления батика был сложным и трудоемким, состоял из следующих друг за другом операций: покрытие горячим воском крашение сушка, которые повторялись для каждого цвета. Порой на изготовление одного батика уходил не один день и даже месяц!
С 19 века в Европе батик нашел применение в декоративных тканях. Современный батик отличается огромным многообразием техник исполнения. Применение акриловых красителей вывело искусство декорирования ткани на новую ступень развития.
В России батик появился примерно в 20 годы ХХ века вместе с увлечением стилем "модерн". Мода времён НЭПа обусловила спрос на роскошные шёлковые шали, платья с ассиметричным рисунком. Вскоре батик был обвинён в мещанстве и увлечение им прошло. В 50-е годы появился лозунг: " Каждой женщине по красивому платку!". Потом в технике батик стали декорировать ткани для оформления сцен в театрах, для оформления кафе, концертных залов.
Сейчас батик очень популярен. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете. Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.
 




Батик это вид ручной росписи по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Если художник желает в своей работе использовать четкие границы и очертания, то в этом случае применяется специальный закрепитель, который называется резерв (обычно изготавливается на основе каучука).
Всего существует несколько видов батика. Основные - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.
Горячий батик.
Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Холодный батик.
Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены
Свободная роспись.
В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.
Сухой батик.
Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий
Дополнительные способы:
узелковый батик - один из древнейших способов росписи тканей. В узелковом батике участки тканей, которые должны быть не прокрашены, завязываются узлом;
роспись аэрографом - при этом способе краски разбрызгиваются по ткани аэрографом.









Для выполнения работы потребуется:
1. Прежде всего, для росписи ткани необходим деревянный подрамник. Главное требование - он должен обеспечивать тугое натяжение ткани.
2. Кнопки и булавки с головкой потребуются для натягивания шелка на раму.
3. Кисти колонковые или беличьи важнейший рабочий инструмент для росписи шелка, качества и свойства которых зачастую сильно влияют результат работы. Номера 4-10 для окрашивания больших площадей и номер 2 для прорисовки деталей.
4. Тонкая стеклянная трубочка, c помощью которой можно легко и аккуратно выполнить линии и контуры.
5. Мягкий карандаш используется для перенесения мотива на ткань.
6. Камешки, бусины, пуговицы, стеклянные шарики различных размеров пригодятся для узелкового батика.
7. Понадобятся также прочные хлопчатобумажные нитки различной толщины.
8. Краски могут быть и анилиновые, акриловые и даже жидко разведенные масляные.
9. Палитра - белая тарелочка.
10. Пипетки облегчают забор краски из флаконов, а также и их смешивание. Вам пригодится несколько обыкновенных пипеток.
11. Ветошь.
12. Пустые емкости небольшого объема (подойдут баночки от витаминов или от детских соков с плотно закрывающимися крышками) для разбавления и смешивания красителей.
15. Утюг нужен для закрепления краски на ткани.
20. Ткань для батика и росписи по ткани можно брать любую: бязь, шелк, вискозу, шифон, атлас, хлопок, лен, шерсть Важно помнить, что от сорта ткани во многом зависит способ закрепления рисунка.













При натягивании ткани на подрамник следует соблюдать технику безопасности при работе с молотком и колюще-режущими инструментами.
При использовании для натяжения подрамника электрического пистолета не беритесь за инструмент влажными руками, не оставляйте инструмент включённым, не держите ткань руками рядом с выходом скрепок из пистолета, не работайте неисправным инструментом.
Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить.
Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды.
Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении.


При выполнении проекта соблюдались следующие правила ТБ:
- правила работы на швейной машине;
- правила работы с ручным инструментом (ножницы, игла и т. д.);
- правила работы с утюгом;
- правила организации рабочего места.










Работа в технике холодного батика дает широкие возможности для творчества. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность, графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.
Прежде чем начать расписывать ткань, ее необходимо постирать. Стирать ткани, предназначенные для росписи лучше всего с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят.
Натягивать ткань на рамку нужно с помощью кнопок как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
После того как ткань будет натянута можно обвести рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Затем необходимо нанести контур.
Контур делают с помощью специального резервного состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.(резерв)
При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Трубочки и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх.
После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. Передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Потому что при слишком длительной выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.
Расписывают изделие в пределах контура в соответствии с эскизом. Количество цветов, которые можно использовать в этой технике, практически не ограничено.
Наносят краску кистями, ватными тампонами, губками или трубочкой.
После того как рисунок будет нанесен, ткани нужно просохнуть. Затем сняв ткань с рамки, ее пропаривают с помощью утюга через сухой проутюжельник ( чтобы зафиксировать краску на ткани).
Советы по предупреждению и устранению наиболее частых ошибок.
Проблема
Причины
Устранение

Резерв не вытекает из съемной насадки или стеклянной трубочки
Конец трубочки или насадки закупорился.
 Из резервного состава испарился бензин, и он загустел.
Промойте трубочку бензином.
 Разбавьте резерв бензином, но следите за тем, чтобы он не стал слишком жидким.

