Урок истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями» с использованием ЭОР и интерактивной доски

Урок истории России в 6 классе
по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
с использованием ЭОР и интерактивной доски.
Цели урока:
Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, колонки, ЭОР с сайта "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов".
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
3. Борьба Руси с западными завоевателями.
4. Невская битва.
5. Ледовое побоище.
6. Закрепления новых знаний.
7. Информация учащимся о домашнем задании.
Ход урока:
I. Организационный этап




Учитель приветствует учеников, проверяется подготовка учеников к уроку (учебник, рабочая тетрадь).
Ученики вспоминают тему прошлого урока.

II. Проверка домашнего задания:
Текст задания на слайде:
В начале XIII века на съезде монгольской знати ________________ Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и получил имя __________________________________ - Великого хана.
В _____________ году поход монголов возглавил внук Великого хана ________________ .
Ответ:
В начале XIII века на съезде монгольской знати курултае Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и получил имя Чингисхан - Великого хана.
В 1236 году поход монголов возглавил внук Великого хана Батый .
Учитель организует проверку домашнего задания:
1) у доски один ученик должен заполнить пропуски с помощью электронного маркера;
2) остальные ученики работают с историческими понятиями (индивидуальные карточки: необходимо дать пояснения):
I вариант: Калка, 1237-1240 гг., "Злой город".
II вариант: "Ясса", 1223 г., Евпатий Коловрат.
На выполнение заданий отводится 5 минут, после чего проходит взаимопроверка определений исторических понятий. Ученик у доски может самостоятельно проверить себя, воспользовавшись подсказкой (стрелку направить на кружок).
Ученики в классе - путем обмена карточками, выставив друг другу отметку; проверка по правильному ответу на слайде.
Учитель начинает фронтальный опрос всех учеников по вопросам:
- В чем заключалась сила монгольского войска?
- Почему русские княжества не смогли противостоять монголам?

III. Борьба Руси с западными завоевателями:




























Учитель объявляет тему урока, ученики записывают ее в свои рабочие тетради.
Учитель начинает объяснение экспансии немецких и шведских рыцарей на восточных берегах Балтийского моря. Ученики с помощью учителя вспоминают изученный ранее материал всеобщей истории:
- Что такое рыцарский орден?
- Кто такие крестоносцы?
- Почему нужно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? Против кого они были направлены?
- Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей, Новгорода и Пскова?
Учитель обращает внимание учеников на портрет князя Александра Ярославича. И предлагает познакомиться с его характеристикой в учебнике
Далее учениками выполняется работа по вариантам:
1-ый составляет план Невской битвы(стр. 109-110);
2-ой составляет плат Ледового побоища (стр. 110-112).
Структура плана:
1. Год и место сражения.
2. Участники и их характеристика.
3. Ход сражения.
4. Итог сражения.
При составлении плана ученики работают с учебником

IV. Невская битва:











Учитель совместно с учениками проверяет работу в тетради и обобщают полученные знания.
При проверке плана целесообразно разобрать по карте места сражения. Для работы над картой-схемой можно использовать ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На слайдах представленный гиперссылки.
За одержание на Неве блестящей победы князя Александра прозвали Невским ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

V. Ледовое побоище:












В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

Проверяется выполнение работы по плану 2-го варианта. Ход сражения соотносится с картой (гиперссылка на ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель задает вопрос:
- Каким приемом Александр Невский сумел победить хорошо организованное войско рыцарей?
Победой русской дружины завершилась битва на льду Чудского озера и вошла в историю под названием Ледового побоища.
Учитель подводит итог работе по составлению планов, в тетрадях делаются поправки. Ученики отмечают причины победы русской дружины в двух битвах-сражениях. Отмечаются качества военачальника и руководителя кн.Александра Невского.




VI. Закрепление новых знаний :
Тест на слайде











Ответ:
1.а 2. б 3. б
Тест.
1. В начале XIII в. шведы стремились захватить:
а) Северо-Западную Русь;
б) Северо-Восточную Русь;
в) Юго-Западную Русь.
2. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвание Невский за битву, которая состоялась:
а) в 1234 г.;
б) в 1240 г.;
в) в 1242 г.
3. В 1242 г. состоялось сражение на:
а) р. Неве;
б) Чудском озере;
в) р. Сити.

VI. Рефлексия:
Правила синквейна на слайде:

1 Существительное – тема.
2 прилагательных.
3 глагола.
Предложение ( отношение к теме).

5. Синоним к теме.



Синквейн.
Тема: "Александр Невский"
Александр Невский.
Мудрый, талантливый.
Защитил, прославил, освободил.
Талантливый дипломат и полководец заключил мир с татарами.
Великий полководец.
1. Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами................
2. Два самых важных имени: ............................
3. Два самых важных события (даты):.....
4. Два самых важных качества личности правителя (человека):

VIII. Домашнее задание:



Подведение итогов урока, выставление отметок за активность на уроке и проверку домашнего задания.
Комментирование домашнего задания.
§ 13 прочитать, источник стр. 114, вопрос 1 (устно),
Задания в рабочей тетради на выбор - 2 любых.



15