Конспект урока Дождевой червь


Конспект урока « Тип круглые и кольчатые черви»
Нет сомнения, что вряд ли есть ещё другие
животные, которые сыграли бы столь важную роль
истории мира, как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч. ( 1881)
Цель урока : Познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации круглых и кольчатых червей и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
1.Предметные:
- рассмотреть особенности организации круглых и кольчатых червей как
наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
- расширить знания учащихся о практическом значении животных в приро-
де и жизни человека ;
2.Метапредметные:
- продолжить формирование умений практической деятельности в ходе выполнения лабораторной работы по инструкции, делать выводы, решать
проблемные вопросы, сравнивать, анализировать;
- формирование аналитического мышления, наблюдательности.
3.Личностные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к живым организмам,
формировать гуманность.
Ход урока :
I Организационный момент
- Всеобуч ( проверка отсутствующих).
II. Для повторения материала о типе плоские черви предлагается игра
« Светофор».( карточки синего – да и красного- нет цвета):
(-) Плоские черви имеют радиальную симметрию.
(+) У плоских червей нет полости тела.
(+) Молочная планария относится к классу ресничные черви.
(+) Пищеварительная система плоских червей замкнутая, не имеет
анального отверстия.
(-) Плоские черви имеют печень.
(-) Дыхательная система плоских червей – жабры.
(-) Кровеносная система плоских червей – замкнутая.
(+). Все плоские черви – гермафродиты.
(+). Печеночный сосальщик имеет двух хозяев.
(+). Окончательным хозяином бычьего цепня является человек.
Контроль выполнения заданий
Фамилия. И.О. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Вопрос учащимся:
Какие ароморфозы появляются у плоских червей по сравнению с кишечнополостными? (3-х слойность, ткани, системы органов , пара-
зитизм со сменой хозяев).
III. Ввод в тему урока ( актуализация)
Учитель: Еще раз напоминаю, что изучение природы у нас построено по определенной линии. Линии эволюции организмов по пути усложнения уровня организации. И следующим типом животных, у которых появляются новые признаки усложнения организации и ароморфозы, будет тип Круглые и Кольчатые черви. ( запись темы урока).
IV. Изучение новой темы ( осмысление)
Учитель: Мы изучили тип Плоские черви, а сегодня рассматриваем
Кольчатые и Круглые черви. Почему круглые и кольчатые? Как вы думаете?
Учащиеся: В названии отражена отличительная особенность их строения. Круглые черви имеют круглое сечение в поперечном разрезе, а кольчатые разделены на сегменты, которые внешне
напоминают кольца.
( слайды круглые и кольчатые черви и видеоурок).
V Работаем по плану заполняя таблицу.
Характерис-тика Тип плоские
черви Тип круглые
черви Тип кольчатые
черви
1 Представи-тели Молочная планария,
дугезия.
Аскарида,
острица. __________________
2. Числен-
ность. 15 тыс. видов. ______ тыс. видов 9 тыс. видов
3. Среда
обитания Водная, влажная почва, организменная. Водная, почвенная,
_________________ Водная,почвенная.
4. Симметрия
тела Двусторонняя Двусторонняя ______________
5.Форма тела Тело вытянутое, уплощенное или листовидное, у ресничных- покрыто
ресничками. Тело _____________
в поперечном сечении. Тело вытянутое, состоит из ________
________________ .
6. Полость тела Первичная _____________ ( целом), заполенена
идкостью.
7.Зародышевые листки – экто-, энто- и мезодерма
8.Кожно- мускульный мешок Эпителий с ресничками,три
слоя мышц: кольцевые, косые и продольные. Кутикула+ _______
________ мышцы и 4 ______________
валика. Тонкая кутикула – эпителий + ________
_________ и _______
___________ мышцы.
9. Пищеваритель-ная система Передняя и средняя кишка. Передняя,________
и_______________
кишка, анальное
отверстие _________________,
_______________и
задняя кишка, анальное отверстие.
