КТД Путешествие в страну мастеров


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом учащейся молодежи «Икар»
городского округа Тольятти
Сценарий КТД
«Путешествие в страну мастеров»
Педагог Зорина М.Ю.
Дата проведения: 30.01.2016г.
Место проведения: МБОУ ДОД ДУМ «Икар»
Тольятти, 2016
Тема занятия: «Путешествие в страну мастеров».
Цель занятия: Вызвать у обучающихся интерес к творческим профессиям.
Задачи занятия: Познакомить детей с видом искусства – дизайн.
Познакомить с профессиями: искусствовед, реставратор, макетчик, дизайнер, ювелир, мастер кукол, вышивальщица. Формировать положительное отношение к искусству.
Тип занятия: коллективно-творческое дело
Занятие - фантазирование.
Форма проведения занятия: групповая.
Методы и приемы проведения занятия:
Словесные – рассказ педагога о профессиях тесно связанных с декоративно-прикладным искусством.
Наглядные – демонстрация наглядного материала.
Практические – самостоятельная работа над эскизами. Изготовление рубашки в технике оригами.
Игровые – занятие проводится в форме настольной игры.
Материальное обеспечение занятия:
- Оборудование: карта-игра «Путешествия по стране мастеров», листы для рисования, карандаши, линейка, цветная бумага.
- Наглядный материал: Старинная икона, макет замка, платочки с ручной вышивкой гладью.
- Используемые ресурсы: компьютер.
Ожидаемый результат:
Знания: про профессии искусствовед, реставратор, макетчик, дизайнер, ювелир, мастер кукол, вышивальщица.Умения: нарисовать примерный дизайн комнаты, изготовить рубашку в технике оригами.
Ход занятия.
Ход занятия:
I. Вводная часть.Организационный момент
Инструктаж по технике безопасности.
II. Содержание занятий.
1. Вступительное слово педагога:
Педагог: - Ребята, я очень рада нашей встрече. Скажите, почему человек очень любит путешествовать? А куда можно отправиться в путешествие?
Обучающиеся: говорят свои варианты ответов.
Педагог: А сегодня с вами мы отправимся в страну мастеров. Пройдем с вами сложный, но увлекательный путь. Познакомимся с разными профессиями, связанными с декоративно-прикладным искусством.
В настоящее время большое развитие получило индивидуальное строительство, возведение и открытие различных бизнес-центров, офисов и клубов, и вместе с этим остро возникла потребность в оригинальных и уникальных произведениях декоративно-прикладного искусства.
Профессия художника декоративно-прикладного искусства многогранна и интересна. Работая с различными материалами (металл, дерево, камень и кость, текстиль и т.д.) он создает произведения и предметы искусства своими руками и по своим авторским проектам, которые украшают предметную среду обитания человека.
Есть много профессий, где декоративно-прикладное искусство играет большую роль.
Остановимся на некоторых улицах и фабриках профессий, тесно связанных с изучение и увлечением декоративно-прикладным искусством.
Итак, начнем наше путешествие.
Итак, для начала давайте познакомимся:
Большое рукопожатие.
Педагог:
Всем участникам необходимо встать в одну большущую шеренгу. Как только все построятся, БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ начинается.
Ведущий, стоящий в шеренге первым разворачивается на сто восемьдесят градусов и идет вдоль шеренги, пожимая всем руки и говоря свое имя и разные приятные слова типа: «Добро пожаловать», «Поздравляю», «Прекрасно выглядишь» и т. д. Вслед за ним стартует второй участник, третий (т. е. взрослые подают пример), потом дети и таким образом все двигаются, все пожимают руки всем и говорят друг другу свои имена и приятные слова.
2. Физкультминутка:
Мы в город мастеров идем, и солнце светит нам!
Дружно мы помашем белым облакам.
В лесной глуши под ветками в присядочку пройдем,
По камушкам тихонечко ручей мы перейдем.
На право посмотрели, на лево посмотрели,
И смело над оврагами как птицы пролетели.
Чуть-чуть поколдовали....., и в город мы попали!
«Путешествие по бульвару искусствоведения»
На этом бульваре прогуливаются одни искусствоведы, давайте познакомимся с одним из них.
Искусствовед – учёный, специализирующийся на истории исследовании художественных произведений (в первую очередь – изобразительного искусства).
Особенности профессии
Искусствоведение (искусствознание) в широком смысле – это комплекс общественных наук, изучающих искусство, т.е. художественную культуру в целом и отдельные виды искусства по отдельности. К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании.
Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, научно-исследовательских институтах, в антикварных салонах.
Искусствовед может работать журналистом в прессе или Интернете, на радио или на телевидении.
Педагог: Двигаемся дальше, и следующая остановка наша будет на улице реставраторов. И вот я уже вижу одного из жителей этой улицы.
«Путешествие по улице реставраторов»
Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).
Особенности профессии
Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая.
Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.
Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.
Педагог: Продолжаем наше путешествие, и вот перед нами уже проспект макетчиков.
«Путешествие по проспекту макетчиков»
Макетчик – мастер по созданию макетов существующих или планирующихся строений, конструкций.
Особенности профессии
Макет – пространственное масштабное изображение предмета. Обычно – в меньшем размере.
Макеты используют и при проектировании, и для презентации готовых проектов.
Например, проектируя дом, архитектор может с помощью модели оценить общее впечатление, гармоничность форм и цветовой гаммы. Глядя на макет, он может вносить изменения в проект, иногда радикальные.
Особенно важен макет, когда проектируется крупный объект (небоскрёб, жилой микрорайон, нефтеперерабатывающий комплекс), над которым работает большое число людей.