Неплотные линии контурного средства приводят к подтекам краски.
Резерв наносился слишком быстро, линии получились "рваные".
Проведите линии еще раз после высыхания (лучше с изнанки) медленно и равномерно, чтобы резерв мог впитаться в ткань.

Соединения линий, нанесенных контурным средством, пропускают краску.
Невнимательность при нанесении линий.
Для уверенности, до нанесения краски, провести тесты на воду и отблеск.

Разъединяющие линии плотные, но краска все равно затекает на соседнее поле.
На маленький участок нанесли слишком много краски, либо кисть подводилась слишком близко к линии, и краска перешла через нее.
Отжимайте излишки краски с кисти о край банки. Не подводите кисть при росписи близко к краю поля, а давайте краске растекаться по ткани самой.



Технология батика не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы.
Технология выполнения батика не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека.
Техника батика не представляет особой сложности в выполнении, но требует внимательности и аккуратности.
Природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний. Развитие новых передовых технологий не может полностью гарантировать экологическую чистоту производства. Каждое производство в различном объёме влияет на окружающую среду. Сегодня лежит ответственность за сохранение природы, у нас должна быть способность соизмерить любой вид деятельности с окружающей средой и здоровьем человека, и мы должны тщательно анализировать последствия своей деятельности.




Цвет в интерьере...
Дом, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должен быть удобным, уютным, и, конечно, красивым. Для этого можно многое сделать своими руками. Оформление интерьера – дело не простое. Необходимо заранее продумать всё до мелочей. Ведь маленькие мелочи создают неповторимую атмосферу нашего жилища, уютную и домашнюю обстановку.
Как показала практика оформления интерьеров, декоративные панно, картины, драпировки, исполненные в технике «батик», весьма украшают жилое пространство вашего дома. Причем эти произведения обладают одним немаловажным свойством – они не требуют какого-то особого стиля в интерьере, как, например, живопись масляными красками. Они прекрасно уживаются с любыми другими стилями изобразительного искусства, равно как и с любой интерьерной средой, даже без дополнительного оформления (рама, паспарту).
К тому же, сам характер полотна, выполненного в технике «батик», обладает рядом свойств, которые помогают ему гармонично вписываться в домашний уют – это, прежде всего его тканевая природа. Ни для кого не секрет, что издавна человек пользуется текстилем, формируя, облагораживая и украшая интерьер. Здесь нам вспоминаются и гобелены, и ковры, и портьеры – все это придает интерьеру особую мягкость и уют Этого так часто не достает человеку, заключенному в условия мегаполиса и современного жизненного ритма.
Обладая всеми вышеперечисленными свойствами, «батик» прекрасно впишется и в интерьер, и в домашнюю жизнь, и станет прекрасным подарком для близких



Материалы
Наименование материала Количество Цена Сумма
Искусственный шелк 0,6 м х 0,5 280 руб 84 руб.
Краски акриловые 1 набор 240 руб -
Трубочка стеклянная 1 шт. 50 руб. -

Итого 84 руб.
Общая стоимость проекта 85 руб



После выполнения проекта я проанализировала свою работу и пришла к выводу что: - моя работа очень понравилась маме;
- изделие получилось интересное и красивое;
- цветовое сочетание гармонично подобрано;
- изделие является функциональным;
- изделие не является дорогостоящим;
- приёмы работы доступны для всех, кто хотя бы немного владеет этой техникой;
Ручная работа из спокон веков до наших дней очень ценна. Это не только модно, но и очень красиво. Работа в технике батик расширила мои границы об изобразительном искусстве.
В результате работы я обнаружила, что батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности. Независимо от того, что ты хочешь изобразить, будь то цветочный мотив, композиция, все строиться по законам текстильной графики:
плоскостное решение;
отсутствие планов;
сочетание линий, цвета.
Батик открывает неограниченные возможности, позволяющие решать любые художественные задумки. Те знания, умения,  навыки, которые мной приобретены в процессе работы над созданием картин помогут мне в дальнейшем творчестве.
Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мне следующие работы сделать более интересными и содержательными. Мне очень нравиться заниматься в кружке, открывать для себя что-то новое и увлекательное.
В целом я довольна своей работой и полученным результатом




Открываю мастерскую
Приходите, подходите
И животных приводите
Нарисую я портрет
В память на сто лет!











Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.
Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.
Шитье и рукоделие. Энциклопедия.- М.: Просвещение , 1994.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.
Давыдова Ю. Роспись по шёлку.
Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.






















13PAGE 14215










 
 
 
Выбор и обоснование проектаArial BlackЦели и задачиArial BlackВыбор моделиArial BlackТребования к изделиюArial BlackОкончательный вариант изделияArial BlackЗвездочка обдумыванияArial BlackArial Black Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415