Технологическая карта на тему: «Наука химия для обеспечения безопасности человека»


«Наука химия для обеспечения безопасности человека»
Интерактивное внеурочное занятие
   Современному обществу необходимы обучающиеся, способные осуществлять самостоятельную деятельность. Следовательно, подготовка обучающихся включает формирование  прочных знаний, умений и навыков, необходимых для решения творческих задач, ответственного отношения деятельности, развитие потребности в самообразовании.
        Образовательный процесс в учебных заведениях предполагает развитие личности обучающихся, их способностей и интересов, между которыми существует тесная взаимосвязь. Способности развиваются в учебно-познавательной деятельности, которая стимулируется мотивами и интересом к дисциплине.
        Практика обучения химии показывает, что большой интерес у обучающихся вызывают глобальные, социально и личностно значимые проблемы и, конечно же, вопросы, касающиеся нашей с вами безопасности.
        В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Наука химия для обеспечения безопасности человека».
Цель мероприятия: активизировать интерес обучающихся к  химии; показать единство естественнонаучной картины мира, значимость химической науки в повседневной жизни; расширение кругозора обучающихся, повышение уровня их культуры; сформировать ответственное отношение к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Задачи:
        Образовательная: формирование химических знаний обучающихся; расширение их кругозора за счет межпредметных связей с естественнонаучными дисциплинами.
        Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, взаимовыручки, общительности,  коммуникативности.
         Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей, умения находить оптимальные решения.Форма проведения занятия: игра.
Материально технические средства: компьютер, мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, интерактивные задания.
Продолжительность занятия: 45 минут
Участники: обучающиеся 11 класса.
Проведение мероприятия: Мероприятие «Наука химия для обеспечения безопасности человека» проводится в музее, в котором для каждой команды ставим стол, готовим  бумагу, ручки.
Находчивость и смекалку команд оценивает жюри, которое информирует об итогах конкурсов, определяет и награждает победителей. В его состав приглашаются преподаватели, обучающиеся других классов. Обучающее значение  внеклассного мероприятия значительно усиливается, когда члены жюри не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения, разъясняет болельщикам, какие неточности допустили участники при ответе.
Информационная карта занятия
Тема занятия: «Наука химия для обеспечения безопасности человека»
Целеполагание для ученика (что надо узнать, чему научиться за урок – в глаголах ЗУН: знать, уметь, научиться, освоить, сформировать представление, уметь объяснить и т.д.) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)
Иметь представление о строении атома.
2. Уметь сравнивать и делать выводы о свойствах материалов на основе их состава.
3. Иметь представление о загрязнении окружающей среды. 1. Предметные цели:
Акцентировать внимание на интегрированном характере занятия
Провести диагностику актуального уровня обученности с анализом результатов
Актуализировать знания о загрязнении окружающее среды
2. Цели, отражающие развитие УУД:
Познавательные – ознакомиться с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, выявить главные пути решения проблем охраны окружающей среды.
Регулятивные – уметь использовать речь для регуляции своей деятельности, классифицируют загрязнения окружающей среды, сравнивают последствия различных загрязнений, формулировать выводы, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами
Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, работать в группах, совместное обсуждать спорные вопросы и уметь высказывать своё мнение.
3. Цели, развивающие личность, социализирующие цели
- способствовать формированию и развитию экологических качеств личности обучающихся;
- Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
Опорные понятия, термины
Экология, загрязнение, окружающая среда, строение атома, ПДК, доза радиации. Новые понятия, термины
Классификация загрязнений окружающей среды, дозиметр.
Этапы урока Деятельность обучающихсяДидактическое обеспечение
1. Организует деятельность по актуализации понятий
2. Объяснение нового материала
вводятся новые понятия
3. Организует деятельность обучающихся по актуализации знаний
4. Организует обсуждение
5. Подведение итогов занятия Слушают, отвечают на вопросы учителя, уточняют и дополняют ответы одноклассников, воспринимают информацию на слух, выстраивают логические цепочки мышления.
