Разноуровневые задания на уроках в начальной школе Выступление на МО учителей начальных классов


Разноуровневые задания на уроках
в начальной школе
Каждому из нас хочется, чтобы каждый ученик был успешен. И нас, учителей, не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, включая в работу на уроках разноуровневые задания.
Ведь ученики в наших классах с разными познавательными возможностями: со слабой памятью, воображением, не уверены в себе и в своих силах. У таких учеников падает интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности, к школе. Это приводит к неуспеваемости. Сильные ученики вынуждены работать не в полную силу и меру своих возможностей. Часто слышится на уроке: «А что еще решать» и т.д. Чаще всего в своей работе мы ведем обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. В конечном счете, это ведет к снижению успеваемости. Поэтому в своей практике данную проблему разрешаю с помощью уровневой дифферентации. Это обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувство ответственности, товарищества) направление.
Работая в классе, я хорошо знаю, какой ученик и какому уровню относится.
Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ именно на это время. Необходимо давать правильную дозировку заданий, так как обучение и развитие находятся в сложной взаимосвязи. Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, уже овладели материалом в достаточной мере, я даю им возможность поработать индивидуально. Другая категория учеников, которые не сразу усваивают обязательный материал. Таким ребятам иногда приходится объяснять после уроков. Цель: добиться эффективности работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Проверка индивидуальной деятельности сильных учеников осуществляется чаще всего на перемене.
Изучая опыт учителей – практиков, опираясь на свои наблюдения и опыт, на опыт своих коллег в своей работе подбираю на уроки такие задания, чтобы каждый ученик мог работать с интересом, с искоркой в глазах. Для этого задания составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
Уровневую дифференциацию я организовала следующим образом:
Ι уровень умственной деятельности.
- Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
ΙΙ уровень умственной деятельности.
- Предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом; выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты.
Учащиеся этого уровня показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать; сравнивать, классифицировать и преобразовывать.
Следующая инструкция ΙΙ уровня. «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее».
ΙΙΙ уровень – творческий.
- Этот уровень свидетельствует о способности учащихся рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывать на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий, например: «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочи; придумай; подбери».
Дифференциация применяется в различных звеньях процесса обучения.
Изучение нового материала.
При прохождении новой темы необходимо учитывать различия между
учащимися, в первую очередь в учебных умениях и умственныхспособностях. От этих свойств зависит,в каком руководстве они нуждаются и насколько сложное задание они могут выбрать для самостоятельной работы.
-По сравнению с другими звеньями процесса обучения здесь можно меньше
учитывать различия в знаниях учащихся. Но этот учет становиться
актуальным тогда, когда какой
-либо ученик имеет гораздо более обширное знание, чем его одноклассники.
-При поднесении нового материала следует по возможности адресовываться
к различным анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и т.д.),
т.к. это благоприятствует лучшему осмыслению и закреплению.
Ориентация на конечный результат.
Ориентация на конечный результат определяет дифференцированное
отношение учителя к вводимому материалу. В условиях уровневой
дифференциации в большей степени, чем при применении традиционной
методики, уделяется внимание индивидуальному подходу в обучении,
учитываются способности и возможности каждого ученика. На отработку
нового материала слабым ученикам должно быть отведено достаточное
количество времени, а сильным ученикам после объяснения темы можно
дать для самостоятельного выполнения тренировочные упражнения.
Закрепление пройденного.
Необходимость дифференциации особенно велика при закреплении и
применении знаний. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и
упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом
количестве. У более сильных учеников на этом этапе работы освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. На этапе закрепления важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех.
Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на
этапе закрепления материала является подбор системы упражнений. Такая
система заданий включает:
-широкий спектр заданий обязательного уровня;
-задание для предупреждения типичных ошибок;
-задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро
продвигающихся в усвоении материала.
Контроль и оценка направлены не только, и это очень важно, на выявление
определенного результата в знаниях и умениях, но и прежде
всего на процесс формирования этого знания у учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции.
Контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в
динамике относительно предыдущих успехов ребенка и не подразумевает
сравнения с другими детьми.
Основная функция контроля видится в постоянном прослеживании хода
выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных
погрешностей в их выполнении.
Основной принцип проведения контроля знаний
-минимизация стресса детей.
Атмосфера в классе должна быть спокойной и доброжелательной.
Возможные ошибки в самостоятельной работе должны восприниматься не
более, чем сигнал для доработки и устранения.
Особенно большие возможности для дифференциации открываются в
домашней работе.
В педагогике известны следующие пути дифференциации домашней работы:
-дополнительные задания учащимся;
-разработка специальных заданий для разных учащихся (дифференциация
заданий);
-разъяснение смысла и содержания задания, инструктаж.
И тут весьма кстати вспомнить совет К.Д. Ушинского: «Прежде, чем
воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех
отношениях».Зная учеников, можно уверенно выбирать форму сообщения
домашнего задания. В хорошо подготовленном классе и для сильных
учеников это может быть простое сообщение параграфа и номера задачи, как
это обычно и делается в школе. Но для средних, и особенно слабых
учеников, этого явно недостаточно. Помочь учащимся в подготовке к
домашней работе можно разными способами:
-указать на аналогии,
-объяснить на примерах,
-разобрать трудные стороны заданий.
-разъяснить содержание работы,
-дать алгоритм,
-сообщить методы выполнения заданий,
Можно использоватькарточки и схемы для выполнения домашних заданий,
которые даются слабым учащимся, помочьим выделить главное в материале.
Чем младше ученики, тем подробнее должны быть инструкции учителя.
- При организации такой работы необходим постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя;
- Учет индивидуальных различий школьников;
- Возрастающая роль самостоятельной работы учеников;
- Оптимальное использование различных дидактических пособий при подборе материалов.
Приведу пример проверки первичного усвоения. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут. (Это помогает определить степень понимания учебного материала)
Работа 1.
1 класс. Алфавит (на работу 5-10 минут).
1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.
2 уровень. Продолжи алфавит: л, .., … ... ц
3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.
и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е
Для проверки прочности закрепления изученного материала на втором этапе предлагаются более сложные задания.
Работа 2.
3 класс. Русский язык
1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.
2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.
(Дается 2-3 предложения) П ↔ С
Какая? Где?
3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.
П ↔ С С ↔П
Какой? Когда? Какая?
Работа 3.
Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».
Проведение проверочной работы не более 5-10 минут. Такие работы позволяют быстро получить сведения о сформированности каких-либо умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения материала.
1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Раздели их на группы.
2 уровень. Даны цифры 5, 9, 02. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.
3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17
Работа 5.
Русский язык. 3 класс «Обобщение знаний об имени существительном».
1 уровень.
1. Подчеркните только имена существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени существительного.
Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.
3. Вставь пропущенное существительное.
Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на ________.
4. Подчеркни имена собственные.
Река Волга, город Нальчик, мальчик Гена, гора Эльбрус.
2 уровень.
1. Образуй существительные и определи род.
храбрый мудрый бедный
2. Подбери к данным существительным антонимы.
радость плач добро друг
3. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу существительные.
кусок конец килограмм обложка
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.
Буренка, на, паслась, корова, лугу.
Петров, живет, Миша, деревне, у, в.
3 уровень.
1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.
Правда ночь шум доброта
2. Подбери к данным словам синонимы.
врач неправда булка
3. Укажи род и число нарицательных существительных.
Россия – огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.
4. Подбери подходящие по смыслу существительные.
душный субботний стая красное
Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Каждый ученик класса чувствует себя востребованным. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.
Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках русского языка может быть самостоятельный выбор заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы я столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы.  Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.
При разноуровневой работе в классе важно вести систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем. Я провожу анализ каждой работы, фиксирую ошибки , которые допускают ученики при выполнении  тех или иных работ.
Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:
учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.