Методическая разработка урока изобразительного искусства Краски радости и грусти Техника монотипия (1 класс)

Частное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани






Методическая разработка урока
изобразительного искусства в 1 классе (1 час)
по теме
«Краски радости и грусти».
(техника монотипия)
Урок № 4





Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства






2017 г.
Тема урока: «Краски радости и грусти».

Цели: учить детей различать человеческие эмоции, настроение, отражать эти умения в своих рисунках.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Развивать воображение, творческое мышление; уверенность в себе, артистические способности.
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Регулятивные УУД:
развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивление, обида и т. д.) и цветного рисунка.
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
формирование целеустремленности и настойчивости в достижение цели. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.
наблюдать и самостоятельно делать выводы.
установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.
умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
Выражать и объяснять свою точку зрения
.

Оборудование:
Литературный ряд:

Зрительный ряд:
Изображения различных эмоциональных состояний
Презентация к уроку;

Музыкальный ряд: Грустная и веселая музыка

Для учащихся:
Альбомный лист,
Гуашь,
Кисти,
Стаканчики
Пленка на мольберте
Клубок шерсти яркого цвета

Содержание урока:

Организационный момент.
- Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.

Ребята как вы думаете, а можно изобразить то, что невидимо? (ответы детей)
Оказывается можно. А что бывает невидимым, но имеет цвет, вы сейчас узнаете.

Введение в тему урока
"Я пришёл к тебе с приветом..."

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, но только песня зреет.

Фет А.А. 1843

Какое чувство у вас вызывает данное стихотворение? (Радость)
А что является противоположным радости? (Грусть)
И что такое грусть и радость? (Настроение)

Вот это именно то, что мы не видим, но можем изобразить.
Настроение – это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым, как прекрасные лучи солнышка. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое, как тучи на пасмурном небе. Свое настроение имеют страницы книги, деревья, животные и звери, цветы, игрушки и наш любимый город.
Ребята, а от чего может улучшаться или ухудшаться ваше настроение?
Упражнение «Паутина добрых слов».
Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Лизе. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

2. Упражнение «Тренируем эмоции».
- А всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Каким оно еще может быть? Предлагаю немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить к доске и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.
Уставший человек
Больной ребенок
Человек, который несет что-то тяжелое
Человек сердится
Два человека поссорились и обиделись друг на друга
Радостный человек
Ребенок, который потерялся в лесу (испуг)
Человек, испытывающий боль от удара
Добрая волшебница
Ребенок которому подарили подарок

Ребята! Какое у вас сейчас настроение? А когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием). А почему так говорят: «Настроение меняется, как мартовский ветер»?
3. «Определи настроение».
А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей, ваших ровесников. Возьмите по снимку. Расскажите, какое настроение у ребенка. А можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный ).

Это все хорошо, что вы можете словами выразить и жестами какая она, испуг, доброту, боль, усталость, грусть и радость. И узнать можно по выражению лица и поведению человека. А если на картине нет людей, как узнать ее настроение?
А как изобразить?
А какие они краски радости и грусти?

Повторение пройденного материала
Какие мы знаем три основных цвета?
Почему они являются основными?

Если красная краска с желтой подружится,
Какая новая краска получится? (Оранжевая.)

Если желтая с синей подружится,
Какая новая краска получится? (Зеленая.)

Если красная с синей подружится,
Какая новая краска получится? (Фиолетовая.)
На какие группы делятся все цвета? (На холодные и теплые)

Давайте теперь посмотрим на ваши работы и пофантазируем, что вы видите в них? (Идет обсуждение работ, и придумываются названия каждой)

Вам не кажется, что и эти ваши рисунки имеют определенное настроение?
Как вы это поняли? (по цвету)
Какие цвета радости, счастья, хорошего настроения? (светлые в сочетании с яркими, преимущественно теплые)
А какие же краски грусти? (темные)

Творческая практическая деятельность учащихся

Сегодня использую технику монотипии и те краски, о которых мы проговорили, вы сможете изобразить вначале радость, а потом грусть.
Приготовили краски, воду и кисти
На пленке попытайтесь изобразить радость – всплеск положительных эмоций, фонтан хорошего настроения, фейерверк улыбок.
(Дети работают) Звучит веселая музыка
А теперь отпечатаем полученное изображение на лист бумаги. И вот он какой, портрет РАДОСТИ.
А теперь на эту же пленку не смывая предыдущих красок, наносим такие цвета, которые, по вашему мнению, изображают грусть – волну отрицательных эмоций, которая нахлынула и накрыла с головой, горы плохого настроения, океан слез.
(Дети работают) Звучит грустная музыка.
И теперь проделаем то же самое, отпечатаем полученное изображение на лист бумаги. И это – портрет ГРУСТИ.

Работы выкладываются на полу для высыхания. Дети встают полукругом и анализируют свои работы.


Подведение итогов
Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?
Какие они краски радости и грусти?
Что понравилось больше изображать?

Уборка рабочего места

Ребята, а к нам пришло СМС сообщение:

Поверь: есть радость в каждом дне
Ты можешь радоваться... мне!
(с пожеланиями тайна нового дня)

Заключительное слово
Что грустишь сегодня, зайка?
Быть в печали не годится!
Жизнь прекрасна! Начинай-ка
Улыбаться, веселиться!

Я желаю, чтобы у вас было в вашей жизни поменьше красок грусти, а побольше красок радости.
15