Урок природоведения для 6 И класса школы VIII вида Деревья, кустарники, травы


Урок природоведения
Класс: 6»И»
Тема урока: Деревья, кустарники, травы.
Цель: формирование представлений учащихся о классификации растений по внешнему виду.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
Закрепить знания учащихся по теме «Части растения».
Познакомить учащихся с видами растений: деревья, кустарники, травы.
Формировать умения проводить классификацию растений по существенным признакам.
Коррекционно – развивающие задачи:
Корригировать и развивать внимание, память, мышление через выполнение специально подобранных упражнений; развивать речь учащихся через ответы на вопросы, обогащать её природоведческой терминологией.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Прививать любовь к природе, уметь беречь и стремиться охранять её.
Оборудование: карточки- задания, демонстрационные картинки, фланелеграф, учебник «Природоведение» 5 класс Лифанова Т.М, Соломина Е.Н..
Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбук.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые методы и приёмы: комбинированный /объяснение – практика/.
Ход урока:
I. Организационный момент. Слайд
– Давайте улыбнёмся друг другу и гостям, которые пришли к нам на урок. Слайд
В школу вы пришли учиться.
Вам лениться не годится.
Будьте вы старательны,
Ко всему внимательны.
Слайд
Посмотрите на задания, которые лежат на ваших столах и попробуйте отгадать, какое слово я зашифровала при помощи геометрических фигур.
РАСТЕНИЯ
С
Я
Т

И
Н
РЕ
А



Слайд
-О чём мы сегодня будем говорить? (о растениях)
- Ребята, а растения – это живая или неживая природа? Докажите.
Признаки живой природы: рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание).Слайд
– Разделите объекты на 2 группы (живая природа, неживая природа): ель, белка, ландыш, солнце, луна, синица.- А что изображено на этих картинках на доске? (Растения)
Упражнение «Запомни растения»
Посмотрите на доску и запомните растения (10 секунд). (Закрываю картинки)
Назовите растения, которые вы запомнили. (Открываю картинки)
Дополните растения, которые забыли.
Сообщение темы и задач урока.
-Сегодня на уроке мы узнаем, на какие виды учёные делят растения, чем один вид растений отличается от другого.
Тема урока: Деревья, кустарники, травы. Слайд
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
Упражнение «Подпиши части растения»
Перед вами лежит листок, переверните его. Вам необходимо: узнать растения, при помощи цифр указать части растений (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
Дифференцированное задание(Глотов С.): подобрать листья к деревьям (берёза, тополь, дуб, клён).
Так какие же части есть у растений? Слайд
Постановка проблемы
- Ребята, а есть ли у растений такие части, которыми они отличаются друг от друга?
На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Я предлагаю вам игру «Узнай что это»
«У него есть листья». Вы можете сказать, о чём идёт речь?
«У этого растения есть зелёные листья и корень». Что это?
«У этого растения есть большой ствол, покрытый корой». Что это? (дерево)
Какой из признаков вам помог узнать растение?
ΙΙΙ. Изучение нового.
Слайд
Деревья- это растения с высоким твёрдым стволом и отходящими от него ветвями.
-Какие деревья вы знаете? (Берёза, осина, дуб, тополь, ель, сосна и т.д.) Деревья- крупные растения. У них большой длинный корень, который уходит в землю. От корня вверх поднимается ствол. Стволы деревьев различаются по толщине, высоте, окраске. У дуба ствол мощный и толстый. Слайд Иногда встречаются дубы, ствол которых не могут обхватить даже два человека. Самый толстый ствол у баобаба. Для того, чтобы его обхватить, несколько человек должны взяться за руки. А у берёзы и осины стволы гораздо тоньше. У берёзы ствол белый с чёрными крапинами, у осины- серо- коричневый, а у дуба- коричневый. В природе встречаются деревья, стволы которых по высоте могут сравниться с многоэтажным домом, а есть деревья невысокие.
Ствол дерева покрыт корой. Кора защищает дерево зимой от мороза, а летом от жары. Кора дерева может быть гладкая, как у осины, или шершавая, как у дуба.
От ствола в разные стороны отходят ветви. У ивы и берёзы ветви тонкие, они склоняются вниз. Прямые ветви тополя тянутся к солнцу. Ветви с листьями образуют крону.
Растёт дерево медленно, в течение многих лет. Зато и живёт долго. Среди деревьев встречаются долгожители, некоторые из них живут до 800 лет.
Упражнение «Напиши из каких частей состоит дерево»
Упражнение «Напиши названия деревьев»
Слайд
Кустарники ниже деревьев. Корень их не так глубоко уходит в землю. У кустарников несколько стволов. Они твёрдые, покрыты корой и не такие толстые, как у дерева, они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.
Кустарники- многолетние растения.
-Какие кустарники вы знаете?
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр. 57и прочитайте абзац от слова кустарники. Дополните свой ответ названиями кустарников, которые можно встретить в лесу, в саду, в парках. Слайд
Ребус Слайд
Упражнение «Собери слова»
сморооблепихаМали
- Названия кустарников рассыпалось. Необходимо собрать их.
дина
крыжовник
на

