Конспект занятия ссо старшими дошкольниками по речевому развитию Домик для скворцов


Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40»
муниципального образования города Братска
-4108454635500
Конспект занятия
по речевому развитию
«Домик для скворцов»
старшая группа
Подготовила: Смольникова И.В.
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ №40»
Братск, 2017 г.
Цели: развивать связную речь детей посредством составления рассказа по серии картин.
Задачи:
1. Обучающие: расширять и активизировать словарный запас; закрепить названия зимующих и перелётных птиц; учить детей пересказывать текст, соблюдая последовательность событий.
2.Развивающие: развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление.
3.Воспитательные: воспитывать умение слушать других детей, не перебивая.
Материал: мольберт, 4 сюжетные картинки к тексту; картинки с изображениями зимующих и перелётных птиц.
Предварительная работа: пересказы знакомых сказок, разучивание пальчиковой игры «10 птичек – стайка» по стихам И.Токмаковой, чтение стихов о весне, разгадывание загадок о весне.
Методические приемы: дидактическая игра «Назови птиц», пальчиковая игра, рассказ воспитателя, вопросы, образец пересказа, совместный пересказ, самостоятельный пересказ детьми. Ход
Игровая ситуация
Воспитатель начинает игру-сбор «Змейка по полю гуляла», подводит по окончании игры детей к столу, где разложены изображения зимующих и перелётных птиц.
В: Ребята, каких птиц вы узнали? Какие из этих птиц - зимующие? А остальные? Какую игру мы знаем про птиц?
Воспитатель размещает изображения птиц на доске, начинает игру «10 птичек», дети подхватывают.
Пой-ка, подпевай-ка,
10 птичек – стайка!
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан! Птички, птички, по домам!
2. Проблемная ситуация.
В.: я сейчас опишу одну из этих птиц, а вы постарайтесь отгадать, о ком я говорю.
Весной все птицы вьют гнёзда и выводят птенцов. Но эти птицы селятся в домиках, сделанных для них людьми. Кто знает, что это за птицы и как называется их домик?
Дети: Это скворцы, а живут они в скворечнике.
В.: Ребята, я хотела рассказать вам интересную историю про скворцов, скворечник и детей, но уронила картинки и перепутала. Помогите, пожалуйста, построить рассказ в нужном порядке.
Дети рассматривают картинки на столе и вместе с воспитателем пытаются определить их правильный порядок. Воспитатель спрашивает детей, почему они выстроили рассказ так. Потом воспитатель предлагает занять свои места.
Составление рассказа.
В.: Мы определили, как с самого начала были разложены картинки, а как звучит рассказ не помню. Давайте вместе будем описывать картинки и восстановим рассказ.
Воспитатель крепит картинки на фланелеграф в одну линию и по каждой дети рассказывают то, что видят, а потом воспитатель обобщает все высказывания и литературно обрабатывает текст, зачитывает полностью.
1 картинка. Дедушка рассказал внукам, что весной люди строят для скворцов скворечники, и решил научить детей изготавливать скворечник своими руками. Он показал детям, из каких деталей строится скворечник, и показал, как скворечник должен выглядеть.
2 картинка. Дети взяли инструменты – пилу, рубанок, молоток и гвозди, взяли доски и вместе стали мастерить новые скворечники.
3 картинка. Скворечники готов. Ребята подставили к дереву лестницу и прикрепили новые домики для скворцов в парке.
4 картинка. Ребята встали возле дерева, что бы увидеть новых жильцов скворечника. Долго ждать не пришлось, скоро прилетели два скворца и весело запели песню в благодарность ребятам. Дети были счастливы.
В.: Как вы относитесь к поступку детей? Как можно назвать этот рассказ?
В.: - Какие названия вам понравились?
4. Физкультминутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как как летят домой скворцы,
Голосистые певцы.
5.Самостоятельное рассказывание детей
В: Ребята, мне очень хочется узнать, кто самый внимательный из вас. Я прикреплю картинки, по очереди, а вы постараетесь рассказать о том, что изображено на каждой из них.
Дети рассказывают по одному по каждой из картинок, воспитатель побуждает детей воспроизводить в речи полное предложение по соответствующей картинке.
Восп.: - Ребята, вы очень внимательные, вот как хорошо вы запомнили рассказ. А кто-нибудь из вас сможет один сам рассказать весь текст полностью?
Воспитатель приглашает к мольберту желающих по одному.
Дети по одному воспроизводят текст, воспитатель следит за тем, чтобы другие дети не выкрикивали с места, слушали внимательно.
Восп.: Спасибо ребята, вы все очень внимательные. А может, кто-то придумает своё окончание этой истории?
Дети придумывают другой вариант истории, воспитатель помогает грамотно составлять предложения.