«Работа с собственным эмоциональным состоянием»

«Час психологии»
Занятие по теме: «Работа с собственным эмоциональным состоянием».
Цель: показать способы снятия внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды и других негативных эмоций.
Ход занятия.
Жизнь человека возможна тогда, когда удовлетворяются его физиологические и психические потребности. Существует три вида пищи, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Отсутствие любого вида пищи сначала вызывает голод, потом приводит к болезням, а затем и к смерти. Самый простой способ избежать этого – накормить человека, но не перекармливать.
К первому виду пищи относится воздух. Без него человек может прожить несколько минут.
Ко второму виду пищи относится вода и продукты питания. Без воды человек может прожить несколько дней, без пищи – несколько недель, но в результате все равно погибнет.
Третий вид пищи удовлетворяет потребности во впечатлениях, которые через определенные раздражители вызывают у человека эмоции. Когда человека лишают третьего вида пищи (например, изолируют его в замкнутом пространстве), при этом оставляют первый и второй вид пищи, человек начинает ощущать эмоциональный голод, который сначала приводит к тяжелым психическим заболеваниям (шизофрении), а затем к смертельному исходу.
Следовательно, утоление эмоционального голода, т.е. пища во впечатлениях так же необходима человеку, как и воздух, и вода, и продукты питания.
Эмоция – это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и к окружающему миру.
Какие же требования предъявляются к рациональному эмоциональному питанию?
Для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально нейтральные или балластные (60%). Эти данные получены учеными в ходе практических экспериментов.
Упражнение «Наши эмоции»
Разложить названия эмоций на группы отрицательные, положительные и нейтральные.
РАДОСТЬ
ИНТЕРЕС
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
ГНЕВ

ПЕЧАЛЬ
ЗЛОСТЬ
НЕДОВОЛЬСТВО
ГРУСТЬ

СКЕПСИС
СМУЩЕНИЕ
ВРАЖДЕБНОСТЬ
СТРАХ

СПОКОЙСТВИЕ
ТОСКА
АГРЕССИВНОСТЬ
НАСМЕШКА

Зачем столько отрицательных эмоций?
1 – стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы, когда деятельность не дает нужных результатов.
2 – стоят на страже наших поступков, предупреждают об опасности.
Попробуем выплеснуть отрицательные эмоции, при этом не причинить боль другим.
Упражнение «Два барана» (противостояние) – упереться ладонями и лбами друг в друга. Противостоять, не сдвигаясь с места. (Со звуками «Бе-е-е»)
Упражнение «Ругаемся овощами» (2-ой вариант – громко) – поругаться, называя друг друга овощами (Ты – огурец! А ты – редиска! Ты – морковка! А ты – тыква!)
Упражнение «Что мне мешает» (написать, уничтожить) – закончить предложение «откровенно говоря, я ненавижу, когда»
Упражнение «Что мне помогает» (написать, сохранить) – закончить предложение «откровенно говоря, я радуюсь, когда»
Упражнение «Глубокое дыхание» - на вдох «я», на выдох «раслабляюсь»
Упражнение «Гора с плеч» (стряхнуть усталость) – встать, широко расставить ноги, поднять плечи, отвести назад, опустить (со вздохом «Уфф»)







РАДОСТЬ

СКЕПСИС



ПЕЧАЛЬ

СПОКОЙСТВИЕ



ГРУСТЬ

НАСМЕШКА



ТОСКА

АГРЕССИВНОСТЬ



ЗЛОСТЬ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ



ГНЕВ

НЕДОВОЛЬСТВО



СТРАХ

ВРАЖДЕБНОСТЬ



ИНТЕРЕС

СМУЩЕНИЕ



15