Валеологический аспект в работе учителя начальных классов в условиях лечебно — профилактического учреждения


ОГКУЗ «Ивнянский детский противотуберкулезный санаторий п.Ивня»
Учитель начальных классов Капнина Марина Алексеевна
Статья на тему: « Валеологический аспект в работе учителя начальных классов в условиях лечебно – профилактического учреждения»
Одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей. Вопрос, который мне сегодня хочется осветить, волнует человечество уже не одно десятилетие. Это валеологический аспект в общеобразовательной системе.
Почему в последнее время очень много больных и ослабленных детей в детских садах и школах? Как показывают данные ученых: примерно 62% детей рождаются с патологией. Естественно, приходя в школу, проблема здоровья усугубляется: ухудшается зрение, нарушается осанка, возникают проблемы с дыхательной системой и тд.
Большим подспорьем для больных и ослабленных детей являются оздоровительные лагеря, санатории. В Белгородской области есть такое медицинское учреждение с профилактический уклоном, в котором успешно лечат легочные и сопутствующие заболевания. А называется это учреждение – ОГ КУЗ «Областной детский противотуберкулезный санаторий п. Ивня».
Расположен в центре поселка Ивня, на вершине холма, у подножия которого блестят зеркальной гладью. В санатории лечит не только медицина, но и природа: весной воздух наполнен ароматом цветущих яблонь(на территории находится большой фруктовый сад), акаций, каштанов; летом медовым запахом разнотравья. Круглый год дети вдыхают фитонциды хвойных пород деревьев – сосны, ели. Большое релаксивное воздействие на детей, находящихся в санатории оказывают прогулки по берегам прудов, обрамлённых пышной растительностью.
Дети, получающие здесь лечение, обучаются по 4 урока в день длительностью 35 минут каждый. После двух уроков начинается большая (часовая) перемена. Бесспорно, все этапы режима дня направлены на укрепление и сохранение детского здоровья.
Валеологическая работа с детьми младшего школьного возраста многообразна: тематические экскурсии по территории парка, викторины(«Береги здоровье смолоду», «Овощи и фрукты – чудесные продукты», «Мы за здоровый образ жизни»), праздники здоровья, уроки здоровья(«Победим туберкулез вместе», «Здоровые зубы-это здорово»).
В санаторном парке растут хвойные и широколиственные породы деревьев, кустарники, травянистые растения, с лекарственными свойствами которых дети знакомятся на уроках окружающего мира, литературного чтения, физкультуры и труда. Плоды некоторых растений(каштан, ель, сосна)мои ученики используют в качестве тренажеров . Во время физкультурных минуток дети перекатывают в ладонях плоды каштана, шишки ели и сосны, это способствует снятию раздражения и усталости.
Учебный день дети начинают, выполняя элементы «Гимнастики мозга», которую разработали американские ученые Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Всего несколько минут гимнастики в день (5-7) дают высокую умственную энергию, помогают обучающимся любого возраста раскрывать возможности, заложенные в нашем теле. Например, упражнение «ленивые восьмерки», когда поочередно правой и левой рукой. Затем обеими одновременно дети чертят в воздухе восьмерку – знак бесконечности. Упражнение «перекрестные шаги и прыжки» больше подходит для перемены: необходимо коснуться при ходьбе левой рукой правого колена и наоборот. Ребятам нравится прыжки под музыку или пение, когда в такт в движениям левой ноги движется правая рука, затем левая рука – правая нога.Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников . С началом обучения в первом классе у детей возрастает нагрузка на зрение, это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, работая на близком расстоянии при чтении и письме. В результате орган зрения претерпевает функциональные изменения. Выходом из создавшейся ситуации является расширение зрительно – пространственной активности в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приемов предложенных докторов медицинских наук В.Ф. Базарным . Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала, так называемый «режим зрительных горизонтов». Например, тренаж с помощью плаката – схемы зрительно –двигательных траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На весь лист ватмана изображаются какие- либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, зигзаг) толщиной линии в 1 см. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток : вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке; каждая траектория имеет свой цвет. Упражнения выполняются только стоя. В середине урока дети встают и по команде учителя начинают «пробегать» глазами по заданному направлению.
При длительной работе ручкой и карандашом пальцы, кисти рук устают и нуждаются в специальной гимнастике. Поэтому очень важно вводить в физкультурные минутки упражнения для мелких мышц пальцев рук, проговаривая при этом стихи.
Большое внимание стоит уделять формированию правильного дыхания у младших школьников. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга, нервной системы, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться успокоиться, справиться с волнением, раздражительностью. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, развивает еще не совершенную дыхательную систему ребенка и укрепляет защитные силы организма, преобразует отрицательные эмоции в положительные. Дыхательные упражнения необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями.
Приведу примеры некоторых упражнений: после глубокого вдоха с задержкой дыхания поется любой гласный звук или слог, на длинном выходе проговариваются согласные парные звонкие и глухие звуки, «задувание свечи», «надувание воздушного шара».
Как профилактику простудных заболеваний, на своих уроках я предлагаю детям точечный массаж: проговаривая стихотворный текст, дети массируют активные точки головы, кистей рук.
Зная средство от простуды,
Все здоровыми мы будем.
Есть волшебные точки у нас -
Нажимай их каждый раз.
Точку красную найдем,
Пальчик кругом поведем.
Отдохнули, поворот-
Пальчик движется вперед.
Точку красную оставим,
Пальчики к синененьким приставим,
Чтобы носик наш дышал,
Насморк деткам не мешал.
Покрутили точку эту,
Передали эстафету.
Точки желтые находим
И опять по кругу водим.
Стоп, пойдем теперь вперед
Точку кто быстрей найдет?
Зеленая точка на грудке у нас
Дружно находим ее мы сейчас.
Пальчиком водим по кругу мы снова-
В классе все дети будут здоровы.
Еще один методический прием , который я использую –это вставки о здоровье на уроках. Русский язык «Волшебные слова»: предлагаю детям правильно списать с доски, написанные там слова: здравствуйте, всего доброго, будьте любезны… Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список. Дети, слова, которые вы написали называются «волшебными». Они добрые , ласковые, такими становятся люди, которые говорят их и слышат. На уроках математики дети вычисляют : сколько времени в сутках составляют дневной и ночной сон в санатории.
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам Брехмана, состоит в соучению здоровью с самого раннего возраста. В санатории дети получают знания, оздоровление, домой возвращаются веселыми и бодрыми. Многие приезжают вновь. Ведь как считал Парацельс : «Веселое сердце долго живет, веселый нрав позволяет творить только добро».