Слайд
Самые распространённые растения- травы. Корни у них не такие толстые, как у деревьев и кустарников. Стебли сочные, мягкие, зелёные. Травы бывают однолетние и многолетние. Горох, укроп- однолетние травы. Мать -и мачеха, крапива- многолетние. Самая высокая трава в мире- это растение банан. Родина банана- Африка.
Ребусы Слайд
Упражнение «Найди лишнее растение» Слайд
-На какие группы мы разделили растения? (Травы, кустарники, деревья).
Физминутка для глаз Слайд
Физминутка
Игра «Не ошибись
Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост - кустарники, руки вверх – деревья.
Упражнение в загадках
-Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете отгадать, про какое растение говорится в загадке. Соединить название и картинку, а затем определить его в нужную группу: Деревья, кустарники, травы.
ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ
1. То ли с крыши, то ли с неба
Прилетают хлопья снега.
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь) 1. Цветки- белые, кистями,
Плоды- чёрные, с костями.
(Черёмуха) 1. Стоят кругом сестрички:Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки)
2. Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит! (Осина) 2. Ветки белы и лиловы,
Аромат весь день!
Назовите одним словом:
Так цветёт- … (сирень). 2. Он стоял на гибкой ножкеВ круглой шапке у дорожки.Ветерок чуть набежалИ – развеял шапку-шар (Одуванчик)
3. И высок я, и могучНе боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок,Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)
3. У неё кусты высоки, густы,
Ствол и ветки- трубкой, очень хрупкой.
Ягоды красны, да не вкусны. (Бузина) 3. Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш)
4. Что же эта за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год. (Ель.)
4. Вышли девицы весне подивиться.
Сели гурьбой над самой водой.
Ручки в воде плескаются,
Серёжки висят, качаются. (Ивы). 4. Жёлтый цветик не для нас-
Вреден сок для наших глаз. (Куриная слепота)
5. У меня длинней иголки,Чем у ёлки,Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветви только на макушке. (Сосна)
5. Расправил свой ажурный листик
Среди полей … (тысячелистник).
6. Стоит Алёна: платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза) 6. Алой свечкой в небеса
Поднялась полей краса.
Предлагает пить чаёк
Ароматный тот цветок. (Иван- чай).
– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей, очищают и увлажняют воздух, создают прохладу)
Работа с фланелеграфом.
Оформление фланелеграфа на тему «Разнообразие растений по внешнему виду».
– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Слайд Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких.
Игра «Как бы вы поступили?»
1. Мальчик сделал острый меч
И давай кустарник сечь
Да кричать: «Я здесь храбрец!»
Что и вправду молодец?
-Почему этого делать нельзя?
2. Посмотрите на Захарку.
Он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только:
Ну зачем цветов рвать столько?
-Где лучше сохраняются цветы?
3. Деревья садят дети
А две подружки эти
Глядят по сторонам
Стоят не помогают
А деток убеждают
Деревья не нужны.
-Вы согласны с девочками? Для чего нужны деревья?
ΙV. Закрепление.
Программированные задания
1.Кустарники- А) одуванчик, ромашка, подорожник
Б) малина, смородина, шиповник
2. Клён, лиственница, дуб- А) деревья
Б) водоросли
3. Подорожник, укроп, крапива- А) трава
Б) кустарники
4. Чем кустарники отличаются от деревьев? А) формой листьев
Б) наличием нескольких стволов
5. Есть ли ствол и ветви у травы? А) да
Б) нет
Рефлексия
- У вас на столах лежат дубовые листья: жёлтый и зелёный. Если вы считаете, что вы отлично справились со всеми заданиями на уроке, то возьмите зелёный лист и прикрепите его на дуб (силуэт дерева), а если вы в чём- то сомневались, где-то ошибались, то возьмите жёлтый лист и прикрепите его к дереву.
V. Итог.Оценивание работы учащихся учителем.