10 Выделительная система Протонефридии Протонефридии Метанефридии
11.Кровеносная система отсутствует отсутствует Замкнутая: ________
________и_________
________сосуды + кольцевые сосуды.
12.Дыхательная система Дыхание диффузное, через кожные покровы. Дыхание диффузное, через кожные покровы. Дыхание диффузное, через кожные покровы, у морских ( кл. многощетинко -вые)- _____________
________________.
13. Нервная система Лестничного типа Лестничного типа Нервная цепочка +
_________________
кольцо.
14. Половая система Внутреннее оплодотворение Внутреннее оплодотворение И
________ _________
________ _________
оплодотворение
15.Цикл развития Сложный с превращениями и сменой несколько
хозяев. Несколько стадий личинок. Сложный, несколько стадий ________________
_______________ . У малощетинковых- прямое, у многощетинковых
__________________
Самопроверка по заполненной на экране ( карандашом).
Подсчитайте, сколько у вас ошибок?
1-3 ошибки- «4»; 4-6- «3»; 5и более - «2».
V I Перед вами черный ящик ( музыка)
Прослушайте подсказку :
Они живут в тиши подземной,
Тихонько двигаясь, шурша.
Едят листву, опад бесплодный,
Её глотают неспеша .
Вопрос: Кто в ящике?.
Молодцы, это дождевой червь.
- В1881 году за год до своей кончины, всемирно известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую закончил словами:
«Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но ещё задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись ещё другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место».
Сегодня мы повторим изучения Дарвина.
VII Лабораторная работа
« Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя».
Цель: знакомство со строением и особенностями поведение кольчатых червей на примере дождевого червя.
Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук,
инструктивная карточка, зтикетка « Не кричать».
Инструктивная карточка:
Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в ванночку с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру.
Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры ( с помощью линейки).
Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу.
Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание? ( А).
Определите выпуклую ( спинную) и плоскую ( брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела. ( Б).
Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. С помощью лупы рассмотрите щетинки на теле червя. Выясните роль щетинок(В).
Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она- сухая или влажная.
( Г)
Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя. Как он реагирует на эти раздражения (Д).
Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом ( Е).
На рисунке дождевого червя обозначьте части тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве(Ж).
Ответьте на вопросы:
А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?
Б –Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?
В- Что вы ощущаете при прикосновении? Какова роль щетинок ?
_______________________________________________________________
Г- Какая кожа у дождевого червя? Какое значение имеет такая кожа в
жизни этого червя в почве?_____________________________________
______________________________________________________________
Д- Как реагирует червь на прикосновение?__________________________
_______________________________________________________________
Е- Как реагирует червь на резкий запах лука – химическое воздействие ?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
Ж- На рисунке поставьте соответствующие цифры:

Передний конец тела
Задний конец тела
Поясок
Анальное отверстие 5-Ротовое отверстие
Сделайте вывод:
_____________________ черви наиболее прогрессивные организмы в сравнении с животными типа ______________________ черви, так как у них появляются ___________
_______________ и _________________ на коже для движения в почве, органы ________
различающие и воспринимающие раздражители, а также __________________________
на прикосновение к телу.
VIII Домашнее задание:
Пар. 41 прочитать ,ответить письменно на вопросы 3.4 стр. 157, вопр. 1.2устно.
( на доске термины: кровеносная система; первичная полость тела; вторичная полость тела; целом, брюшной сосуд, спинной сосуд, кольцевые сосуды, задний отдел кишечника анальное отверстие, жабры).
IX Итоги урока:
Оценки за работу на уроке ( активным и за правильные ответы).
Оценка за таблицу ( самооценка) – 2-3 уч.
Оценка за лабораторную работу.
X. Рефлексия
- Сегодня на уроке я научился или научилась___________________________________
- Сегодня на уроке я узнала _________________________________________________
Спасибо за совместное сотрудничество.