Урок – экскурсия: «Мой город Санкт-Петербург: путешествие в будущее»


Урок – экскурсия: «Мой город Санкт-Петербург: путешествие в будущее»;
Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном городе, его прошлом, истории его образования, наметить будущее.
Задачи:
-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;
-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;
- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;
- прививать навыки поисковой исследовательской работы;
- выражать свои эмоции и чувства песнями, стихотворениями.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, .Формируемые УУД:
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель занятия.
Личностные:
- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.
Познавательные:
- умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.
Коммуникативные:
- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход занятия:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Вот и закончились летние каникулы. Я надеюсь, что вы хорошо отдохнули и готовы отправиться в длинное путешествие по стране Знаний.
Дети становятся в круг, и проводится игра с клубочком «Назови ласково». Дети, держась за нить, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг, учитель говорит:
-У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живём мы вместе, занимаемся вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живём на одной планете. Вы знаете, как называется наша планета? (Наша планета называется Земля).
- А нас, её жителей, как можно назвать? (Нас можно назвать земляне).
- Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия. Жителей нашей страны зовут…? (Россияне).
- А что такое Россия для всех нас? (Родина). Вот что, ребята, выяснилось – что у нас с вами одна общая родина. Давайте послушаем песню «С чего начинается Родина?», внимательно вслушивайтесь в слова.
В известной песне говорится, что родина начинается с простых вещей: с картинки в букваре, со скамьи у ворот, с живущих в соседнем дворе товарищей, со знакомой проселочной дороги.
- Давайте скрутим клубочек и расскажем, как вы понимаете слово «Родина».
У каждого из нас есть большая и малая родина. Большая родина – это наша страна, Россия. А малая родина – это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже школа, в которую вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Поэтому и говорят, что большая родина начинается с малой, с той самой проселочной дороги, со скамьи у ворот. Наш край известен как край лесов, рек, озер, старинных городов и сел, древних монастырей и церквей.
2. Беседа о родном городе.
И сегодня мы отправляемся на экскурсию по очень удивительному городу.
Рассмотрите картину на слайде № 1. (30 секунд тишины, чтобы настроиться на увиденное)
- Что мы видим на этой картине? (верфь, строительство кораблей, река, собор, корабль, люди) Не повторять ответы.
- Что происходит на этой картине? (люди заняты строительством кораблей)
- Что мы можем сказать о том, где это происходит? (корабельная верфь, Адмиралтейство, Санкт-Петербург – город святого Петра). Что даёт тебе повод так думать?
- Что мы можем сказать о том, когда это происходит? (не наши дни, начало 18 века, основание города 27 (16) мая 1703 г.)
- Что мы можем сказать о том, кто эти люди? (рабочие люди, моряки, Пётр I, плотники, шкиперы, инженеры). Подтверди свою точку зрения.
- Что ещё мы можем сказать об этом человеке, людях? (царь, основатели города и флота)
- Почему царь изображён с топором и в рабочей одежде? (сам принимал активное участие в строительстве кораблей, владел несколькими профессиями )- Что заинтересовало художника в этом сюжете? (зарождение города, флота, морской столицы) Автор картины Денис Лебедев, название “Пётр I”.
3. Показ презентации
Город рос не сам по себе, к этому приложили руки и души многие люди. Люди проектировали, строили, защищали, восстанавливали, жили и творили в нашем городе. Все они жители города, все они петербуржцы. И так как мы с вами живем в городе Зеленогорск, а он находится в Курортном районе Санкт –Петербурга, то мы тоже- петербуржцы.
Город это живой организм, в котором всё взаимосвязано. Посмотрим презентацию о том, что и кто связан между собой.
Слайд № 2.
- Город – это люди. Кого вы узнали на этом слайде? (Пётр Алексеевич Романов, Екатерина II, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Васильевич Ломоносов, Владимир Владимирович Путин, Валентина Ивановна Матвиенко, Пётр Ильич Чайковский, Георгий Сергеевич Полтавченко)
Слайд № 3.
- Город – это события. Какие события вам известны? (основание города и флота, Северная война, наводнение, штурм Зимнего дворца, баржи на Неве, начало Великой Отечественной войны, блокада, окончание ВОВ, день Военно-морского флота)
Слайд №4 -….
- Город – это архитектурные объекты. Какие объекты показаны на слайде? (заводы, стадионы, метро, памятники культуры, соборы, музеи, вокзалы, мосты)- Какие объекты, составляющие пространство города, не названы? (театры, магазины, достопримечательности, школы, детские сады, заводы, порт, парки, больницы)Сегодня мы попытаемся себя почувствовать архитекторами, дизайнерами, проектировщиками, писателями, художниками, т.е. теми людьми, которые создавали наш прекрасный город. Ведь мы тоже часть нашего города, мы – петербуржцы.
4. Проектная деятельность.
Каждый из вас представит себе, каким будет или должен быть наш великолепный город в будущем, какими должны быть жители, о чём они должны помнить, чем должны гордиться?
1 задание: проект города в будущем
Петербург – город, созданный по воле одного человека – Петра I. Но дальнейшее его развитие зависит от людей, живущих сейчас и тех, кто будет жить в будущем. Всем нам хочется жить в экологически чистом, красивом, комфортном городе. Как бы вы разместили на плане объекты города, чтобы они отвечали современным требованиям для удобного проживания горожан. Приложение № 2 - Приложение № 3.
2 задание: пожелания потомкам
Петербург – это город со своими традициями, своим укладом и распорядком жизни.
- Какие пожелания вы бы хотели передать будущим поколениям, чтобы и они могли жить в чистом, красивом, комфортном городе. (Каждый ученик пишет своё пожелание на листочке, а потом приклеивает на общий лист, на котором учитель уже начал со своего пожелания.) Приложение № 4.
3 задание: создание рекламной листовки
Петербург – это музей под открытым небом. Его посещают туристы из разных концов мира. Создайте рекламную листовку для туристов будущего о Петербурге. Приложение № 6. Песня «Белые ночи»
V. Подведение итогов работы по группам.
- Озвучьте послание.
- Покажите рисунок для будущих поколений.
Чтобы нам всем жилось комфортно в нашем любимом городе, надо беречь то, что уже создано нашими предками, что создаётся нашим поколением, что будет создаваться нашими детьми и внуками, а самое главное сохранить в наших душах любовь и уважение к своему городу и горожанам. Ведь мы – петербуржцы!
5. Рефлексия. Круги настроения.
Выберите цвет шарика, который соответствует вашему настроению. Если вы остались довольны своей работой, увиденным и услышанным, то показываете красный цвет; если не всё сегодня у вас получалось, но вы остались довольны, то показываете зелёный; если у вас не всё получалось и вы не довольны, то показываете желтый круг. Звучит песня о Санкт-Петербурге.