Слушают учителя, работают в группах, составляют план и последовательность действий при выполнении задания, извлекают информацию из прослушанного, определяют основную и второстепенную информацию, структурируют полученные знания, анализируют объект.Обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, используют речь для регуляции своей деятельности
Формулируют выводы, определяют причины аварии, приводят примеры, интерпретируют информацию, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки), обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Называют основные характеристики загрязнения окружающей среды, классифицируют загрязнения, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). презентация
филворд на печатной основе, индивидуальные карточки
вопросы, подготовленные учителем и обучающимися на печатной основе
задания в электронном виде
Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Наука химия для обеспечения безопасности человека»
Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
1. Оценить свой уровень обученности на момент начала изучения загрязнений окружающей среды.
2. Ознакомиться с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения
3. Рассмотреть главных пути решения проблем охраны окружающей среды
4. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для себя и общества
Социализирующие, личностные цели
- Показать необходимость знаний данного занятия для жизни человека
- Способствовать формированию и развитию экологических качеств личности обучающихся.
- Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
Развитие УУД:
- Развивать навык анализа понятий
- Развивать навык планирования работы и организации рабочего места
Познавательные – ознакомиться с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, выявить главные пути решения проблем охраны окружающей среды.
Регулятивные – уметь использовать речь для регуляции своей деятельности, классифицируют загрязнения окружающей среды, сравнивают последствия различных загрязнений, формулировать выводы, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами
Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, работать в группах, совместное обсуждать спорные вопросы и уметь высказывать своё мнение.
Предметные цели:
Акцентировать внимание на интегрированном характере занятия
Провести диагностику актуального уровня обученности с анализом результатов
Актуализировать знания о загрязнении окружающее среды
Опорные понятия Новые понятия, термины
Экология, загрязнение, окружающая среда, строение атома, ПДК, доза радиации, загрязняющее вещество Классификация загрязнений окружающей среды, дозиметр, радиоэкология, естественный радиационный фон.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
I. Актуализация знаний и постановка цели занятия
1. Организует деятельность по актуализации понятий «окружающая среда», «химические загрязнение», «экология».
Предлагает ответить на вопросы:
- Что такое окружающая среда?
- Что такое экология?
- Дайте определение химическому загрязнению, приведите примеры и укажите признаки. Слушают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Контролируют правильность ответов обучающихся Давать определение понятиям «окружающая среда», «химические загрязнения», «экология».
Обобщать понятия.
Осуществлять сравнение и классификацию.
Строить логические рассуждения, устанавливать межпредметные связи.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания Дополнять, уточнять ответы одноклассников, выбирать эффективные способы решения познавательных задач Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, владение устной и письменной монологической речью. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий Понимать единство естественнонаучной картины мира
2. Объяснение нового материала
вводятся новые понятия «дозиметр», «радиоэкология», естественный уровень радиации, классификация загрязнений. Напоминает источники загрязнений окружающей среды.
Предлагает разделиться на группы и сыграть в филворд. Слушают учителя, делятся на две группы и выполняют задания филворда. Извлекают информацию из прослушанного, определяют основную и второстепенную информацию, структурируют полученные знания, анализируют объект.Составляют план и последовательность действий при выполнении задания, оценивают достигнутый результат Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга Понимать значимость химической науки в повседневной жизни
3. Организует деятельность обучающихся по актуализации знаний:
«Блиц-опрос», «Ты мне я тебе»
Обсуждают и отвечают на поставленные вопросы Строят логические цепочки рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения, используют речь для регуляции своей деятельности. Организовывают
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и с
одноклассниками Понимают значимость
фундаментальных
представлений о химических знаниях для
формирования
целостной
естественнонаучной
картины мира
4. Организует обсуждение последствий аварии на АЭ в Чернобыле формулируют выводы, определяют причины аварии, приводят примеры, интерпретируют информацию строят логические цепочки рассуждений, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) составляют план и последовательность действий, оценивают достигнутый результат обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, умеют с помощью вопросов добывать недостающею информацию Формируют
ответственное
отношение к учебе,
готовность и
способность к
саморазвитию и
самообразованию
5. Подведение итогов занятия
предлагает составить обобщающую таблицу (классификационную схему) по загрязнениям окружающей среды
называют основные характеристики загрязнения окружающей среды, классифицируют загрязнения умеют заменять термины определениями, структурируют полученные знания, анализируют существенные и несущественные признаки. умеют выбирать эффективные способы деятельности интересуются чужим мнением и высказывают свое, умеют слушать и слышать друг друга, работать в группах