Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по обществознанию

Согласовано Согласовано Утверждена
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР приказом директора школы
________/И.А.Ильинская ________/И.А.Кульпина от «29 » августа 2014 г.
Протокол № 1 «29» августа 2014г. № 225-0
от «28»августа 2014 г __________Е.В.Мамонова





Рабочая программа
индивидуально-групповых заданий
по курсу «Человек и общество» (8кл.)
учителя истории и обществознания МБОУ Сергачской СОШ № 4
Колесник Т.Н.


Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от « 29» августа2014г.










2014-2015 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  Курс «Человек и общество» для 8 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, то есть включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, психологии, этики) в адаптированной для учеников 8 класса педагогически целесообразной форме.
  Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.
  Задачи курса:
 - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание»;
 - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
 - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
 - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях;
- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
- повышение общего уровня культуры;
- формирование умения анализировать позицию автора текста.

   Курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 3 раздела, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной и экономической подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8 класс»
  При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками , с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия.
 

Планируемые предметные навыки и умения:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
-   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и   повседневной жизни для:
-  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-  первичного анализа и использования социальной информации;
-  сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Курс построен по модульному принципу(3 модуля), который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.
Основными результатами освоения содержания курса учащимися может быть определенный набор умений и навыков, приобретение опыта исследовательской деятельности. Может использоваться и форма итогового тестирования.








Литература:
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Часть 1. 5-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по обществознанию для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2004.
Кравченко А.И. Обществознание. Программы курсов для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Русское слово», 2009.
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 – 9 классы. М., «Русское слово», 2002.
Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2000.




















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел «Общество». Понятие общества. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды. Типология обществ Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Социальный прогресс и развитие общества Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности
Раздел «Экономика». Что такое экономика Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Товар и деньги Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. Спрос и предложение Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика. Рынок, цена, конкуренция Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Предпринимательство Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Роль государства в экономике Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства.Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. Бюджет, государства и семьи Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. Труд Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Раздел «Социальная сфера». Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Богатые Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни. Бедные Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. Этнос: нации и народности Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты. Межнациональные отношения Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Конфликты в обществе Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов. Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи.


Календарно-тематическое планирование курса
« Человек и общество»
8 класс

Раздел
Количество часов

Общество.
6

Социальная сфера.
7


Экономика.
21


34








№ урока
Название раздела, тема
Кол-во часов
Дата проведения


Раздел 1. Общество.
6


1
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
1


2
Взаимодействие природы и общества.
1


3
Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция.
1


4
Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
1


5
Традиционное, индустриальное, информационное общество.
1


6
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма
1



Раздел 2. Социальная сфера.
7


7
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
1


8
Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
1


9
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
1


10
Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания.
1


11
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи.
1


12
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ, в Мурманской области.
1


13
Урок обобщающего повторения по разделу: « Социальная сфера».
1



Раздел 3. «Экономика»
21


14
Экономика и ее роль в жизни общества.
1


15
Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
1


16
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
1


17
Деньги. Функции и формы денег. Обменные курсы валют
1


18
Инфляция. Реальные и номинальные доходы.
1


19
Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
1


20
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.
1


21
Роль собственности и государства в экономике.
1


22
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
1


23
Заработная плата. Стимулирование труда.

1


24
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
1


25
Рынок. Рыночный механизм.
1


26
Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
1


27
Семейный бюджет.
1


28
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
1


29
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
1


30
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
1


31
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
1


32
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.
1


33
Налоги, уплачиваемые гражданами.
1


34
Обобщающее повторение по теме « Экономика»
1

















15