Макетчик может работать в архитектурных и конструкторских бюро, рекламных агентствах, в декораторских мастерских театров и киностудий, в независимых макетных мастерских.
Педагог: А сейчас мы с вами очутились на острове дизайнеров интерьера.
«Путешествие на остров дизайнеров»
Вот идет один из жителей острова, и сейчас он нам о себе расскажет.
Дизайнер интерьера – это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.
Дизайнер интерьера создаёт неповторимую обстановку, стиль, красоту и уют в помещении, воплощая в реальность мечты. В дизайне интерьера существует множество различных стилей, сформировавшихся в различные исторические эпохи: хай-тек, неорусский, деконструктивизм, романский, модернизм и т.д.
Профессия дизайнера интерьеров подразумевает весь процесс оформления интерьера, начиная с планировки помещения, освещения, систем вентиляции, акустики, отделки стен и заканчивая расстановкой мебели, текстильным дизайном и установкой навигационных знаков.
Высокая востребованность на рынке труда, интересная творческая работа, возможность реализовать свои фантазии и замыслы, постоянная новизна и разнообразие проектов, возможность совершенствоваться и развиваться от проекта к проекту. Как правило, у дизайнеров интерьеров высокая оплата труда, так как к услугам дизайнеров обращаются состоятельные люди.
Место работы
дизайн-студии;
мебельные фабрики, фирмы и магазины;
архитектурные организации;
индивидуальная деятельность дизайнера интерьера.
(Просмотр презентации. Выполнение творческого задания по созданию интерьера помещения)Раздаются листы бумаги и карандаши, обучающиеся рисуют дизайн интерьера комнаты своей мечты.
Педагог: Ух, ты, а на этом остове живут не только дизайнеры интерьера, а еще и дизайнеры одежды!
Дизайнер одежды – специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.
Особенности профессии
Дизайнер одежды разрабатывает концепции коллекций одежды, подбирает ткани, фурнитуру. Он находится в постоянном творческом поиске, разрабатывая новые композиционные приемы. Для этого он исследует традиции национальных костюмов, а также находки других дизайнеров, посещая показы, музеи, рассматривая иллюстрированные каталоги, живопись старых мастеров и т.д.
Дизайнер одежды работает на швейных фабриках, в домах моделей.
(моделирование рубашки в технике оригами)
Обучающимся раздаются листы цветной бумаги, из которых они складывают рубашку в технике оригами.
Педагог: А чтобы одежда была еще и красивой на этом острове поселились вышивальщики.
Ручная вышивка – вид прикладного искусства, в котором изображение выполняются вручную иглой или крючком.
Особенности профессии
Искусство вышивания известно с глубокой древности. Считается, что возникло оно на Востоке, и в Европу было принесено древними греками, которые позаимствовали его в Азии.
Существуют разнообразные техники вышивания: крестом, гладью, объёмное, двустороннее вышивание, шов рельефный, в прикреп, тамбурный и др.
Вышивка делается на тканях, коже, войлоке и других материалах. Для этого используют нити (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, золотые, шёлковые), а также волос, бисер, жемчуг, драгоценные камни, монеты и пр. В некоторых техниках используют ткани, мех, войлок, кожу.
Мастера ручной вышивки могут работать индивидуально, в домах моделей, в специализированных мастерских.
5. «Путешествие в город ювелиров»
Педагог: Ну что же двигаемся дальше, и путь наш лежит в город ювелиров.
Ювелир – мастер по изготовлению художественных изделий, украшений из драгоценных металлов и камней.
Для работы ювелир использует драгоценные и цветные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни.
Ювелиры работают в частных ювелирных мастерских (в том числе ремонтных), на предприятия ювелирной промышленности, могут работать индивидуально.
6. «Путешествие в деревню художников»
Педагог: Какая красивая деревня у нас на пути, давайте узнаем, кто в ней живет?
Художник по росписи ткани – это мастер, украшающий ткань с помощью ручной росписи.
Особенности профессии
Художник выбирает технику росписи, создаёт эскизы рисунков по ткани, разрабатывает композицию и воплощает замысел на изделии с помощью специальных красок.
Он постоянно отслеживает новые технологии, следит за новинкам в области дизайна и искусства. Пробует себя в разных техниках и жанрах росписи.
Существуют разные техники росписи по ткани: узелковая техника, контурная роспись, набойка, свободная роспись, аэрография и др.
Обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани – батик (от индонезийского batik – капля воска).
Художник росписи по ткани может работать в художественных мастерских, студиях, на предприятиях текстильной промышленности, индивидуально.
7. «Путешествие на фабрику игрушек»
Педагог: ох, сколько улиц, городов, островов и деревень мы прошли, и это только малая часть всей страны мастеров, сегодня мы с вами посетим еще фабрику кукол и на этом завершим свое путешествие.
Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.
Особенности профессии
Если скульптор или живописец творит произведения изобразительного искусства, то ремесло художника-кукольника кажется чем-то несерьёзным.
На создание такой куклы уходят месяцы.
Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа – человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.
Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле или кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.
Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.
Недаром говорят, что ремесло кукольника – это с одной стороны искусство, а с другой – игра. Для настоящего художника кукла – это почти живое существо. А кукла для театра – это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.
Куклы в театре – это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела». Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.
С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.
Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.
Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.
Педагог: ну вот и закончилось наше путешествие по стране мастеров, конечно, всю ее пройти не хватит и жизни, потому что на свете очень много профессий связанных с изучением и увлечением декоративно-прикладным искусством.
И так наше путешествие подошло к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы помечтали над тем, кем хочет стать каждый из вас? Кому, какая профессия в стране мастеров понравилась больше?